Дмитрий Донской

Виктор Еремин
Внук Ивана Калиты Дмитрий стал великим князем владимир-ским и московским, когда ему едва исполнилось девять лет. Вместо мальчика правил княжеством митрополит Алексий (Бяконт). Подросший Дмитрий очень скоро показал себя дос-тойным полководцем. Проявил он свои воинские таланты в «стоянии» у оврага при Любутске, когда разгромил передовой отряд великого князя Литовского Ольгерда и принудил врага уйти с миром.

Правивший тогда в Золотой Орде полководец Мамай не же-лал усиления Москвы. Он послал большой отряд монголота-тар разорить княжество. Дружина Дмитрия встретила врага на рязанской земле у реки Вожа, и ордынцы бежали. Год готовился Мамай к походу на Русь, чтобы отомстить, собрал огромную рать. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в месте, где река Непрядва впадает в реку Дон, произошло решающее сражение. С обеих сторон бились около четырёхсот тысяч человек. Русские одержали славную победу. С тех пор князя Дмитрия прозвали Донским.

Сергий Радонежский

Во времена Дмитрия Донского прославился на Руси великий подвижник св. Сергий Радонежский — строитель монастырей. Монастыри в те времена были и крепостями, и школами, и приютами для сирот и стариков, и кормильцами для бедняков в голодные годы. Сергий и его ученики основали более пятидесяти монастырей, среди них главный монастырь Руси — Троице-Сергиеву лавру. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и дал ему в помощь двух могучих монахов-богатырей Ослябю и Пересвета.

Куликовская битва

Началась битва единоборством русского богатыря монаха Пе-ресвета и монголотатарского богатыря Челубея. Оба погибли в первом же столкновении. После этого разгорелась кровавая сеча. Когда монголотатары уже теснили выдохшихся русских и Мамай предвкушал победу, из ближнего леска выбежали несколько тысяч свежих воинов — засадный полк, поставленный там Дмитрием Донским. Полк этот и решил исход битвы. Монголотатары были разгромлены. Мамай бежал в Крым, где вскоре его нашла и убила погоня, посланная законным ханом Золотой Орды Тохтамышем.

Князя Дмитрия нашли на поле боя, иссечённого тяжёлыми ра-нами, но живого. Он правил на Руси ещё почти девять лет. Перед кончиной Дмитрий Иванович впервые в нашей исто-рии установил новый порядок наследования великокняжеского престола: с тех пор отцу наследовал старший сын.