Случай на вахте

Александр Левинэль
      (картинка из интернета)

      Случилось это на севере Красноярского края, далеко за полярным кругом. Есть там местечко одно, называется «Ванкорское» месторождение. Добираться туда можно было по-разному. Раньше, в прошлые века, на оленях за пару – тройку недель можно было добраться, а если летом, то по реке баржа ходила. Каторжане строили железную дорогу, но как-то, толи строили плохо, толи не востребована оказалась, в общем нет её больше, дороги выстроенной на костях человеческих.

      Сам я туда добирался через пень-колоду. Вечером из Томска, сев на паровоз добрался до Красноярска. Далее мы с коллегами переночевав в гостинице, поспешили на небольшой аэродром. В одноэтажном неказистом здании мы просто ждали самолёт. Пройдя чисто формальный «учёт и контроль» со стороны СБ (службы безопасности Ванкора), я обратил внимание, что безопасников мало интересовали мои документы, они принюхивались ко всем, кто отправлялся на работу в северные дали. Странности, как мне показалось тогда и не более. Наконец объявили наш рейс.

      На автобусе нас подвезли к легендарному самолёту Ан-24. Вот уж действительно трудяга, машина-легенда. Двухмоторник, который летает практически в любых метеоусловиях, даже при аварии одного двигателя, он способен завершить свой маршрут на втором. Хвалить можно его долго и это не будут пустые слова. Однако бывало всякое, север есть север. Но сейчас не об этом. Наш путь лежал в Игарку, был там и дополнительный аэродром в Туруханске. Да тот самый Туруханск, в котором «отдыхал» тов. Сталин, в то время он, конечно, ещё не был Сталиным, его называли Коба. Я только однажды и видел это селение. Небольшое заснеженное, деревянное здание аэропорта, почерневшее от времени, вокруг несколько таких же строений. Прогуляться бы по тем местам, просто посмотреть, чем жили люди в прошлом, чем дышали, о чём мечтали. А наш самолёт, после четырёх часов лёта, заглушил наконец-таки свои двигатели в аэропорту г. Игарка. Повылазив, через дверь, расположенную в корме фюзеляжа, мы, «вахтуемые», подошли к двери, что в передней части самолёта, для получения багажа. Один из пилотов, а может быть и штурман, мне его почему-то хочется назвать «стрелок-радист», по-доброму выдавал в багаж, т.е. в руки. Далее, нас перевезли в здание аэровокзала. Здание после ремонта, снаружи всё в сайдинге, изнутри выложено плиткой, были даже банкоматы какие-то, и главное, там работал буфет.

      Был с нами паренёк Рома. Рыжий, кудрявый, молодой, лихой и дерзкий парень Рома. В общем-то, нормальный паренёк, но очень уж до водки любитель. Группа наша состояла из пяти инженеров и меня, старшего представителя Томского ИТЦ (инженерно-технического центра). Рома, подозвал нас и открыл свою сумку, в которой возлегала бутылка армянского коньяка. Глаза Ромки горели, а руки и нос чесались в предвкушении. Пришлось отодвинуть свою дипломатичность и по-русски (коротко и доходчиво) объяснить, что произойдёт, если этот флакон мы употребим по прямому назначению. На базе «Ванкор-нефть» был объявлен «сухой закон». Рома ушёл закапывать бутылку в снег, в надежде забрать её на обратном пути. Кстати, тщетно он пытался её найти на обратном пути. «Коллеги» по борьбе с зелёным змием, обнаружили и помогли победить её - эту бутылку.

      А сейчас, был продиктован список отправляющихся на вертолёте Ми-8 в конечную точку – на базу «Ванкор-нефть». С нами в вертушку втиснулась ещё одна группа, эти ребята чего-то мышковали, или просто скучковавшись, просидели на одном месте всё это время. Знаете, когда дети подговариваются друг с другом о каком-либо шкодливом поступке, вот очень похоже.

      Ладно, подлетаем к Ванкору, время перелёта заняло около часа, штурман сказал, что ветер встречный. Толпа выгружается на площадку и с сумками, пешкодралом чапает в сторону будки «аэропорта». На улице заметно холоднее, чем в Игарке. Ну а что тут скажешь, декабрь, зима. Войдя в строение, как последний оборонительный рубеж нас начинают тщательно досматривать. В помещении очень жарко и душно, жарко от электрических обогревателей, а душно от количества людей набившихся в помещение. Я уже прошёл проверку, и задержавшись на выходе, обернулся посмотреть где там наши парни. И вот картина, которую я увидел, просто заворожила меня.

      Стоит мужик, среднего роста, с огромной сумкой перед охранником. Рост последнего где-то два тридцать, очень высокий дядька с довольно примечательной внешностью. Он молча смотрит, как из надувного ортопедического воротника, расположенного на шее мужика с сумкой, тоненькой струйкой, с каким-то тоненьким писком, фонтанчиком, бьёт какая-то жидкость. Жидкость, как назло, попадая охраннику над верхней пуговицей куртки, затекает ему за ворот. Помещение заполняется тишиной и ароматами алкоголя. Тут заглядывает Рома, он потерял нас, ожидая на улице, и… Я второй раз увидел блеск в его глазах. Он с улыбкой сообщил, что чувствует запах водки.

      Для мужика провозящего водку в надувном воротнике, эта поездка закончилась плачевно, он был отправлен домой, с наложением какого-то обалденного штрафа и внесением его фамилии в чёрный список, который ему пожизненно запрещал появляться на территории «Ванкор-нефть». Рома долго благодарил за предостережение его об опасности. Хотя и высказывал сомнения, говоря, что мужику тупо не повезло, спалился из-за перепада температур, китайского качества воротника и всё такое. Я ответил ему, что спалился он, скорее всего, ещё в Игарке, ведь воротник они заправляли шприцем, сидя под двумя камерами наблюдения. Да и сам Рома засветил бутылку свою, на радость сотрудникам безопасности. Вроде бы и смешное происшествие, уже как только не изгаляются, что бы провезти её «родимую» с собой, но алкоголь в таких вахтовых местах и правда принёс очень много бед, то сварщик не закрепился на ферме и под порывом ветра улетал вниз с большой высоты, то машину какую утопят в болотах вместе с машинистом, да много всякого. Но, есть что вспомнить.



      Томск
      14 октября 2022 г.