Наш Карл

Вадим Ирупашев
       Забыли мы Карла Маркса вовсе. А я вспомнил этого доброго дедушку с пышной, кудрявой бородой.
       Да и как было мне его и не вспомнить. Виртуально Карл Маркс был рядом со мной на протяжении всей моей жизни.

       Когда я был маленьким, и лежал в своей кроватке, передо мной на стене висел портрет бородатого дедушки. Портрет, видимо, был вырезан из какого-то журнала и вставлен в рамку. И я, младенец, смотрел на него из своей кроватки. Мама рассказывала, что я поначалу боялся бородатого дедушку, но потом привык и даже разговаривал с ним о чем-то на своем детском языке, показывая на дедушку пальчиком.
       А когда я немного подрос и меня уже сажали за общий обеденный стол, то подкладывали под мою попу три толстенных тома Собрания сочинений Маркса и Энгельса. Мой отец преподавал в институте марксизм-ленинизм и у нас в доме было много философской и политической литературы.
       И в семье меня в шутку звали маленьким марксистом.

       Вторая моя встреча с Карлом Марксом состоялась, когда меня призвали на службу в ряды Советской Армии.
       Как-то построили наш взвод новобранцев и замполит роты обратился к нам с вопросом: «Кто из вас умеет рисовать? Шаг вперед!» Ну я и шагнул. До призыва в армию успел я окончить художественное училище. А замполит, с сомнением глядя на меня, задал следующий вопрос: «А портрет Карла Маркса нарисовать сможешь?» И я бодро ответил: «Так точно!»
       Обеспечили меня командиры красками, кистями, холстом на подрамнике и цветной репродукцией с портрета Маркса. И я приступил к работе.
       Уже через неделю портрет был закончен и повешен в классе политической подготовки, рядом с портретом Ленина. А я получил благодарность  от командира взвода, а вскоре и ефрейторские лычки на погоны.
       А сколько я нарисовал марксов, энгельсов, лениных за всю мою долгую жизнь, работая художником оформителем, и подсчитать невозможно.

       И суждено мне было в третий раз встретиться с Карлом Марксом.
       Когда я учился в институте, был у нас такой учебный предмет — марксистско-ленинская философия. И предстояло мне сдать итоговый экзамен по этому предмету.
       И вот, в день экзамена, когда все студенты ждали вызова на экзаменационную комиссию, мы с приятелем уединились в соседней аудитории и выпили по бутылке пива. Глупость мы сделали и уже скоро в этом убедились. Я-то был довольно хорошо подготовлен к экзамену, накануне проштудировал Маркса и Ленина, как говорится, от и до. Но, видимо, выпитое пиво подействовало на мои мозги, и отвечая на вопросы экзаменаторов я перепутал «прибавочную стоимость» с «абсолютной рентой» и получил трояк. Это была единственная тройка в моем дипломе.
       А приятель мой и вовсе экзамен провалил.
       Позднее уж я узнал, что Карл Маркс был большим любителем пива, преимущественно английского. И я подумал, если бы экзамен у нас принимал сам Маркс, то отнесся бы к нам куда более снисходительнее.

      Карл Маркс разработал теорию классовой борьбы пролетариата и научно доказал неизбежность социалистической революции и смены капитализма коммунизмом.
       И мы, русские люди, первыми повелись на эту красивую теорию. И все у нас поначалу шло по плану великого учителя. Мы даже какой-никакой  социализм построили. Но вот с коммунизмом как-то и не заладилось. То ли изначально теория была ошибочна, то ли мы, как исполнители, оказались никудышными.

       А молодое поколение россиян о Карле Марксе, основоположнике научного коммунизма, вожде международного пролетариата, ничего и не знает.
       Спросил я как-то соседа своего, парнишку лет двадцати, в колледже он учится, поди, уж на третьем курсе, знает ли он кто такой Карл Маркс. Парнишка задумался, потом как-то неуверенно сказал: «Это какой-то известный рэпер, то ли американский, то ли английский».
       Я же не стал его разубеждать. Но как-то и грустно мне было.
       А Петька-то, так зовут этого парнишку, видимо, не забыл нашего с ним разговора. Встретились мы с ним давеча во дворе, он мне и говорит: «Вы уж извините меня, дядя Миша, что я вашего Маркса рэпером назвал, загуглил я его, а он, блин, таким крутым революционером оказался».
       Хотел я было Петьке подробнее рассказать о Марксе-то, но куда там его уж и след простыл.

       Но, быть может, это и к лучшему, что молодежь-то российская не знает вождя мирового пролетариата. Марксизм-то заразителен и очень опасен. И мы, бывшие советские люди, знаем это не по наслышке.
       А Карл Маркс пусть останется в нашей памяти добрым дедушкой с пышной курчавой бородой, написавшим для нас утопию, в которую мы почти поверили.

      Вот я и вспомнил нашего Карла. Шутейно и всерьез. Ну и ладно. Хотя бы так вспомнил.