30. Последствия раскола

Полина Ребенина
Хочется вспомнить еще одно событие, случившееся в конце 17-го века - Соловецкий бунт. Как мне кажется, это знаковое событие во многом помогает понять натуру русского человека, понять загадку русской души, которую так долго пытаются разгадать на Западе.

Когда в 1656 году в монастырь был прислан новоисправленный по распоряжению Никона «Служебник», некоторые монахи не хотели его употреблять и продолжали служить по старому. Позднее в монастырь прибыли из разных мест сподвижники Аввакума, частию присланные сюда на смирение, частию сами удалившиеся сюда, и тут раскол заявил себя открыто. В 1666-1667 г.г. - из Соловков в адрес царя было отправлено 5 челобитных. Монахи просили сохранить старые книги и обряды. Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию. Однако уже во времена Петра 1 Соловецкое «сидение» объяснялось и другими, экономическими причинами. Многие авторы (Сырцов И.Я., Савич А.А., Барсуков Н.А. и другие) указывали, что Никон урезал финансирование монастыря и именно по этой причине монахи начали восстание.

В начале 1667 года - Большой Московский собор предал анафеме старообрядцев. 23 июля 1667 - царским указом в Соловки был прислан новый настоятель - Иосиф. Это был человек, разделяющий никоновские реформы. Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора. Назначение монахами на пост настоятеля раскольника Никанора стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию. 

Раскольник Никанор возглавил восстание. Он принимал всех желающих в монастырь: беглых крестьян, казаков, стрельцов, раскольников, а с 1674 года и прятавшихся от расправы разинцев. Раскольники, а позднее разинцы быстро забрали власть в монастыре в свои руки. Разинцы объявили себя, якобы, защитниками «древнего благочестия», и выжидали лишь случая завладеть монастырскими сокровищами.

Среди соловецких монахов было совсем немного настоящих приверженцев раскола и мятежа. Большинство иноков оставалось среди бунтующих поневоле, так как захватившие власть из монастыря их не выпускали, а пытавшихся тайно уйти ловили и запирали. В монастыре хранилось много древнейших книг, с которыми оказались согласны исправленные по указу Никона книги, и которые, таким образом, обличали неправоту раскола. Однако все эти книги раскольники частью порвали, потопили в море или сожгли, частью переправили по своему мудрованию, чтобы уничтожить свидетельства правоты никоновских реформ.   

Монастырь мог противостоять любой осаде долгое время. Объяснялось это тем, что
Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 г.г. На острове, где расположен монастырь, была возведена крепость, созданы большие запасы продовольствия и воды. Оборонялись в нём около семисот - семисот пятидесяти его защитников.

***
Несколько раз приезжали в Соловки, по указу царя Алексея Михайловича, и духовные и светские лица увещевать бунтовщиков, но все попытки вразумить их оказались тщетны. 3 мая 1668 Алексей Михайлович отправляет стрельцов для усмирения Соловков. Армию возглавил стряпчий Игнатий Волохов. В его подчинении было всего 112 человек. Когда армия достигла Соловков, 22 июня, монахи закрыли ворота. Началось «сидение». 

Мятежники заперлись и открыли стрельбу. Долго царское войско стояло около монастыря, не приступая к настоящей осаде, в надежде, что мятежники образумятся. А те и не помышляли о сдаче. Архимандрит Никанор беспрестанно ходил по монастырским стенам, кадил пушки и кропил их водою, приговаривая: «Матушки мои галаночки, надежда у нас на вас, вы нас обороните».

Эта «вялая» осада продолжалась 4 года. В 1672 году Волохова заменил воевода Иевлев, в подчинении которого находилось 730 стрельцов. Иевлев постарался ужесточить блокаду крепости, но результата не достиг.

В 1673 году царь принимает решение - взять Соловецкий монастырь штурмом. Для этого командующим назначили Ивана Мещеринова, который прибыл к крепости через Белое море в начале осени 1673 года и при штурме дозволялось использовать любые военные приемы, как против иностранного врага. Вместе с тем каждому восставшему гарантировалось помилование, в случае добровольной сдачи.

В течение года продолжалась осада, но опять серьезных попыток штурма не было. Осада велась лишь в летнее время, а на зиму стрельцы возвращались на материк.
В конце сентября 1674 года рано начались морозы и Мещеринов отвел армию на зимовку в Сумский острог. В 1674 году властям стало известно о прибытии в монастырь уцелевших соратников Степана Разина. За период зимовки численность стрельцов была увеличена в 2 раза. Теперь в штурме принимало участие порядка 1,5 тыс человек.

16 сентября 1674 года случилось одно из важнейших событий восстания в Соловецком монастыре - мятежники провели Собор, чтобы остановить богомолье за царя Алексея Михайловича. Однако иеромонахи отказались подчиниться этому требованию. Тогда совсем в монастыре прекратилась служба и иеромонахов выслали. «Мы и без священников проживем»,- заявлял Никанор. И действительно, из разинцев и ранее того никто к службе не ходил.

К маю 1675 года вокруг Соловецкого монастыря было установлено 13 городков (насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость). Начались штурмы, без успехов. 2 января 1676 года начался новый штурм, в ходе которого погибло 36 стрельцов. Этот штурм показал Мещеринову, что Соловки захватить невозможно - настолько хорошо укреплена крепость.

Решающую роль в дальнейших событиях сыграли перебежчики. Чернец Феоктист, которого изгнали из цитадели за отказ прекратить молитвы за царя, 18 января рассказал Мещеринову, что у Блой башни есть слабое место. В башне было окно сушилки, которое было заложено кирпичами. Если разбить кирпичную стену - можно легко проникнуть внутрь крепости.

Когда темнота опустилась на Соловецкий остров, стрельцы проникли в монастырь и после ожесточенного боя заняли его. Пали Соловки 22 января 1676 года.

Предварительное следствие над монахами было проведено прямо в монастыре. Главными зачинщиками восстания были признаны Никанор и Сашко, которых казнили. Остальных восставших разослали по различным острогам.

***
Еще одно тяжелое последствие раскола- бунт в Москве в конце 17 века. В 1682 году после смерти сына Алексея Михайловича царя Феодора Алексеевича в Москве началась политическая смута, поднятая стрельцами. Ей воспользовались раскольники в своих интересах. Пользуясь покровительством начальника стрелецких полков князя Хованского, раскольники стали требовать, чтобы правительство назначило публичное прение православных с раскольниками, чтобы отменить никоновские реформы.

За день до коронации Иоанна и Петра Алексеевичей раскольники, под предводительством Никиты Пустосвята, большою толпой пришли в Кремль к Красному крыльцу. Никита держал в руках крест, у других двоих раскольников были евангелие и икона страшного суда.
«Пришли мы, – заявил Никита Хованскому, – бить челом великим государям о старой православной вере, чтобы они велели патриарху служить по старым книгам, на семи просфорах. Если же патриарх не изволит служить по старым книгам, то повелели бы ему дать с нами правильное рассмотрение, почему он на это не согласен».

Хованский приказал им от имени государей прийти после коронации. Раскольники уступили, но потребовали, чтобы коронование государей и обедня в этот день были совершены по старым книгам. Чтобы отделаться от них, Хованский обещал устроить это по их желанию и поручил им самим приготовить просфоры и принести в Успенский собор. Раскольники удалились.

В день коронации Никита с просфорами пришел в Кремль, но в собор его не пустили. Озлобленные раскольники несколько дней буйствовали в Москве и потом снова, под предводительством того же Никиты, большой толпою, с зажженными свечами, с крестами и иконами пришли в Кремль, поставили аналои и скамьи, положили на них иконы и старопечатные книги и требовали, чтобы патриарх шел к ним на состязание. Так как толпа была возбуждена, многие были пьяны и держали под одеждой камни, то патриарх Иоаким не вышел к ним, а прошел в Грановитую палату, куда собрались apxиepeи, архимандриты, игумены, бояре, окольничие и другие чины; пришла сюда и царевна София Алексеевна, правившая государством за малолетством царей.

Позвали раскольников. С великим бесчинством вошла пьяная ватага. Стали было читать челобитную, но Никита заглушал чтение бранью и даже бросился бить одного архиерея. Взяв в руки евангелие, писанное рукою святителя Алексия чудотворца, патриарх Иоаким со слезами вразумлял бунтовщиков, показывал им древние книги, свидетельствующие о заблуждениях раскольников. Вместо ответа раскольники, подняв кверху руки, сложенными двоеперстием, кричали только: «Вот так, вот так!» и вышли из палаты с криком: «Победихом, победихом, всех apxиepeeв препрехом и посрамихом!» Дойдя до Лобного места на Красной площади, поставили на него аналои, положили иконы и начали учить народ своим заблуждениям, говоря, что делают так по царскому повелению. Потом с крестами и иконами пошли за Яузу, вошли в одну церковь, служили молебен и, отзвонив в колокола, разошлись по домам.

Однако, как ни старались Никита и его сподвижники увлечь стрельцов к дальнейшим беспорядкам, стрельцы отказались, сами же схватили вожаков раскола и передали их в руки правосудия. Никита был казнен, а другие бунтовщики разосланы по разным местам.

Надо отметить, что после 1698 года церковные соборы в России собираться перестали: это было связано и со стремлением царя Петра 1 укрепить свою единоличную власть. После кончины патриарха Адриана (1690-1700 г.г.) Петр 1 не допустил выборов нового патриарха и подчинил церковь особому учреждению - Синоду. Так наша церковь на два с лишним века лишилась своего главы.

В 1917 году, после февральской революции состоялось заседание Поместного собора Российской православной церкви. Предыдущий собор собирался еще в 1666 году при царе Алексее Михайловиче. Вот что сказал на этом Соборе один из крестьян: "У нас больше нет царя, нет отца, которого мы любили. Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим патриарха". Избрание нового патриарха состоялось уже после Октябрьского переворота, 5 ноября 1917 года (18 ноября по новому стилю). В храме Христа Спасителя в Москве был избран новый патриарх, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин).

***
О чем же важном говорит нам раскол в русской церкви? Возможно, что не только в стремлении к совершенству, к чистоте веры, но и в глубинном стремлении русских людей к неповиновению, к бунту.

Ведь Поместный собор 1666 года с привлечением греческих патриархов признал все исправления патриарха Никона истинными, и оставил их в силе. Однако протопоп Аввакум оказался слепым и фанатичным приверженцем старины. Он не желал разбираться в том, где находится истина. Великий бунтовщик призывал к протесту, расколу и даже к самосожжению. Удивляет, что его призывы оказались близки душе русского человека и получили отклик у многих. Отсюда трагедия 17-го века: церковный раскол, уход приверженцев Аввакума в леса, самоубийства различными способами: «запощивание» (добровольная смерть от голода), самоутопление, самозакапывание, и чаще всего самосожжение.

Сейчас принято описывать раскольников, как святых, страдавших за веру. Но далеко не всегда это было так. Часто примыкали к этому движению русские люди, склонные к противоречию и бунту. Об этом говорят и вышеприведенные события конца 17-го века в Москве, когда пьяные раскольники возмутили стрельцов и с их помощью ворвались в Грановитую палату. С одной, единственной целью - мятежа, расправы и убийства. В конце концов даже стрельцы разобрались, что к чему и отвернулись от раскольничьей "вольницы". На чем этот мятеж и закончился.

Вспомним слова обер-прокурора Синода Константина Победоносцева в начале 20-го века, в годы первой русской революции 1905- 1907 г.г.: «Да знаете ли вы, что такое Россия? Ледяная пустыня, а по ней ходит лихой человек». Это говорил Победоносцев, видя как русские люди, с легкостью ведутся на призывы разного рода пропагандистов и примыкают к губительному для страны и для них самих революционному движению. Так же как когда-то шли они на призывы Аввакума и сжигали себя на кострах! Вот вам возможная разгадка русской души!

Русской душе свойственны: с одной стороны - верность традициям и обычаям, готовность постоять за них; с другой - стремление к совершенству и исключительная доверчивость к словам и речам разного рода проповедников; с третьей - самоотверженность и самоотдача в случае противостояния врагам. Такая смесь не раз приводила не только к тому, что возникал "Русский бунт, бессмысленный и беспощадный", но и родились строки: "Умом Россию не понять..."

Раскол живет в русской церкви по сию пору, и сейчас к старообрядческой традиции принадлежит около 2 миллионов человек. В современной России у них уже нет никакой нужды прятаться в лесах, и даже в центре Москвы есть старообрядческие церкви.

Список литературы:
1. Барсуков Н. А. Соловецкое восстание. 1668—1676 гг. Петрозаводск, 1954.
2. Буганов В. И. Московские восстания конца XVII века. — М., 1969.
3. Кожурин К. Я. Соловецкое сидение. 1668-1676 гг.. — СПб.: Евразия, 2021.
4. Стрелецкое восстание 1682. А. С. Лавров. Большая российская энциклопедия. М.
5. Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Поморья в XVI—XIX вв. Архангельск, 1975.
6. Хьюз Л. Царевна Софья. — СПб., 2001
7. Чумичёва О. В. Соловецкое восстание 1667—1676 годов. — М.: ОГИ, 2009.