Крупные ледниковые валуны как памятники природы

Марина Яковлева
Крупные ледниковые валуны как памятники природы. Прилегающий к ним комплекс объектов, представляющих интерес
для краеведов и туристов

Доклад на XII Псковских региональных краеведческих чтениях
(7 октября 2022 г.)

В кадастре природных достопримечательностей Опочецкого района Псковской области значится крупный ледниковый валун, находящийся в окрестностях д. Меньшиково (урочище Коновалиха), – как самый большой камень на территории всего района.

Обмеры, проделанные весной 2022 г. автором данной работы, показывают следующие величины: площадь проекции этого валуна на плоскость – порядка 12 кв. м, максимальная высота над поверхностью земли – около 2,5 м, т.е. значительно выше человеческого роста.

Горная порода, из которой состоит камень, – предположительно альмандиновый гнейс. Неподалеку от этого ледникового валуна можно увидеть ещё несколько камней такого состава, но значительно меньшего размера.

Урочище Коновалиха, где находится достопримечательность, – моренного происхождения и имеет сложный рельеф. Большая часть высот холмов – до 150 м над уровнем моря, но топографами отмечена высота и в 161 м.

Рядом с лесной дорогой, ведущей от дороги Опочка – Новоржев к описанной выше природной достопримечательности, находится объект, давно вызывающий сильный интерес любителей тайн и чудес, – колодец глубиной до 2 м, диаметром до 1 м, выложенный изнутри булыжником методом сухой кладки, т.е. без использования связующего раствора. До второй половины нулевых годов этот так называемый колодец был почти до самого верха засыпан песком.
 
Местный краевед-любитель В.Н. Игнашин (д. Бездедово) рассказывал автору данной работы, что колодец был засыпан в 1930-е гг., – после того, как в него упала девочка, собиравшая в лесу грибы, – во избежание повторения подобных случаев.

Поскольку в настоящее время колодец полностью расчищен усилиями кладоискателей, его можно рассмотреть детально. На внутренней булыжной облицовке хорошо заметна сажа. Рядом с колодцем лежит кучка частично закопченных камней. Напрашивается вывод: этот колодец – не что иное, как яма для выжигания древесного угля, который использовался в деревенских кузницах.

Как сообщила автору данной работы уроженка д. Липовец современной Болгатовской волости Опочецкого района Л.А. Чернега, уже после Великой Отечественной войны её отец работал в родной деревне колхозным кузнецом. Древесный уголь для колхозной кузницы выжигал – причём именно в ямах – специально назначенный человек.

О том, что в урочище Коновалиха когда-то была кузница, достаточно внятно свидетельствует и сам топоним. В «Словаре русского языка XVIII в.», с которым можно познакомиться в Интернете, сказано: «Коновал. Лекарь, занимающийся лечением и холощением лошадей». Но дело в том, что кузнецы в России нередко совмещали своё ремесло с занятиями коновала. В той же статье в качестве примера приведен текст объявления, опубликованного в «Московских Ведомостях» за 1795 г., № 19: «Кузнец и коновал Гаврила Яковлев <…> желает приняться к конному заводу».

В апреле на Коновалихе можно увидеть и такую местную природную достопримечательность, как цветущий волчеягодник обыкновенный (волчье лыко, Daphne mezereum), – первый красиво цветущий и приятно пахнущий, хотя и очень ядовитый, кустарник на территории Опочецкого района.

Второй по величине ледниковый валун, обладающий такой же площадью проекции на плоскость (примерно 3,5 м на 3,5 м, т.е. около 12 кв. м), как и описанный выше, находится в окрестностях бывшей д. Хвостово / Хворостово, располагавшейся почти на самом берегу р. Великой, справа по течению. Он представляет собой массивную плиту, ушедшую в землю. Но даже с учетом глубины сделанных любителями подкопов его высота не превышает 2 м.
 
Горная порода, из которой состоит этот валун, содержит в себе много полевого шпата, поэтому на солнце его поверхность выглядит почти оранжевой.

Метрах в пятидесяти от валуна на крутой сопке находится маленькое старое деревенское кладбище. Из древностей там – небольшой замшелый каменный крестик шириной 50 см, высотой от земли 33 см, при толщине самой массивной лопасти 11 см.

Если идти заросшей лесной дорогой от этого валуна вниз по течению Великой, то по пути встретится группа могильных курганов 2-й половины 1-го тысячелетия н.э. Курганы эти – финно-угорские. Сейчас их шесть, но раньше было больше – часть этих рукотворных холмов срыта почти до основания кладоискателями.

Лесная дорога, по обеим сторонам которой высятся курганы, по всей вероятности, очень древняя. Как сообщил автору данной работы псковский археолог А.В. Михайлов, подобные дороги – ровесницы могильников, т.е. она существует, возможно, уже полторы тысячи лет.

Ниже по течению Великой находятся остатки мельницы Калинкино, представляющие собой невысокое кирпично-валунное арочное двухпролетное сооружение, перегораживающее речной рукав и очень эффектно выглядящее со стороны основного русла реки.

На островке за рукавом Великой находится любопытный артефакт, вызывающий споры местных краеведов-любителей. Одни считают, что это остатки мельничного жернова, другие – бетонированное гнездо под какую-то опору. Возможно, это был всё-таки элемент составного жернова, служивший для утяжеления его рабочей части, потому что материал самого артефакта слишком уж рыхл и непрочен и для размола зерна совершенно непригоден.

Там же в апреле – мае, на самом берегу реки, можно увидеть цветущий белокопытник ложный. Это вид, внесенный в Красную книгу Восточной Фенноскандии.

Третий по величине ледниковый валун находится в окрестностях д. Гарусово. Учитель истории Глубоковской школы Т.Н. Груздева в своё время говорила автору данной работы, что это – самый большой камень Опочецкого района, однако он значительно уступает по размерам упомянутым выше двум валунам.

Лежит этот валун почти на самой вершине моренной гряды и лет 10–15 назад был хорошо виден с лесной дороги, идущей от дороги на Глубокое к Гарусову. Горная порода, из которой он состоит, напоминает красный гранит.

В полутора километрах от Гарусова, скорее всего, на юго-восток от этой деревни (именно там позволяет рельеф), в начале Великой Отечественной войны размещался временный аэродром, предназначенный для легких советских штурмовиков (И-15 бис).
 
4 июля 1941 г. на этот аэродром попытался сесть бомбардировщик ПЕ-2, получивший повреждения при выполнении боевого задания, и потерпел катастрофу.
 
Известны имена членов экипажа этого самолёта. Штурман лейтенант А.М. Бусыгин погиб на месте; летчик младший лейтенант С.Е. Гришаев, тяжело раненный, скончался по дороге в санчасть; стрелок-радист сержант Калашин, получивший ушибы, был отправлен в больницу в Опочку. При оказании помощи экипажу разбившегося бомбардировщика погиб сержант И.З. Жуковец, авиамеханик 241-го ШАП.
 
Если идти лесной дорогой от Гарусова в направлении д. Балахонцево, то она пересечет Лапину гору – место очень интересное. Там некогда находилось сельское кладбище с каменными крестами, стояла часовня, утратившая, по словам местных жителей, свое значение после постройки князем А.М. Дондуковым-Корсаковым в 1853 г. Казанской церкви в имении Глубокое.

И сейчас там можно видеть, по меньшей мере, два более или менее сохранившихся небольших каменных креста.

Один из них – известняковый, его высота – 70 см, ширина лопастей – 45 см.

Второй – из темного камня, очень грубой работы. Подобные кресты часто ставились у жальников, среди камней, окружавших такой могильник.

Кроме того, согласно рассказам местной жительницы М.Т. Ивановой (д. Рясино), самый большой в Опочецком районе каменный крест, который сейчас стоит у ворот опочецкой Покровской церкви (установлен здесь на Покров в 2017 г.), был вывезен жителем д. Терехово Иваном Фёдоровичем по прозвищу Передойка в 1930-е гг. к себе домой как раз с Лапиной горы. В Опочку же его перевезли в 2013 г., когда город готовился в 2014 г. отмечать своё 600-летие.

Видимо, именно этот крест упоминается в воспоминаниях внука графа П.А. Гейдена – Н.В. Волкова-Муромцева  «Юность. От Вязьмы до Феодосии (1902–1920)».

В рукописи опочецкого педагога и краеведа А.И. Белинского «Религиозное состояние [Опочецкого] района» в окрестностях Лапиной горы указана деревня Лапин Крест, при которой имелось заброшенное кладбище.

Скорее всего, имя деревне дал всё тот же огромный каменный крест (по обмерам автора данной работы, полная высота – 2 м, ширина лопастей – более 1 м).

Топонимы «Лапино», «Лапина гора» одна из местных легенд по версии Н.В. Волкова-Муромцева связывает с жившим здесь когда-то разбойником Лапиным. Чем он прославился при жизни, сказание в передаче Волкова-Муромцева умалчивает, а вот после смерти разбойника его привидение в светлые лунные ночи спускалось на сером коне к Бабининскому озеру (в XVIII в. – озеро Кудцо) на водопой.
 
Есть и другая легенда о происхождении названия Лапиной горы, которую в 1967 г. рассказал учащимся 7-го класса давно уже закрытой Звонской школы житель д. Лапино Г.М. Рыбаков.
 
В давние времена жил в этих местах богатырь Лапа. Он был так силен, что однажды принес на себе из Опочки, проделав путь около 20 км, камень весом в 20 пудов. При этом за поясом у богатыря был ещё один камень, из которого Лапа высек себе потом каменный крест. От его имени или прозвища и пошли названия «Лапино», «Лапина гора».

Следует отметить, что пересказанные выше две легенды о происхождении этих топонимов – не единственные.

У лесной дороги, возле которой располагалось заброшенное кладбище на Лапиной горе, есть еще один любопытный артефакт. Судя по всему – это камень-следовик. На этом плоском широком расколотом камне (он треснул очень давно, был таким уже в 1960-е гг.) вырезано удлинённое углубление, напоминающее человеческий след. Таким камням поклонялись наши предки-язычники; дождевая вода или роса, собиравшаяся в углублении на камне, считалась священной или целебной.

К городищу Коложе от д. Кудки, мимо братской могилы и мемориала в Ровных Нивах, где похоронены расстрелянные оккупантами в годы Великой Отечественной войны, идет лесная дорога, далее проходящая по территории бывшей д. Городище. Возле этой дороги в бывшей деревне лежит довольно крупный плоский слоистый камень размером 2 м на 2 м, возвышающийся над поверхностью земли на 70 см. Видимо, эта достопримечательность состоит из сланца.

Опочецкий поэт и писатель А.Е. Николаев посвятил этим местам эссе «Камни Родины», имеющее подзаголовок «Версия».

Суть версии в том, что Коложе было не просто маленькой крепостью, затерявшейся в дремучих лесах Псковщины, а целым городом – соперником Пскова.

«Не нужно иметь много воображения, чтобы представить, сколь величественно выглядел сей город на крутых, тогда безлесых, горах. Высокие стены, составленные из дубового «колодья» (не отсюда ли название «Коложе»?), башни, увенчанные шатровыми крышами, и высящийся наравне с облаками белый каменный храм создавали торжественное праздничное впечатление».

Что же касается упомянутого плоского серого слоистого камня, то о нём автор эссе пишет следующее:

«Где-то у стен окольного города было место торга. Не у этой ли огромной каменной глыбы размером 2х2 метра, что лежит ныне на южном склоне холма у самой дороги?.. Назначение камня – стоять, на это указывает ровное, как по линейке «отрезанное» основание. Возможно, он служил неким священным символом при въезде в город».

О большом камне, который лежит в гравийном карьере у д. Липовец современной Болгатовской (ранее – Духновской) волости, сказаний пока не сочинили. По словам уже упоминавшейся выше уроженки этой деревни Л.А. Чернеги, эту часть карьера перестали разрабатывать после того, как наткнулись на крупный ледниковый валун.

Площадь проекции на плоскость у этого камня – порядка 4 кв. м, высота от земли – около полутора метров. Интересна его форма – он заострён кверху и напоминает пирамиду. Горная порода, из которой этот валун состоит, похожа на серый гранит.
 
В карьере, при разработке которого был вырыт этот камень, встречаются обломки известняка с интересными окаменелостями. Автор данной работы нашел там не только спрессованные обломки раковин морских моллюсков, но и окаменевшие фрагменты скелетов морских лилий, напоминающие пружинки, колесики, шайбочки.
 
Поскольку окаменелости принесены на Псковщину ледником из Фенноскандии, то вполне возможно, что этой находке около 400 млн лет. Источники, с которыми познакомился автор данной работы, указывают, что известняки Фенноскандии – силурийского периода.

И несколько слов о Липовце. Деревня эта – старинная, существовала в XVIII в. На карте Псковского наместничества (1786 г.) называется сельцом Липовицы. Здесь, естественно, жил помещик, потому и сельцо.
 
По мнению местных жителей, от былой барской усадьбы сохранился только пруд, на берегу которого некогда росли огромные старые липы. Видимо, топоним Липовицы и липы между собой связаны.

Природные и исторические достопримечательности той или иной местности вызывают у людей, посещающих краеведческие музеи, неизменный интерес. Поэтому изучение этих достопримечательностей, сбор материала о них (в том числе и фольклора – как старинного, так и современного) позволят сделать увлекательными экскурсии по родному краю и внесут ценный вклад в развитие краеведения и местного туризма.

НА СНИМКАХ: каменный крест на Лапиной горе; камень-следовик (там же)