Прощёное воскресенье

Георгий Махарадзе
         У нас, как это часто случалось в последнее время,  не было света.
         В подъезде я зажёг зажигалку и у лифта на кого-то наткнулся.
             -   Кира? - удивился я. - Что ты здесь делаешь?
             -   А, это ты, - Кира устало опустила сумку на выложенный плиткой пол. - Да вот, лифта чего-то нет.
             -  Пошли, Кира, - охоты  шутить  у  меня не было. - Какой тут может быть лифт, когда почти весь город без электричества?
             -   В  самом  деле! -  Кира  рассмеялась. -  А я чисто машинально... Ерунда какая-то. Здесь у нас февраль, темнота и холод. У тебя керосин есть?
             -   Есть, - подтвердил я, подхватывая у неё сумку. - Могу пригласить тебя на чай.
             -   Как хорошо! – обрадовалась Кира. - Я как раз пряники у метро купила. Ты любишь пряники?
         У дверей она посветила мне зажигалкой, замок щёлкнул два раза и мы проскользнули в холодную, как пещера, квартиру.
             -   Господи! - всплеснула руками Кира, когда я зажёг свечку. - На термометре пять градусов тепла! Как ты здесь живёшь?
             -   А ты? – мне не хотелось отвечать на вопросы, предполагающие пространные ответы.
             -   Ну, я-то прихожу раз в неделю посмотреть всё ли в порядке, - Кира поёжилась, выдыхая пар изо рта. -  Мы с дочкой временно у свекрови.
             -   На этом свете  всё временно, – вздохнул я и неизвестно почему поинтересовался: - Как супруг?
             -   Работает, присылает деньги, ругает американцев, но приезжать не собирается, - кажется она думала совсем о другом и отвечала на мои вопросы заученными фразами.
             -   Кира, принеси, пожалуйста, свечку, - я  хлопотал  над  керосинкой, которая никак не хотела зажигаться. - И вообще, извини, у меня тут всё пропахло керосином.
         Кира присела на корточки рядом со мной: свеча, капнув горячей каплей на тыльную часть моей ладони, осветила её бледное и смуглое лицо.
          Керосинка зажглась, а чёрный от копоти чайник уже начинал вполголоса шипеть, когда я вспомнил про бутылку чачи в висячем шкафу на кухне.
             -   Давай немного выпьем, - предложил я. - Сегодня здесь как никогда холодно.
             -   Хорошая мысль, - согласилась Кира. 
         Привстав, она сняла дублёнку и, бросив её на диван, с грустью в голосе произнесла:
             -   Мне ещё возвращаться домой, а  до метро идти пешком. Выпить не  помешает.
             -   В  качестве  закуски  могу  предложить  тебе  холодные макароны с луком, впрочем, закипит чайник и их можно будет разогреть. Ещё у меня есть банка свиного паштета: правда, нет хлеба, но можно - с твоими  пряниками.
             -   Свиной паштет - и пряники?
             -   Ты ещё не отвыкла чему-либо удивляться?
         Кира была младше меня на несколько лет и жила этажом выше. Её,  похоже, не особенно волновало отсутствие мужа: она стала хорошо одеваться, курила дорогие сигареты, ходила с подружками в кафе:  можно сказать, ни в чём себе не отказывала.
             -   А где твои? - спросила Кира, когда мы выпили по рюмке.
             -   У тестя с тёщей. Мне же лучше здесь, я не люблю жить в гостях.
             -   Но здесь же так холодно! Странные у тебя принципы.
             -   Видишь ли, здесь  я  пью водку, чтобы  не  замёрзнуть, ем макароны с луком,  чтобы не  тошнило  от голода, курю сигареты без фильтра, а потом залезаю в холодную постель и вижу во сне красивых женщин из моего далёкого прошлого.
             -   А в настоящем? Разве в настоящем ты не видишь рядом с собой красоты?
             -   Нет,  какая уж тут красота! Потухшие глаза, искажённые гримасами лица в очереди за хлебом, вялые руки с грязными ногтями... Женщины перестали быть женщинами, а мужчины - мужчинами. 
             -   И я тоже такая? - она машинально взглянула на свои пальцы.
             -   Ты  не такая, но ты  не моя.
             -   А ты бы хотел, чтобы я была твоей?
             -   Где мне до тебя! У меня денег не хватит.
             -   Не всё на свете можно купить за деньги.
             -   Святая  истина, но тебя, Кира, это не касается.
             -   Почему?
         Мы снова выпили и мне показалось, что она чуть-чуть захмелела.
             -   Уже начало десятого, тебе не пора домой? - осторожно спросил я.
             -   Я тебе надоела?
             -   Нет, но мне не хочется устраивать вечер откровений. Слишком холодно и в доме, и на душе.
         Она надела дублёнку, взяла сумку и,  довольно сухо попрощавшись, ушла.
         Я бросил взгляд на окурок в пепельнице у керосинки со следами её помады на белом фильтре. В воздухе всё ещё кружил аромат её духов. Что нас связывало? Да, в общем-то, ничего, несмотря на то, что я ей всю жизнь симпатизировал, а в какой-то короткий период своей жизни, много-много лет назад, даже был не на шутку влюблён, пока не убедился в тщетности всех моих умозрительных усилий добиться её взаимности. Мы были просто соседями, почти ровесниками, знали друг друга с детства. Это сейчас четыре года разницы в возрасте не особо чувствовались, но в детстве и юности мы были в разных дворовых компаниях и мало общались. Потом я учился в институте, начал работать, Кира же вышла замуж и переехала к родителям мужа. В последнее время мы встречались всё реже и реже. Мать Киры в годы гражданской войны уехала в деревню и, хотя Кира как-то уверяла меня, что обязательно вернётся, с нашим домом её уже практически ничего, кроме воспоминаний, не связывало.
         Мне не хотелось, чтобы она уходила обиженной. Взяв вечную зажигалку в качестве фонаря, я поднялся на пятый этаж и постучался  к ней в дверь. С полминуты я простоял в кромешной тьме: дверь никто не открывал. Неужели она уже ушла? - подумал я. Нет, вряд ли, ей надо было забрать кое-какие вещи из дому,  она просто не успела бы так быстро всё найти и уложить в сумку. Повернув ручку двери, я вошёл в прихожую. Где-то в глубине квартиры, за занавеской, отделявшей кухню от лоджии, мерцал огонёк свечи.
             -   Кира! - позвал я.
         Никто не отзывался.
         Я пошёл на огонёк свечи. Кира сидела в кресле и, обхватив голову руками, тихо плакала.
         «Что это  с ней?», - подумал я с лёгкой досадой и потом, с замиранием сердца, отмёл как невероятную мысль, что она может плакать из-за меня.
         У меня был тяжёлый день: с семи утра до полудня мы с приятелем разгружали грузовики с мукой на Навтлугском базаре, после чего, выстояв получасовую очередь, я купил хлеб для мамы, а потом поехал в Глдани повидаться с детьми, где, как всегда, повздорил с женой. По просьбе мамы, по дороге домой я зажёг свечку в церкви: «Не забудь, сынок, сегодня же прощёное воскресенье».
             -   Я тебя чем-нибудь обидел? - спросил я, прикоснувшись к её плечу.
             -   Мне очень плохо.
             -   Тебе? Почему?
             -   Меня  никто  не  любит,  даже  ты  не  хочешь со  мной  разговаривать, ты, на  которого, как мне казалось, я всегда могла положиться. Почему ты сказал, что у тебя не хватит на меня денег? Разве я продаюсь? Или ты, от которого я этого никак не ожидала, тоже завидуешь мне: что я не нуждаюсь, не хожу в лохмотьях, не прошу милостыню у других? Разве я виновата в том, что мой муж смог уехать в Америку и за день зарабатывает столько, сколько иные за полгода?
             -   Я не понимаю, о чём ты говоришь. Кто тебе завидует?
             -   Все,  даже  подруги. У  них  свои  проблемы: одеть,  обуть  детей, добыть им пропитание, достать хлеб. Я ненавижу мужа, он отравил мне жизнь, и даже оттуда, из Америки, он продолжает, как ночной кошмар, преследовать меня. Мне не нужны такие деньги, я не могу их тратить, понимаешь, не могу, зная, что рядом со мной живут люди, мечтающие о куске хлеба.
         Она отшвырнула свою сумочку из замши, откуда вывалилась губная помада, ключи, тушь для ресниц.
             -   Дай мне сигарету, - попросил я. - Мои остались внизу.
             -   Ты дрожишь, - сказала она, протягивая мне пачку «Кента».
         На деньги, которые я заработал сегодня на Навтлугском базаре, я мог бы купить полторы пачки этих сигарет.
             -   Почему ты дрожишь? - повторила она. - Хочешь выпить?
             -   Если есть такая возможность.
         Взяв с собой свечку и оставив меня в темноте, она принесла две рюмки и бутылку коньяка из барчика.
         Меня действительно била дрожь: у неё было даже холоднее, чем у меня, и я жалел, что, выходя из своей квартиры, не накинул куртку. Но... было что-то ещё, никак не связанное с температурой в квартире: в последнее время у меня явно сдавали нервы и я стал гиперболизированно-остро воспринимать любые мелочи, на которые в другое время, возможно, даже не обратил бы внимания. Так у меня возникло странное и смутное предчувствие от этих смущавших меня взглядов Киры, от тона её голоса, подтекста некоторых фраз... «Неужели, она тоже?.. Нет, не может быть, мне всё показалось, просто показалось», - решил я, разливая по рюмкам коньяк.
         Кира пила мелкими глотками, как и положено пить коньяк, я же свою рюмку выпил залпом и спросил:
             -   Можно я ещё закурю?
             -   Кури и не спрашивай, пожалуйста, разрешения. Эти сигареты наши, а не мои.
             -   Ты не опаздываешь?
             -   Я уже  давно  опоздала. Мне тридцать два года, а я всё ещё толком не начала жить. А если ты имеешь в виду дом моей свекрови, то не беспокойся, я позвоню и что-нибудь придумаю: скажем, что течёт труба или  разбито стекло на кухне, мало ли что может случиться в квартире без хозяев? Сегодня я хочу пожить так, как живут все нормальные люди в этой богом забытой стране: без тепла, без света, без надежды. Ты ведь спишь в своём холодильнике и с тобой до сих пор ничего не случилось, почему же должно случиться со мной?
             -   Ты  заболеешь,  Кира,  у  тебя  даже  керосинки  нет.  Пойдём ко мне,  там хоть чаю можно выпить и руки погреть.
             -   Хорошо,  -  согласилась  она.  - Я спущусь   попозже,  только  позвоню  по  телефону: не хочу,  чтобы  ты слышал, как я лгу.
         Уходя, я обернулся:
             -   Ты точно придёшь?
         К глазах у Киры, к своему удивлению, я снова заметил слёзы:
             -   Да. Я приду. Обязательно.
         У себя я снова поставил чайник на керосинку, положил пряники Киры в плетёную вазу, достал из висячего шкафчика чай. Кира вошла, не постучавшись, закрыла дверь на ключ и положила на стол какой-то пакет:
             -   Ты забыл захватить коньяк и сигареты.
         Она села у керосинки, а я спросил:
             -   Что сегодня на тебя нашло, Кира?
         Она на мгновение задумалась, потом тихо, не отрывая глаз от свечи, стоявшей на подоконнике, сказала:
             -   Ты, наверно, меня поймёшь... В каждой семье что-то откладывают, хранят на «чёрный день»: это когда нет выхода, некуда больше идти и не у кого больше просить, и вот тогда ты  достаёшь это что-то, о чём никто ничего не знал - драгоценный ли камень, золото ли или что-то другое - и оно тебя спасает, помогает встать на ноги, ты замечаешь свет в конце тоннеля, понимая, что не всё ещё потеряно и жить всё-таки стоит.
         Отпив глоток коньяка, она продолжала:
             -   Я знала, догадывалась, как тебе живётся. Очень часто я хотела поговорить с тобой, рассказать о себе, о своих проблемах, ведь один несчастливый человек всегда поймёт другого, но я всё откладывала на потом: ещё не время - говорила я себе, да и неудобно, вдруг он оттолкнёт тебя, засмеётся тебе в лицо? Но жила во мне странная уверенность: я смогу это сделать, рано или поздно, я это сделаю. Сегодня у меня было паршивое настроение, а, встретив тебя у лифта, я подумала, что это - знак судьбы. Ты пригласил меня на чай, всё начиналось так хорошо, а потом ты сказал, что не имеешь никакого желания со мной откровенничать и вообще мне пора идти...
             -   Я так не говорил.
             -   Не важно, смысл был такой, во всяком случае, я поняла это так. И потом, когда ты поднялся ко мне... я была так счастлива!
         Я удивлённо взглянул на неё:
             -   Счастлива?
             -   Да. Значит, я не ошибалась в тебе и  все эти  годы ты не  был  пустой мечтой, я тебя не выдумала, ты на самом деле существуешь и можешь понять меня.
         Никогда, раздевая женщину, я не начинал с дублёнки. Дрожа от холода, мы целовались, и щёки её были влажными от слёз, и я испытывал то, что не испытывал многие годы: желание, влечение, страсть.
             -   Ты... ты очень странно вёл себя, - смущённо прошептала Кира полчаса спустя.
         Её голова была на моей груди. Мы лежали, укрывшись тремя одеялами, но она не переставала дрожать.
             -   Почему - странно?
             -   Как будто я - первая женщина в твоей жизни... Извини, я не хотела об этом говорить, я давно не спала с мужчиной, но ты ведь женатый человек и жена у тебя под боком, а у меня было чувство... даже не знаю, как это объяснить...
             -   Ты права. Я не люблю свою жену и мы давно не спим вместе.
             -   Сколько трагедий, невидимых другими, свершается в браке!
         Кира залезла с головой под одеяло:
             -   Давай поговорим под одеялом, вернее, под одеялами. Мне кажется, что я отсюда никогда не вылезу и это будет наш мир: без измен, без тревог, без потерь и несчастий. Всё плохое останется в прошлом, а в будущем будет только любовь, наша любовь.
         Она продолжала что-то шептать мне на ухо. Кажется, мы немного согрелись, и я отважился встать, чтобы попить воды.
             -   Где ты? – с беспокойством в голосе позвала она. - Скорее, а то простудишься!
         Я снова залез под одеяло и она сказала:
             -   Мы ведь никогда, никогда не расстанемся?
             -   Да, Кира.
         Она всхлипнула и поцеловала меня в щёку.