Эскадрилья Додо

Станислав Ларионов
Когда я устраивался на работу в Додо-пиццу курьером некоторые из моего окружения спрашивали, как я, готов к потере статуса? Ведь самозанятый, курьер, после менеджерских должностей, это же перечёркнутое резюме, непрестижная работа, низкий социальный статус.

Я скажу что болезненное ощущение возникает лишь в момент, когда понимаешь, что некий человек смотрит на тебя оценивая и видно, что он делает какие-то свои выводы о тебе. Выводы, которые он будет транслировать дальше. Тут моя самооценка морщится, потому что потом поползут разговоры на которые мне не повлиять, не объяснить, не изменить и через некоторое время я узнаю о себе что-то новое и это будет сложно поправить.
В остальном - наплевать и растереть. Толку с этих низких статусов? Меня больше волнует другой статус - человека, который доволен работой! И я его получил.

На доставке пиццы я обнаружил, что во время рабочей смены я не хочу быть в другом месте и заниматься другим делом! Фактически всю смену я нахожусь в том самом «Здесь и Сейчас». И я скажу, что регулярные нахождения в «Здесь и Сейчас» по 6 часов в день очень упорядочивают и наполняют жизнь. Не только рабочую, а целиком.

Почему 6 часов? Почему, раз в «Здесь и Сейчас», то не 10, не 12?
Я пробовал смены 8 часов, пробовал 10. После 6 часов работы у меня остаётся удовольствие от работы, после 8 не остаётся ничего, а после 10 только усталость. Больше я и брать не стал, и так всё понятно. Я всю жизнь работал на работах приносящих усталость, если не мучения! Хватит! Работа тоже должна приносить удовольствие.

Я заметил, что легче всего мне работается в первый день после выходного! Такое сочинение на тему: "Как я полюбил понедельники!"
Нет, «пятницы» - дни перед выходным - мне нравятся по прежнему, выходные я тоже люблю, но из рабочих дней "понедельник" самый приятный. Я давно не получал такого удовольствия от работы, года с 2003, когда устроился в оптовую торговую компанию, но потом владелец компании поймал манию величия и всё стало плохо. В Додо же многие процессы регламентированы и человеческий фактор сведён к минимуму, что очень мне нравится.

Смена работы произошла сама собой. С одной меня уволило, на другую позвало. Хотя нет, был один момент, где был я, где был мой выбор!

Мироздание мне задало вопрос: «Какого рода деятельностью я хочу заняться?!»

Мироздание, - что я имею в виду, так вольготно обращаясь с этим словом? Ну не явления ангелов, разумеется. Это, скорее, состояние, когда обычные явления вдруг перестают быть обычными и словно становятся проводником чего-то большего, что очень мощно резонирует в тебе самом. Не скажу до катарсиса, но инсайт наверняка. Причём проводником может стать всё что угодно и кто угодно. Любой может открыть рот и сказать такое от чего ошеломлеешь. Словно что-то носилось в воздухе, назревало и тут - ***к, нате, озвучено, воплощено. Причём и сам носитель может не понять, чегой-то там он там произнёс, а тебе уже хватило!

Как-то так вышло и с этим вопросом, я что, раньше его себе не задавал что ли?
А в этот раз прям ощущение, что тут развилка, или-или. Ну я и отнёсся к этому серьёзно.

Стал перебирать сферы.

Свой бизнес? Я рассмеялся!

Работа на бюджет? Нет, после школы я зарёкся: и серпентарий, и за тебя решено сколько, где и как ты зарабатываешь, и каждый некомпетентный методист тебе начальство! Не.

Работа в частной компании... там есть свои плюсы, но я очень устал от этого "мы все как одна семья", а по факту, как права - так вы маленькие, а как обязанности - так взрослые.
Ну и жена владельца. Есть такое существо, которое сидит на Cash Flow и пользуясь административным ресурсом некомпетентно встревает во все процессы, раздавая поучения и распоряжения, не неся ни за что ответственности.

Франшизы или федеральные компании... ну, до последнего я там и работал. Винтик. Там вроде и неплохо, если корпоративные правила и условия не сходят с ума. На последнем месте работы я, кажется, за бухгалтерию уже все отчёты составлял.

Фриланс - тот же «свой бизнес», только страшнее. Самое неприятное, что волка ноги кормят, т.е. половину времени надо обеспечивать условия своей работы, а не работать. Это как у Матроскина в Простоквашино, - корову заведём, а молока не будет.

Творческая реализация, вот это интересно, но, блин, творчество как профессия, это профдеформация. Творчество по расписанию, это «план по больным», так не бывает, начнётся халтура. А любительское творчество может стать недолгим делом, потому что творчество идёт рывками, а кушать хочется регулярно. Тем более, что окупаемость творчества очень долгая и для получения от него дохода надо много усилий прикладывать, чтобы себя продвигать. А я больше категорически не хочу ничего продвигать, а тем более самого себя. Да и это вообще другая работа.

Я понял, что хочу приходить по вызову.
Меня приглашают на конкретное задание, я делаю работу, получаю деньги и ухожу. Меня полностью это устраивает. Когда я пришёл к этому выводу и объявил своё решение всё сразу и завертелось. Меня пригласили выступить с лекцией о музыке, поступили другие предложения. Я даже вздохнуть не успел, как закончилась предыдущая работа и началась новая, в Додо-пицце. Я даже вытребовал себе дня три между работами, чтобы почувствовать себя безработным, а то, блин, когда ещё такой шанс.

Но, конечно, я возьмусь не за любое задание! Получив предложение я прикидываю могу ли я это сделать, во что мне это обойдётся. Потом принимаю решение. К примеру, если вы не поклонник стиля авангардный лофт на минималках, то на ремонт дома лучше меня не приглашать!

Конечно, Додо это франшиза, а не отдельные разовые задания, но сама суть работы именно такая: единичная доставка конкретного товара с оплатой за один заказ. Только делается это через единый центр. Ну и отдельные предложения вне сферы доставки никуда не делись и такие задания я получаю!

Поработав в Пиццерии некоторое время я обнаружил, что выявились такие её особенности, которые сделали доставку пиццы для меня предпочтительней многих и многих других работ.

Плюсы:

1. На сегодняшний, да на любой момент, у меня нет ни одного отложенного, обещанного и не выполненного, затянутого, перенесённого или неоконченного дела. Это убивало меня в менеджерской работе. Я иронизировал, что "работа менеджера среднего звена никогда не может быть завершена!" Больше этого нет!

2. Мой рабочий день длится ровно мою рабочую смену! Ну ещё по 10 минут на дорогу на работу и с работы. Хорошо, ещё заправка автомобиля и его осмотр и обслуживание, хотя автомобиль я и по своим нуждам использую. И всё! Мне многие скажут, что "У нас так же!"
Да вот усомнюсь!

Я молчу про бизнесменов. У этих, наверное, и во сне рабочий процесс идёт и они лапками под одеялом перебирают. Явно работают не в режиме своего заведения.

Многие наёмные работники работают больше, чем должны по графику или обязанностям. Переработки, выход в выходные и праздники, задержки после работы, совмещение со смежными обязанностями, да уйма моментов, когда работа выползает за рамки рабочего расписания.

Да даже мысли о работе в нерабочее время: тягостное чувство недоделанных дел, необходимости что-то решить, ожидания чего-то сложного от работы портят внерабочее время и самому человеку и его окружающим! У меня этого нет!

3. Я сам определяю себе дни и часы работы. С горизонтом в 10 дней и с минимумом 4 рабочих часа в смену я проставляю себе рабочие и выходные дни, начало и конец смены. Я наперёд знаю когда и сколько я буду работать и отдыхать, какие дни мне нужно оставить на отдых, мероприятия и праздники.

Вот по мне лучшие и профилактика и лечение от выгорания на работе.

Я до сих пор бывает в конце смены думаю: «Классно прошли выходные, а завтра на злоебучую работу!»
А потом: «Так, стоп, ты смену отработал, ты на работе собственно! Тебе за неё деньги платят, никуда больше не надо! Бобёр - выдыхай! Выдыхай!»
Выдыхаю. Не привык ещё.

Ну где плюсы, там и минусы, куда ж без них:

1. "Я сам себе и небо и луна...!"
и пенсионные накопления, и трудовой стаж, и отпуск от работодателя и больничный. Ну, я достаточно долго живу, чтобы перестать верить в обещания от правительства. Дайте мне возможность самому заработать на отпуск и пенсию, а обещания оставьте себе. Меня такой вариант устроит.

Что ещё?! Что я буду делать, когда случиться кризис? А он будет, конечно: или закроется пиццерия или придёт эффективный менеджер или ещё что-то подобное положит конец моей работе. Я надеюсь, что к тому времени уже научусь правильно проходить кризисы связанные с работой, чтобы не застревать в них.

Курьерская работа вроде и простая, типа «бери больше, кидай дальше», а мне потребовались чуть не все мои навыки за рабочий стаж.
Даже когда подростком телеграммы разносил пригодилось - с первого взгляда на дом определять сколько в нём квартир на этаже, и какие номера квартир в каком подъезде и на каком этаже - клиенты не всегда это указывают, угадайка получается.

Со времени управления розничным отделом продаж остались знание города, улиц, проездов, проходов и подходов к домам. Ведь иногда проще машину оставить у дороги и между домами пешком во дворы, чем ехать, объезжать и парковаться - только время больше потратишь, и неудобно, да и зацепишь кого.

Водительские навыки: я объездил всю область и город в любой сезон и погоду, и теперь это сильно помогает.

Менеджерские навыки.
Иногда случается «завал» - заказов много, курьеров мало. Мне надо самому выбрать максимум три готовых заказа (больше не даст система), соотнести между собой их адреса, простроить маршрут с учётом особенностей города и траффика, прикинуть возможное время доставки (нужно уложиться в определённый период) и всё это решение принять секунд за 10-15. Потом укомплектовать заказы, если нужно взять размен и отправиться в путь! Ответственность за такие действия остаётся на мне.
Нет! Можно, конечно, позвать менеджера, чтобы он всё это сделал за меня и переложить на него ответственность, но это моветон!

Ну, и работа в МТЦ (Мурманском тренинговом центре) развила во мне спокойствие, навык брать только свои задачи и не гонять в голове лишние мысли.

Условия
Я всегда знаю сколько я заработал в любую минуту вот прям щас. Я знаю сколько и когда я получу - перевод на карту совершается еженедельно. Мало того, я могу контролировать доход и скорректировать свою работу в большую или меньшую сторону в зависимости от необходимости - просто добавив или отняв рабочего времени. Всё предельно прозрачно, в том числе для государства, и я знаю, что никакой пристав не придёт, чтобы ухватить меня за жопу.
Все отчёты для государства автоматизированы и проводятся автоматически.

Я вообще заполняю всего один отчёт в неделю, да и тот больше нужен мне, это как раз моё расписание дней и часов работы! И всё! Больше отчётов нет.

По деньгам выходит больше, чем когда бы то ни было! Нет, было и больше, только тогда без дороги я работал 54 часа в неделю, а сейчас 36. Деньги сопоставимые.

И ещё, из каждого рабочего часа минут 40 я уютно сижу в своей машине и слушаю любимую музыку. Я поэтому таксистом быть не хотел, с моей эмпатией я бы на пассажиров настраивался всё время и ни музыки не послушать, ни расслабиться толком. Получалось бы, что всё время знакомишься с людьми без возможности развивать знакомство!
А пицца против музыки не возражает, и вдобавок пахнет одним из лучших запахов в мире - свежевыпеченного хлеба!

Самый любимый момент в работе, это момент передачи пиццы заказчику, вот эти самые искренние улыбки. Я очень люблю привозить пиццу быстро, чтобы открыл термосумку, а оттуда пар, и коробки горячие, и человек так удивился приятно. Такая чистая и искренняя радость, лучший момент.
Конечно, продажа уже сделана, деньги оплачены, а человеку привезли возможность доставить себе удовольствие - покушать! Где-то 15 раз в день меня благодарят совершенно искренне, с горящими глазами, с радостью.

- Вы спасли нас от смерти! - Сказали мне в одном заведении. - Голодной!
Приятно, чувствуешь себя супергероем!

Ну и вишенка на торте работы, даже две вишенки, это чаевые - приятно и я, кстати, отслеживаю своё состояние по поступлению чаевых. Заметил, что когда я не напряжен чаевые идут легко, а приостановились, сигнал, что «чёт ты охмурел дружок!»

А вторая - пицца за полцены. Она сразу вдвое вкуснее становится!

И всё же!
Если бы я работал только в Додо-пицце я бы, наверное, приуныл - душа просит большего! Но у меня есть МТЦ, где я участвую в проведении тренингов личностного роста. Вот там и эмпатия, и творчество, и эмоции, и усилия, и проблемы-задачи, всё присутствует.
И как раз сочетание Додо и МТЦ именно то, что мне нужно: по одиночке они не работают.

И в конце скажу про ещё один определяющий фактор работы в пиццерии, который обнаружился в процессе: курьерский коллектив.
Мне нравится коллектив: в последние годы в моей жизни было много творческих и философствующих людей и в меру авантюрная бесшабашная компания курьеров разгоняет кровь! Именно этого мне не хватало!

У нас высокая не текучка, нет, - смена состава, но не потому что людям не нравится, просто характер работы такой, что мы попадаем в аварии, ломаемся, болеем, совмещаем с другими проектами. Выздоравливаем, чинимся, заканчиваем сторонние проекты и возвращаемся.

Быстрые решения и поступки, больше прямые, чем простые высказывания, уместные решительность и риск, яркость непохожих друг на друга личностей - есть что-то общее в коллективе курьеров: такая компания лётчиков времён, когда Экзюпери возил почту. Эскадрилья Додо!

Надо перечитать "Планету людей", я думаю, что теперь лучше смогу понять автора.