Невеста Сядота

Любовь Царькова
Будучи более десятка лет редактором журнала о ненецкой культуре «Пунушка»  (русский текст, составитель, вёрстка) довелось мне отыскать немало интересных материалов, покрытых патиной забвения. Ненецкий сказ «Невеста Сядота» в переложении талантливейших ненецких писателей Александра Канюкова и Василия Ледкова завораживает. Предлагается его краткое изложение с яркими фрагментами текста.


«Жила я со своими братьями. Их семеро было у меня, семеро братьев Сядота.
У шестерых братьев жены-красавицы, а у младшего, седьмого, не было жены. Я была хозяйкой в его чуме. Однажды братья мои, семеро братьев Сядота, рядышком усевшись, важный разговор повели. А вели они такой разговор: надо к соседям поехать, к братьям Пяся. У братьев Пяся невеста есть, есть младшая сестра у них. Братья Пяся не отдадут сестру за младшего Сядота. Надо луки ладить, стрелы заострить, выиграть сестру у братьев Пяся».

Братья умчались добывать невесту, а вернулись... хуже, чем ни с чем. В состязаниях из лука проиграли свою сестру.

На другой день приехали в стойбище за невестой семь братьев Пяся.

«Старший мой брат, старший Сядота, жирную ялову за рога поймал, шкуру снял и угощает братьев Пяся. Тогда он крикнул громко:

–Эй, сестра, тащи водки русской, крепкой. Праздновать свадьбу будем. Проиграли мы тебя, младшему Пяся проиграли вчера.

Свадьбы этой не хотела я: жениха я в глаза не видала. И пошла на хитрость я: спорола ножиком подошвы с пимов, рукавицы с паницы оборвала мигом, волосы распустила, как ведьма, и водку понесла.
У семи братьев, у семи Пяся глаза на лоб выскочили.
– Вам не стыдно ли, братья Сядота! — крикнул старший брат Пяся сердито, – такой невесты нам не надо. Наш младший брат грязью зарастет, тобоки и малица будут рваными вечно. Нет, не надо нам такой невесты!»

Братья Пяся поймали белого оленя и увели с собой за обман.

Утром девушка сказала братьям своим Сядота:
«– Пригоните стадо к чуму, три белых оленя поймайте мне, поеду в гости к братьям Пяся.

Я пимы мужские на ноги натянула, одела малицу с суконной рубахой и ремнем подпоясалась. Ну, чем не жених!

Три белых авко я запрягла и понеслась, как ветер, в сторону стойбища братьев Пяся. Семь братьев Пяся на санях сидят, глядят на меня недоуменно.

– Вы пошто, братья Пяся, пелея моего увели? – говорю сердито. – Вы не знали, что ли, я у братьев Сядота живу, стадо их пасу?
Они сказали в ответ:

–  Раз твой олень – бери. Мы-¬то думали – у той невесты, которую братья Сядота проиграли.
Подумав, я сказала так:

– На кон я ставлю авко, а вы сестру. У меня ведь невесты нету.
И тут как тут – луки и стрелы. Мишень за сто саженей. С визгом полетели стрелы и все в цель. Потом отнесли мишень за две сотни саженей, и опять все стрелы воткнулись в нее. За три сотни саженей отнесли мишень – братья Пяся промахнулись. Я же точнехонько послала стрелу».
Говорит девушка братьям Пяся: «Соберите-ка аргиш и чум новый по всем нашим обычаям. Направьте сестру свою по моей лыжне. Я поехал».

Примчавшись к родным, она сказала младшему Сядота:
«– Одень все, что на мне, поезжай встречать невесту. Я выиграла ее для тебя у братьев Пяся.
Привез младший Сядота невесту-красавицу, и свой чум они поставили посередке всех чумов».

Однажды собаки снова залаяли дружно: «Я нож взяла и в нюке дырку сделала. Вижу: семь братьев, семь Тасениев едут друг за другом. Сзади всех младший из братьев, жених мой Тасений.

Старший Тасений к старшему Сядота подошел, у ног его железный посох воткнул в землю и сказал так:

– Опоздали или не опоздали, — ваше слово ждем?
– Нету у нас слова для вас, у самой спросите, у сестры нашей. Как скажет она, так и будет.
Старший Тасений свой посох взял и, улыбаясь, в мой чум вошел и сказал так:
– Опоздали или не опоздали, – ответа ждем?
Я тогда сказала:
– Вот мое слово: сначала из лука постреляем, вы выиграете – я с вами поеду, я выиграю – младший Тасений с моими братьями Сядота будет жить».

Короче,  остался младший Тасений на стойбище братьев Сядота.

Иллюстрация: В.В. Мельниченко. Нетю
Картон, офорт -https://www.etnonao.ru/attachments/Punushka/Punushka_1-2.pdf