Типология идеологий

Альдер Ан
       Под политической идеологией принято понимать комплекс идей о государстве и обществе, обосновывающих суть социально-политических явлений и проектирующих определённый общественный порядок. Наиболее известные политические идеологии – либерализм, марксизм, консерватизм, монархизм, анархизм, национализм и другие. В действительности их число многократно выше. Уже при первом соприкосновении с вопросом перечня идеологий интернет-сайты предлагают десятки, если не сотни разных политических учений. К примеру, сайт Википедии предлагает не один десяток разновидностей только либерализма. Значительное количество идеологий носит авторское имя, что наталкивает на мысль о том, что число их может быть теоретически бесконечным, у каждого может быть своя собственная идеология, пусть не столь популярная, как, допустим, марксизм. 
       Закономерно возникает проблема типологии (классификации) политических учений, при этом однозначного решения её нет. Слишком тесно переплетение разных идеологий, в связи с чем уже после первого классификационного разделения может получиться, что некоторые учения, обладающие высоким сходством, оказались расположены в противоположных группах.
       И всё же несмотря на то, что идеологий может быть сколь угодно много, существует ряд ключевых вопросов, на которые каждая из них должна дать собственный однозначный ответ. Задача этого сочинения – попытаться определить универсальную структуру всех политических идеологий, основанную на иерархии проблем, которых тем или иным образом разрешает каждая из них. Данная структура позволит создать системную и непротиворечивую типологию идеологий, в которой каждое учение получит определённое место, благодаря чему появится возможность более отчётливо определить взаимосвязи, сходства и различия идеологий, а также, что особенно важно, найти собственный мировоззренческий идеал безотносительно их наименований, часто сопровождаемых стереотипами.
       Понятие иерархии было упомянуто неслучайно. Представляется, что каждая логически завершённая политическая идеология должна отвечать на ряд последовательных вопросов о сосуществовании государства, общества и человека. Данные вопросы положены в основу критериев, на основе которых возможно классифицировать все существующие типы социально-политического строя и, более того, определить «формулу идеологии».
       Правилами классификации поощряется поименование выделяемых групп, однако в настоящем случае делать это будем в ограниченных количествах, поскольку большое количество терминов уже привязано к конкретным идеологиям и прочно ассоциируется с ними; задачей же этого текста является как раз избежать смыслового клиширования.

       1. Критерий: наличие государства
       Государство как централизованная сила, обладающая способностью осуществлять политическую власть с применением ресурса законного принуждения, далеко не всеми идеологиями воспринимается как ценность и необходимость.

       1А. Учения, не предполагающие наличия государства («антигосударственные»). Централизованная политическая сила, сколь угодно обособившаяся от общества, отсутствует. Это идеологии, связанные с общественным самоуправлением (автономные коммуны в анархизме, коммунизме), с идеализацией первобытнообщинного строя, с «атомизацией» общества (каждый живёт сам по себе) и т.п.
       1Б. Учения, предполагающие наличие государства в том или ином виде. К ним относится подавляющее большинство известных идеологий, по-разному обосновывающих способы сосуществования государства, общества и человека. Поэтому и последующие приведённые здесь критерии относятся в большей степени к учениям группы 1Б. Стоит заметить, что ряд идеологий «в динамике» носят переходный характер. Так, согласно марксизму, после социалистической революции государство постепенно отмирает и в итоге исчезает вовсе. Тем не менее, внегосударственное состояние – лишь некий ориентир будущего, основная же часть коммунистической теории К. Маркса и его последователей всё же связана с практикой деятельности социалистического государства, в связи с чем коммунизм такого рода будет рассмотрен именно в составе группы 1Б.

       2. Критерий: степень участия членов общества в управлении государства
       Наиболее значимым критерием после «государственности» как таковой представляется степень политической свободы населения, объём его прав на управление государством, в которое данное общество организовано. Здесь во многом определяется характер политического режима, хотя полностью отождествлять с ним данный критерий нельзя.

       2А. Демократия. Пассивным и активным избирательным правом, возможностью голоса при принятии важнейших политических решений обладает всё дееспособное население. В обществе присутствует реальная политическая борьба (естественно, легальная), выражающаяся в многопартийности, деятельности независимых средств массовых информаций, свободном проведении демонстраций и митингов, выражающих различные политические позиции. Идеологии группы 2А с достаточной степенью точности возможно обозначить как демократические.
       2Б. «Аристократия». Дееспособное население государства неоднородно в своих политических правах, что может проявляться, во-первых, в неравном избирательном праве (например, 1 голос помещика приравнивается к 10 голосам крестьян), а во-вторых, полном отсутствии избирательных прав у тех или иных социальных групп. Критерии неравенства могут быть совершенно любые – раса, национальность, место проживания, происхождение, экономический класс, имущественный ценз, образовательный ценз, пол, возраст, религиозные, политические или иные взгляды, владение тем или иным языком. В обществе с подобным порядком допустимо говорить об «аристократии» рода, нации, капитала, конфессии и т.д. Легальная политическая борьба допускается лишь среди граждан, наделённых политическими правами.
       2В. Автократия – власть узкой группы лиц или одного человека. Во главе государства стоит царь, король, диктатор, партия, хунта, которые целиком определяют политический курс. Не исключаем, что некоторые идеологии предлагают власть неживого существа в скором будущем – некого суперкомпьютера, который лучше всякого человека способен смоделировать все социально-экономические процессы и вырабатывать лучшие управленческие решения. Законная политическая борьба при автократии не допускается, смена власти осуществляется по решению узкой элиты или в установленном порядке (престолонаследие и т.д.). Конкретные исторические примеры автократии – абсолютная монархия, власть диктаторов XX века на различных континентах планеты.
       2Г. Смешанная политическая форма. Автократическая модель управления сосуществует с демократической или аристократической: если одни государственные органы формируются по первой модели, то другие – с реальным участием населения (конституционная, дуалистическая монархия). Подчеркнём, что это участие должно быть реальным, а не декоративным. В случае, если органы, формируемые по разным моделям, имеют сопоставимый политический вес, возможно возникновение политических кризисов, какие имели место, например, при Николае II и Государственной Думе, а также в эпоху М.С. Горбачёва, когда высшие органы государства перестали быть целиком «коммунистическими».

       3. Критерий: правовая структура общества
       В рамках третьего критерия предполагается установить, будут ли отдельные социальные группы обладать привилегиями, или имеет место общество юридически равных людей. Политические права в нём не учитываются, поскольку они были предметом классификации на предыдущем этапе. Фактически речь идёт о распределении всех неполитических прав между членами общества.

       3А. Общество равных, или «гражданское» общество. Отсутствие юридически привилегированных слоёв населения, позитивной и негативной дискриминации. Идея «гражданского» общества близка как учениям демократического толка, так и, например, некоторым идеологиям, предполагающим автократический режим государства (социализм и т.д.). Другими словами, идея 3А может сочетаться практически с любыми вариациями критерия 2 (в особенности 2А и 2В). Сочетание 2Б-3А хоть маловероятно, но теоретически возможно, если, например, предполагается в обществе равных граждан установить образовательный или иной ценз для избирательного права.
       3Б. Общество неравномерного распределения прав, или «сословное» общество (полагаем, что кавычки не следует ставить вовсе). Узаконенное неравенство прав членов общества в зависимости от их происхождения (пола, расы, национальности), языка и (или) взглядов (религиозных, политических). Наличие привилегированных и непривилегированных слоёв общества, т.е. фактически сословий. Несмотря на полное разложение феодального способа производства в XX веку, основная масса государств утратила сословный характер лишь в XX столетии. Ещё сравнительно недавно в большинстве стран присутствовало правовое неравенство полов; США изжили сословную структуру лишь после отмены расовой сегрегации, а СССР – после снятия ограничений в правах служащих бывшей царской России и некоторых иных категорий граждан, а также после отмены запрета покидать колхозы.
       Идея 3Б ныне свойственна расизму, радикальному национализму и иным идеологиям.

       4. Критерий: экономическая система
       Экономика – система отношений в сфере производства, потребления, распределения и обмена экономических благ. Без всякого сомнения, экономика является одной из ключевых сфер любого государства, а потому ни одна идеология не обходится без разрешения вопроса об экономической системе.

       4А. Свободная экономическая система. Члены общества ведут натуральное и товарное хозяйство без каких бы то ни было ограничений. Одним из первых идея получила теоретическое обоснование в учении классического либерализма, выражавшего абсолютную уверенность в необходимости саморегуляции рынка.
       4Б. Ограниченно свободная экономическая система. Рыночные механизмы экономики попадают в орбиту правового регулирования государства, которое стремится упорядочить трудовые отношения, ограничить неблагоприятное воздействие на окружающую среду и неконтролируемую рекламу, ввести минимальные стандарты качества продукции путём сертификации, лицензирования, бороться со злоупотреблениями монопольным положением и т.д. Особенный импульс идея получила после самого масштабного кризиса – Великой депрессии.
       4В. Плановая (административно-командная) модель. Отрицание свободной экономики как чрезмерно хаотичной, регулярно испытывающей кризисы. Производство, распределение, ценообразование приобретают централизованный характер. Основное своё воплощение получает в социалистическом государстве.
       4Г. Смешанная экономическая система. Сочетание плановой и ограниченно свободной моделей, при котором государство является важнейшим экономическим субъектом, однако не исключается контроль над средствами производства частными лицами. Проявления идеи 4Г – государственный капитализм; монопольный контроль государства над рядом областей экономики; активное вмешательство правительства в рыночные отношения времён нацистской Германии.

       5. Критерий: степень социальной защищённости населения
       Степень социальной защищённости определяется объёмом социальных обязательств государства.

       5А. «Государство – ночной сторож». Правительство не вмешивается в экономическую жизнь страны, равно как не берёт на себя никаких социальных обязательств – поддержки безработных, малоимущих, выплаты пенсий и пособий.
       5Б. Социальное государство. Важнейшей функцией государства является обеспеченная законом поддержка человека, попавшего в непростую жизненную ситуацию. Правительство поддерживает материнство и детство, пенсионеров, безработных, эмигрантов, предпринимает меры по выравниванию доходов населения. Достаточно ярко идея социального государства проявляется в учении социал-демократии, а также иных учениях левой половины идеологического спектра.
       Стоит отметить, что идеи 5А и 5Б представляют собой крайние проявления, полюсы критерия 5, в то время как промежуточных концепций может выделяться сколь угодно много. Даже практический опыт позволяет заключить, что объём социальных обязательств в современных государствах неодинаков. Вообще, проблема определения степени «социальности» государства (в сочетании со степенью экономической свободы) на сегодняшний день одна из наиболее актуальных для каждого правительства. Очевидно, что количество пособий, во-первых, напрямую отражается на состоянии государственного бюджета, а во-вторых, определяет экономическую активность населения и тонус делового оборота. Чем больше государство обеспечивает неработающее население (в т.ч. мигрантов), тем выше его социальная привлекательность и тем хуже деловой климат.

       6. Критерий: место человека в обществе (идеологический аспект)
       Критерий отражает соотношение интересов человека, общества и государства, проявляющееся в культуре и ментальности общества.

       6А. «Ультралиберальное» общество. Подчёркнутая значимость человеческой личности со всеми её физическими и психическими особенностями, которые провозглашаются предметом собственной гордости каждого. Культивируется предельная толерантность, в связи с чем сфера приличного, нравственного крайне невелика. Приоритет интересов человека над интересами общества и государства. Акцентированное, создаваемое специально представительство различных групп населения по их физическим и психическим особенностям в правительстве, массовой культуре, спорте и т.п. 
       6Б. «Человекоцентристское (либеральное)» общество. Приоритет интересов личности над интересами общества и государства. Свобода самовыражения ограничивается общепризнанными нормами нравственности. Свобода культуры, которая ограничивается лишь запретом нанесения вреда физического и нравственного ущерба обществу, а также окружающей среде.
       6В. Общество сочетания интересов. Интересы человека, общества и государства признаются равными по значимости. Государство выступает активным субъектом культурной деятельности и занимается пропагандой общечеловеческих ценностей. Свобода деятельности и самовыражения ограничена нормами этики, религии и т.д.
       6Г. «Государствоцентристское» общество. Провозглашённые государством идеи и цели имеют приоритет над интересами отдельного человека. Действует официальная идеология. Активная роль государства в определении содержания культуры, свобода творчества и самовыражения ограничена режимом цензуры. Борьба с субкультурами.

       Не исключаем дальнейшего совершенствования описанной типологии, которая носит весьма общий, обзорный характер. Ряд идейных критериев в ней не учтён целенаправленно, в частности, методы установления государства определённого социально-политического типа (законный, революционный), его территориальный охват (локальный, региональный, общемировой). Допускаем, что в рассмотренную систему могут включаться и иные значимые критерии, а также детализироваться уже приведённые, однако представляется, что, отталкиваясь от приведённых положений, возможно с высокой степенью точности вывести «формулу» той или иной известной идеологии либо же определить свою собственную. Например, классический либерализм с точки зрения указанных критериев выглядит следующим образом: 1Б-2А-3А-4А-5А-6Б (наличие государства – демократия – гражданское общество – свободная экономическая система – государство без социальных обязательств – человекоцентристское общество). Идеология коммунизма в период социалистического государства характеризуется как 1Б-2Г-3А-4В-5Б-6Г (наличие государства – смешанная политическая модель – гражданское общество – плановая экономическая система – социальное государство – государствоцентристское общество). Социал-демократия в целом имеет формулу 1Б-2А-3А-4Б-5Б-6В (наличие государства – демократия – гражданское общество – ограниченно свободная экономическая система – социальное государство – общество сочетания интересов). Приблизительную формулу можно подобрать и для идей анархизма, не предполагающего функционирование государства, например, 1А-2А-3А-4А-5Б-6В (отсутствие государства – демократия (самоуправление) – гражданское общество – свободная экономическая система – социальное государство (общество взаимопомощи) – общество сочетания интересов).
       Безусловно, полной вариативности в приведённых критериях достичь нельзя. Например, демократическое общество 2А вряд ли будет сочетаться с сословным обществом 3Б или государствоцентристским обществом 6Г. Тем не менее, не исключаем, что теоретически возможно изобрести и обосновать самую необычную идеологию.
       Раскрывая различные идейные критерии, нельзя не отталкиваться от реальных жизненных примеров, ситуаций, складывающихся в тех или иных странах на протяжении их истории. Приведённая типология носит отнюдь не теоретизированный, отвлечённый характер, а может быть применена к каждому существующему государству, что позволяет, кроме того, сопоставить соотношение господствующих в них идеологий с реальным положением дел. Очевидно, что многие страны Запада сегодня восприняли ультралиберальную культурную концепцию, традиционный для XX века либерализм с критерием 6Б трансформировался в них в состояние 6А, став, как представляется, ультралиберализмом. Ряд стран, сохраняющих господство коммунистических правительств, отказались от целиком плановой экономики (критерий 4В) в пользу экономики смешанной (4Г). Общества сословного типа 3Б, хоть и практически не встречаясь в идеологиях сегодняшнего дня, господствовали на нашей планете вплоть до XX века.
       Какие идеи предпочтительнее, каждое государство, каждый отдельный человек решает для себя. История показывает жизнеспособность достаточно большого количества типов социально-политического строя. Быть может, оптимальную формулу общественного устройства ещё только предстоит найти.