Транскрипция войны. 1. 6. Делай, что должно

Валентина Воронина
 6. «Делай что должно»

09.08. - Донецк будет с водой. Специалисты «ДТЭК Донецкоблэнерго» ввели в эксплуатацию поврежденную насосную станцию.
В донецкой мэрии заверили, что не собираются прекращать вывоз мусора в городе
Ночь в Донецке прошла под звуки взрывов и залпов тяжелых орудий - горсовет.

10.08. - Обстрел Донецка из тяжелых орудий, начавшийся в четыре часа утра в воскресенье, привел к нарушению в работе газораспределительной подстанции, в которую попал снаряд. Об этом сообщает агентство "ИНТЕРФАКС-УКРАИНА" со ссылкой на информацию пресс-службы Донецкого горсовета.

                -------------------

 Сайт «Одноклассники» советует:- Живи ярко! Да уж куда ярче, однако!
       Последнее словечко – это по старой забайкальской традиции, где его вставляют, куда надо и не надо, «однако».
11.08. – утро понедельника, как и ожидалось, выдалось тихим – это враждующие стороны дают людям выйти на работу и начать рабочий день без эксцессов.
     По обыкновению проводила постояльца в 7-м часу на шахту, а он перед этим проводил в дальние ворота своих гостей – двух ребят и девушку из Курахово, с которыми вместе учился, а теперь у них разбили дом, где они квартировали – и они напросились к нему на постой.
       Потом вышла погулять, не взяв даже телефона на улицу – а то уже стало правилом – чем дольше и лучше соберешься – тем быстрей с улицы прогонят в дом взрывы и выстрелы.
       Когда вернулась в дом – куча пропущенных звонков – от соседки из магазина, куда она зашла после «наведывания» в квартиру своих работодателей – она у них вырастила малышку с годика теперь уже до 4-х лет.

        Вообще, создалась уже целая прослойка «наведывателей» - т.е. родственников и доверенных лиц, навещающих квартиры и дома в отсутствие хозяев – мало ли чего… «цветочки полить», такие времена.
        Когда пришла, поделилась новостью – у хозяев квартиры прямо с подземного паркинга  на эвакуаторе забрали машину – и еше у 4-х владельцев.  А она у них взята в кредит – просто кошмар какой-то. Хорошо, что техпаспорт оставался в квартире, попробуют по «горячим» телефонам из другой области выяснить, кто это и на какие нужды – официальные власти могут и ответить, что на нужды ополченцев, а может, и просто криминал.   
        А еще один пропущенный был с телефона Иры. Ну, - подумала Ольга Витальевна, наверное, перепутали с новой сим-картой, обозначенной у нее как «Аня» с малой оплатой роуминга. Набрала пожурить – а в ответ Ириным голосом:
 - Нет, это и в самом деле я, еду к вам, буду в Д-ске минут через 20!
Ну, ничего себе! Все отсюда, а она сюда!
    Тут и Лена подошла, стали судить да рядить зачем да почему – вывод один – за ней и племянниками.
     Тут и Ира подъехала, естественно, с большими сумками деревенских продуктов, на такси. Так все и оказалось – ну, о ней они сразу договорились – вопрос решенный  - на машине не поехала, а на поезде – тем более. Отругали ее на пару с соседкой – три дня такие бои – а она как в пекло – из мирной жизни. Такое «наведывание»  к ней и в квартиру братьев за 600 км – это уж слишком. А она только посмеивается.
     А тут и пожарный подрулил – тоже подивился сюрпрайзу. Вместе пообедали, послушали Ромкины рассказы – он, оказывается, целую ночь дежурил в пожарной машине возле какой-то элитной школы, которая должна открываться 1-го сентября, а тут неожиданно оказалась в зоне обстрела элитного жилья. Так вот их задачей было сразу принимать меры, если что.
      Вечер прошел без особенностей, если не считать, что гости снова пришли ночевать к постояльцу и что Ира испекла-таки пирог, несмотря на ее возражения про жару и что и так девать еду некуда. Тут ей досталось за то, что  еще и новые припасы привезла – а она только-только обрадовалась, что с оставшимися замороженными продуктами как-нибудь справится с «собаками», если вдруг отключится свет – ведь уже трижды это было, правда, совсем кратковременно, но все равно призадумаешься.
      Часов около 9-ти они примостились - одна у телевизора, а «наведывательница» у окна с компьютером – в деревне у них еще нет сети – соскучилась. Правда, Ольге как-то не понравилось, что Ира, смелая такая,  и свет включила, и сама лицом к экрану у раскрытого окна боком– в последнее время она лично себе этого уже не позволяла.
      Вот тут и шарахнуло! Да так, как еще ни разу не было! Да такой россыпью и такими гигантскими кувалдами по небосводу, да так близко и страшно, что они мелкими перебежками, наклонившись вперед, все выключали и закрывали и «лазбегались» по своим комнатам в простенки без окон. А потом еще с бешено стучащим сердцем слушали эту дикую какофонию, при этом еще и перекрикивались:
 - Ты поняла, куда тебя черти принесли?
 - Поняла, поняла! Но вот это уже дальше! Но это же не будет сплошняком!
  - Как знать! Вот с пятницы по утро понедельника били регулярно – минут через 30-40, в общем, как только орудие слегка остынет.
     А потом как бы все закончилось. Встали, улеглись уже на ночь, которая на удивление прошла спокойно.

12.08. – утром проводила Сашу-геолога на шахту, а прежде он проводил своих гостей через дальние ворота. Посетовали и поахали о вечернем бешеном обстреле после тихого дня и вечера. Ребята даже картошки накопали в огороде и пекли во дворе на  Сережкиной сказочной печке, а Тузика с Блэром не пускали из-за незнакомых людей – так они весь вечер нервничали: - Ну, как же так, это ведь теперь исконная территория для охраны, а их даже не пустили, и картошкой так вкусно пахнет!

     Как оказалось, вчера за гостями из города Курахово, где расположена большая ГЭС,  родители отправили машину в Д-ск, но водитель на пути к городу где-то пропал – телефон не отвечает; и по адресу, где они раньше жили, он тоже не прибыл, как и не вернулся домой.  Так что сегодня попытаются выбраться из областного центра своим ходом.
                --------------------------
 
13.08. – обстрел начался только вечером. Ира успела днем переделать много дел – и все с беготней по городу, вполне успешно.
14.08. - за минувшие сутки, 14 августа, в Донецке погибли 11 мирных жителей, еще 8 были госпитализированы с ранениями. Об этом сообщает пресс-служба Донецкого горсовета.
     Весь день били по городу – с интервалом в 30-40 минут. Даже еду было приготовить проблемно. «Хорошо сидим!» - восклицание за обедом с тарелками -каждая в своем углу. В сберкассе за маму после обеда – после огромной очереди вдруг закончились деньги. На Гладковке по-прежнему тихо, это видела и слышала лично Ира, хотя по телефону звонили знакомые, что днем велся обстрел с Гладковки.
     Платежи за ЖК услуги и пр., в т.ч. за интернет – нигде не принимаются.
 Пенсии тоже пока нет – и это первая задержка  в непростых условиях этого лета.
15.08. – утром сообщили, что вечером, где накануне закончились как нарочно деньги, был первый в этом районе обстрел, но не С него, как утверждалось накануне, а ПО району. Сегодня Ира не выходила в город. Какой смысл, если все присутственные места закрыты, поезда не отправляются. А ведь была поначалу мысль уехать именно сегодня. Активно занимается хозяйственными делами впрок. Сейчас уже 18.30. До этого часа обстрел велся в их районе только один раз. Ночь тоже прошла терпимо. Но в целом итоги дня неутешительны.

      Все новости – о гуманитарном конвое, прибывшем на границу.               
16.08. -  опять целый день треволнений- прямо с утра уезжает Ира. Не на одном из поездов, которые не отправляются от станции Д-ск, а с перевозчиком, за которым они следовали до Славянска в прошлый раз.
     А поскольку на машине, то Ира пытается забрать все, что успеет упаковать, в том числе и Сашкин мотоцикл и Анькин компьютер. Все остальное – постели, одежда, т.е. «мягкий инвентарь».
     Допоздна собирала и паковала вещи, все старалась в прозрачную тару, чтобы меньше теребили на блокпостах и при переходе границы.
      Вечер пятницы и утро субботы прошли сравнительно спокойно, но на нервах и в ожидании машины.
       Вместо обещанных 8.00 были звонки о задержке в пути из Славянска на пару часов, потом еще на пару – очереди на блокпостах.
       Наконец, в 12-м часу подъехали два дюжих дядьки то ли армянской, то ли местной греческой национальности, похожие носатостью и слегка седым бобриком волос, и с неизменно вежливым обращением к женщине: - Ирина Федоровна! Ирина Федоровна!
      В немыслимую жару прямо на солнце закатили прицеп от красивого микроавтобуса во двор и как пушинку закинули в него Сашкин мотоцикл, принайтовили и сверху прижали «мягким инвентарем».
      А потом  выгнали со двора, прицепили  к микроавтобусу – и – в добрый путь!
Только помахала на прощание.
      А потом опять, как и в прошлый раз, пошли отзвоны – выехали из Д-ска, мы в Краматорске, проехали Славянск, въехали в Харьковскую область, проехали Харьков, выехали на трассу к пограничному пункту.
       Целый день волнений закончился в 3.30  ночи по местному времени смс-кой: - Мы добрались до дома. На что она кратенько ответила:- Ок!
  17.08. – утро началось в 5.30 с артиллерийских ударов, по обыкновению выходного дня, ведь сегодня воскресенье.
   И так все утро, с небольшими интервалами. И собак кормила около 8-ми – удары слышались. И постоялец уходил в магазин – канонада звучала, и Ромка позвонил, придя домой с дежурства – все то же. А потом и сам уже Ромка пришел – у него нет воды в доме, а он после дежурства – а в пожарке тоже нет воды в душе. Не знала, радоваться, что приехал от родителей из местного Гурзуфа или огорчаться – возвращаться в немирный город – очень опасно. Все то же самое твердили ему и родители, но он вернулся, и это является непреложным фактом.

       Рассказал, что познакомился с парнем, который в свободное от дежурств время, имея красивый  новый микроавтобус, частенько ездит с иностранными миссиями, журналистами и экспертами по горячим точкам области – был на разбитой Саур-Могиле, в Шахтерске и Горловке, на границе и в месте падения боинга. Так вот, еще при встрече на вокзале или перед гостиницей уже всем все ясно, что будут писать конкретно о том-то и так-то, не взирая на личные впечатления от просмотренного:
 – Вот, мол, и вози их, только время тратить!
       Днем звонил Сашка, видимо, когда отоспался. А она ему сразу:
- Если ты когда-нибудь обидишь или только соберешься обидеть Иру, то будешь последним гадом и будешь иметь дело со мной лично – потому что такое, что сделала она  - не всякая женщина даже замахнется совершить.
На что он продолжил: - А потом еще тряслась на мотоцикле 250 км, сидя за моей спиной, да еще и по незнакомой дороге в ночное время.
       Оказалось, что Артем, который перевозчик, выбрал под себя пункт пропуска на границе – дальше он следовал в Армавир – так вот от него как раз 250 км вместо обычных 160, которые тоже не мёд на мотике проехать без практики, ведь здесь они ездили только с работы и на работу по городу.
      В общем, отбили себе все задницы, еле поднялись сегодня на ноги, но дело сделано. А потом, может, и вовсе его продаст – все-таки деньги.
      К вечеру стала меняться погода, подул ветерок, солнце спряталось за тучки. Хоть бы похолодало, хоть слегка – ну, замучила же жара!
18.08. – с обстрелом с утра припозднились – вместо полшестого начали это гнусное дело на час позже, как раз когда постояльцу идти на работу. Погода и в самом деле поменялась, ночью прошел небольшой дождь – и во весь горизонт полыхали зарницы – а там пойми и разбери, зарницы это или отсветы пожаров?
      Утренней прогулки не получилось – все время с нестабильными интервалами били по городу и на окраине с их стороны. Начиная еще с ночи – и так несколько дней – постоянно дрожит земля, с которой и по которой беспрестанно бьют из тяжелых орудий.

      Часов в 9 загремел гром, который не пролился дождем. Это все продолжались ночные зарницы – видимо, трудно давалась земле перемена погоды с 40 до 20 градусов. Ее, родимую, уже корчило и мучило второй день – и ветры носились горячие, и давление прыгало атмосферное вместе с артериальным.
      А потом привычные как бы звуки дальнего обстрела сменил такой мощный звук, такого царственного грома, так задрожало все кругом от этой сшибки  заряженных электрических частиц, что и в душе все сменилось на чувство торжества Природы над никчемной и жестокой человеческой возней, в том числе и в Театре военных действий, сплошь напичканном не только висящими ружьями, но и уставленном убойными механизмами разной силы, сходными в одном – все они направлены человеком против человека – и в этом жесточайший парадокс всех предыдущих, а теперь уже и  XXI века.
      Как красиво и могуче гремел этот гром после полутора месяцев безводья и жары в непростых условиях, как победно он звучал и вселял надежду, что все будет хорошо – но дождем пролился не по соответствующему звуку ранжиру, так, весьма средненьким. Но все-таки особенным образом запахла прибитая пыль, заблагоухали по-разному все цветы, травы и листья, все освежилось – значит, будем жить!

      Позже, правда, сообщили, что в городе больше не будет воды, причем неопределенное время – из-за военных действий, разгромивших прицельно насосную станцию, ремонтные работы пока невозможны. О воде говорили уже неделю, но в их районе, расположенном как бы в низине, вода была практически всегда, самотеком, и в прошлые времена, и сейчас – и Ромка приходил купаться после дежурств, хотя у него дома в 10 минутах ходьбы воды уже не было дней 10.

     К вечеру этого же дня воды не стало и у нее в благословенной низинке. Ну, что же делать – «комфорт, - говорят, - расслабляет». Значит, будем бороться при наличии кое-какого запаса воды.
     Трудно стало записывать свои мысли. Нет, не из-за их отсутствия, а из-за  невозможности какое-то время спокойно посидеть за компьютером… из-за обстрелов. Тем более, что сидеть приходится у окна.


                «Моё сердце остановилось»
19.08. – Весь день был как день. Ничего хорошего, но все как обычно. И вдруг после обеда начался такой обстрел – бабахало и бубухало, свистело и шипело, летело где-то не очень далеко, а поэтому еще страшней и ужасней.
                «Моё сердце замерло»
Длилось довольно долго. Но через какое-то время все начиналось снова – в СМИ говорили о применении новой тактики ведения боя – может, это оно?
                «Мое сердце остановилось...»
     Но передумало, осмотрелось, прочувствовало ситуацию   
                «Отдышалось немного...»
   В один из моментов передышки увидела в окно, как резво летит от ворот  в дом соседка Лена.
                « И снова пошло..»
               
        Вот  такой вот «Сплин».  А звучит  в последнее время где-то в голове постоянно  как сжатое выражение состояния  души и тела.
     И весь день – благословенная прохлада, всего 20 градусов. Бывают все-таки и приятные новости в такой ситуации.

20.08. – Ну вот, добралась к компьютеру  только в полвторого – и сразу – нате вам, пошел обстрел из «Градов», скоростерельными залпами – перерыв…
     А потом еще и в полшестого – тоже едва отважилась войти в комнату с компьютером и примоститься у окна. Вот так и развивается скорость и тренируется резвость.
     От сына из другого города узнала, что попали в одну из школ района в сторону Макеевки.  И позвонил-то чуть ли не в разгар обстрела – а что, ему там не видно и не слышно – получил информацию – давай перепроверять у мамы – а у нее только субъективные бабахи и шандарахи и всегда, кажется, что совсем вблизи – ну, кроме, разве, совсем отдаленной канонады.
      Ежедневно звонит Лариса, родственница из Макеевки ее лет, бывшая учительница. Самое интересное, что с ней они ни разу так и не виделись в мирное время, зато она регулярно звонит в теперешнее. Именно от нее Ольга Витальевна узнала имена всех своих двоюродных дядьев и теток, а также прадеда с прабабушкой по отцовской линии.
Практически их род идет из Донской области, часть которой сейчас находится в Ростовской области, в 20 км от Миллерово. И никто из них там никогда в современное время не был, даже ее отец, пока был жив, практически с довоенной поры – как ушел оттуда в 17 лет в Саратовское танковое училище  ускоренного  курса.
     Есть и хорошие новости – утром дали воду – и какое же это счастье, когда из крана течет вода. Заново перемыли посуду и пополнили запасы – а часа через три вода перестала поступать – видимо, дают порайонно, как можно большему числу жителей.
     Днем жара по обыкновению снова добралась до +30. Но все-таки сутки с небольшим от нее успели отдохнуть. И как бы она не свирепствовала и дальше – на календаре все-таки уже 20-е августа. И ночи становятся прохладней, а это уже отдых.