Письмо 1131. 13 10 22. Я недостаточно компетентна

Елена Вагнер Федосеева
Письмо 1131. 13 10 22. Я недостаточно компетентна.
( черновик, ч. 1)

Возможно, я недостаточно компетентна… Возможно, я подвержена эмоциям… возможно, я получаю неточную информацию,… возможно, я диванный неравнодушный эксперт… возможно, я не знаю сути Большого бизнеса, о котором писала научные труды… возможно, просто потому, что у меня сформировалась «женская логика», которая весьма специфична… возможно, у меня низкий уровень понимания и знания «подводных камней» мировых войн за ресурсы, за территории… возможно, надо бы молчать « в тряпочку», но сегодняшняя горячая дискуссия с моим близким человеком, взрыв эмоций по поводу «происходящего на тв-экране» жизни и смс-ка в воцапе по уничтожению укронацистами православного Васильевского женского монастыря, монахини которого молятся за Россию и россиян заставили меня прервать молчание… возможно…

 Но… меня с самого начала СВО очень «беспокоил»  вопрос ( говорю очень мягко) – почему не прекращается подача на территорию стран, в частности, Евросоюза, которые в лице Украины вступили негласно в войну с Россией топливо, газ, нефть, энергоресурсы? Правда, умеющий слушать, да услышит… про «хитрый план» ВВП… Понимаю…Война – это бизнес. « Сердобольный русский медведь» в порыве братский и сестринской любви щадит Украину с его воинственной политикой национализма «москаляку нагиляку», братскую Европу, чтобы не дай Бог, не навредить русофобам, не поранить заевшуюся публику Европы, а тем временем, НАТО готовится к началу ядерной войны с Россией ( 17-43, мск вр 1 канал, 13 10 22), Столпенберг объявил об учениях и тренировках по оперативному «расчехлению» ядерного оружия. Ядерные учения стран НАТО намечены через неделю. Подготовка натовцами к пуску ядерных ракет из подземных хранилищ. Турция, Италия и Германия. Немецкий «Люфт-ванге» расчехлит бомбардировщики с ядерными ракетами «Торнадо» и водородными бомбами, которые в 13 раз мощнее ядерной бомбы, брошенной на Хиросиму. Как много информации. Информационная война в самом разгаре. Мозги средней мощности закипают при попытке анализа ситуации.

« Начнет ли Путин ядерную войну?» Об этом орёт весь Запад. Попытка подорвать турецкий поток, подготовка терактов на территории России. 1ый канал «Россия» сообщает.

В Москве проходит «Энергофорум», на котором Новак вещает о  том, что Европа замерзнет без российского газа, а Европа готовится к ядерной войне. Через неделю генеральная репетиция с применением настоящего ядерного вооружения. Так сообщают СМИ. В зале, где проходит «Энергофорум» сидят молодые студенты московских ВУЗов. Вот девушка – отличница, вероятно, прилежно конспектирует  доклад Новака… Вот «ротозейный студент с пустыми глазами зевает и сидит с «соловыми глазами» - явно двоечник, он ничего не понимает из  сказанного… Вот критически настроенная студентка как две капли воды похожа на мою прежнюю невестку Наталью, мать моих первых двух внуков. Она слушает Новака , оценивая критически сказанное по поводу неэффективных «мантр» о замерзании Европы. А Европа тем временем, перевооружает Украину и переводит ее на современное оружие с участием США.

А российская нефть по-прежнему поступает в Германию. Северные потоки взорваны. Но одна ниточка цела. Ну, а как же? Продолжение поставок энергоресурсов из России должно продолжаться… Россия – сырьевой придаток мировой экономики. Мы говорили об этом со студентами еще в 90-х при смене страной специализации. А как иначе бомбить Россию? На какое такое топливо? Чем заправлять танки и как открывать ядерные хранилища, чтобы раздолбить Россию? Естественно, при помощи российской энергии и топлива.

У меня «культурный, человеческий, научный, психологический, интеллектуальный и др» шоки… и ярость «благородная вскипает, как волна»… Вопросы моей наивной души и научного мировоззрения закономерны? Почему всё это происходит именно так?
В апреле на меня во внутреннем дворе моего дома напала бендеровка с характерным клеймом на шее ( обнаружила это позже на приеме у участкового) на почве собак, конечно…. Но дело дошло до «обмена ударами»… Я помню первый шок от ее нападения… и мое деликатное и дипломатически настроенное мировоззрение секунду наверное размышляло: обороняться или нет? Но когда я получила первый пинок в бедро, я очнулась… и если бы я не наградила ее ответными ударами, то «девушка плотного весьма телосложения не остановилась бы… она угрожала убить мою собаку, накостылять мне… вот весь диппротокол в подобной ситуации улетучивается полностью… Недавно, примерно неделю назад ( начало октября) на нас с моей рыжей Элиной – кавалер-кинг-чарльз напали две бешенные хозяйские собаки, которых блондинка средних лет тоже весьма плотного телосложения и среднего роста выгуливала в парке без поводков… Они начали лязгать зубами, нападая на мою красавицу… Я не смогла пнуть собак вовремя, они оказались вёрткими и мобильными, закаленными «боями местного значения»… за минуту до этого они нападали на кого то еще в парке за кустами… я только слышала оглушительный лай… и вот теперь пришла наша очередь…
 
Блондинка на мои «проклятия» и требования уйти восвояси стала угрожать мне, что снимет намордник с одной из собак… другая собаченция была «вооружена» острыми зубами, которые лязгали поблизости от меня и моей собаки… Потом крашенная блондинка начала пугать меня, что изобьет в ответ на мои «проклятия» в ее адрес…Мне пришлось «обнажиться»… Увидев мои аргументы, ей пришло в голову меня фоткать… но я достала смартфон первой и начала снимать «боевую подругу» сама… она оценив шансы на победу, ретировалась с поля боя… а что делать без «аргументов» и демонстрации своей Силы?

Вот и сейчас прокуренный и пропитый «Зеленый змий»,  играющий роль президента соседней страны,  озвучивает стратегию России в своей интерпретации, призывая к ядерному удару по России, а по французским каналам идет украинская видушка с «благодарностью Франции» укров за поддержку… Макрон разрешил «Зеленому» звонить на его личный воцап  круглосуточно. Подобная симпатия подозрительна весьма. Возможно, что-то личное?

А тем временем, в Совбезе ООН не признали референдумы ( 137 стран ) в Донбасе и в Луганске и призвали создать международный трибунал и судить каждого россиянина, кто находится на территории Украины… Украину признают, как сверх-державой… Международный суд ООН готов судить Россию, как страну-террориста…
Я понимаю только одно: мне наплевать на риторику о замерзании Европы на нашем тв… Зачем мне это? мне лично? Тем более, что в 18-16 по смк времени 13 10 22, 1ый канал обьявил, что европейцы в лице (?) выдвинули лозунг: Россия должна быть разгромлена. Медведя надо задвинуть обратно в берлогу. Ха! Они так долго выманивали медведя… а теперь обратно в берлогу? Ужаснее всего, что именно этот образ застрял в голове у одной милой луганской девушки, когда она описывала свою радость от вступления ее самопровозглашеной республики в Россию, ныне – субъект Федерации. Впечатлений много от происходящего. Не всё удается запечатлеть в сознании и тем более верно оценить и понять. Но знаю одно, мнение диванного эксперта, хоть и с научными титулами, может во внимание и не приниматься… Поэтому я не претендую на истинность оценки.

Массово военные резервы Европы перебрасываются на линию соприкосновения… по сообщениям российских СМИ.

А Россия мечтает о новом газовом хабе и увеличении поставок топлива в европейские регионы ( если, конечно, они пожелают… а они не желают…… ааааааааа!!!!!! Что это?

Именно сейчас из Донецка вещает один из руководителей дончанин, говорит, что если что-то не изменится в стратегии, то из «хищника МЫ превратимся в дичь!»
Врезка 01-39 14 10 22: Правда час назад слушала Кедми. Он в восторге от российской экономической дипломатии. Умение договариваться с потенциальными партнерами ( которые в любой момент могут превратиться в злейшего врага ( это история.. убийство в Турции рос. Посла, например, и т.д.)… и я прикусила язычок на время… размышляю… понятно, что многое мы никогда не узнаем.. обыватели , в частности…

И вот в таких изменившихся условиях, в условиях «мобилизации» политических решений Европы, продолжение разговоров олигархов о поставках топлива в Европу, восстановлении газопроводов… по меньшей мере странны, если не являются прикрытием иной стратегии России… вопрос: какой?

Депутат Госдумы именно сейчас говорит о том, что вопрос заключается в том, что либо расчехлить ядерное оружие и «поговорить» или приступить к полноценной термоядерной войне и тогда не с кем будет говорить?

Боррель страдает, что многие государства отказался принять резолюции, которые, кстати, никакой юридической силы, оказывается, не имеют… 20 процентов стран-членов Совбеза ООН против резолюции… « Бутылка полная, но не до конца»!- говорит Боррель.

Вот тут я не компетентна… риалли… не знаю… к чему все это приведет! Может быть, все эти разговоры о поставках топлива и ремонтах газопроводов и строительстве новых « труб» это отвлекающий маневр со стороны России? Но зачем терять время на разговоры о замерзании европейских русофобов…? Хотя у меня уже есть ответы на этот вопрос… В дипломатии никто никогда не говорит правду… все врут… или не говорят правду… тем более простолюдинам из народа…

Что касается европейских стран, то они всегда экономили энергию и «жмотились» на отопление жилищ… вспоминаются мои зимние вуаяжи по Европе… Холод в гостиницах ужасный… иногда я спала в одежде… раздеваться и переодеваться в кружевную ночнушку – непозволительная для россиянки роскошь  в европейских отелях ниже 5 звезд!

Париж зимой – это адский ад… Влажный морозный воздух, неубранные улицы, грязная «няша» и глубочайшие лужи при переходе через улицу… вечно мокрые ноги, поскольку кожаная обувь не выдерживает «термоядерной смеси» из химикатов, мокрого снега, грязи и воды и начинает промокать… По Парижу зимой нужно ходить в резиновых сапогах и носках из овечьей шерсти. В парижском метро тоже особо не согреешься. Помимо грязи невероятной ( признаем факт!), криминогенности обстановки ( драки, буйная обкуренная публика, особенно во время массовых мероприятий типа чемпионатов мира по футболу или Дней взятия Бастилии, например), в парижском метро реально холодно, сыро и грязно! В маленьких магазинчиках – сопливые продавцы, пытающиеся согреться при помощи калориферов, которые при входе «бьют струей жаркого воздуха» фрагментарно и зонально. А в целом… сырость и холод…

Про отопление жилых помещений в Париже надо сказать отдельно. Даже в наших дипломатических домах ночевать зимой весьма проблематично. На улице холодно и сыро. В доме еще холоднее. Батареи есть, но они едва теплые, вернее, не совсем холодные. Особенность ванных комнат в Париже в том, что они почти повсеместно «оборудованы» огромными видовыми окнами. Рамы, естественно, одинарные, защелки на окнах условные и скрипучие. Слава Богу, если стекла попадутся не прозрачные. Холод в ванной комнате жуткий. Не то что мыться, раздеться весьма проблематично. Для разнеженной московской журналистки ( прибывшей в Париж в очередной раз на зимнюю Неделю высокой моды или на юбилей выдающейся балерины Майи Плисецкой), привыкшей к отапливаемым помещениям, вымыться в ванной или принять душ в парижской квартире в престижном 16м округе – как наказание. Но не ходить же 10 или 14 дней не мытой? Я терпела-терпела и начала просить у коменданта электронагреватель, который таскала за собой из комнаты в комнату, в тч и в ванную, потом заранее нагревала спальню, хотя постель оставалась холодной до невероятности и я приноровилась наполнять пластмассовые бутылки из-под ванильной Кока Колы и хотя бы частично, местами прогревать простыни.
Ну, о гаснущем освещении лестничных клеток, парадных и лестниц в жилых домах Парижа – это «особая песня». Напомню, что речь идет отнюдь не о зиме 2022-го года или о периоде санкционной войны нынешнего руководства европейских стран против России.

Собственно, их благополучие и богатство всегда основывалось на дешевых энергоресурсах России и грошовых рабочих руках мигрантов и ресурсах из подконтрольных Западу и часто все еще колониальных стран 3-го мира. Этим и объясняется «терпимость» европейцев к наличию «темнокожей публики» на улицах европейских столиц. В провинции мигрантов меньше. Но беда в том, что мигранты из стран «Бедного Юга» не особенно желают работать на «Богатый Север». Прелестная 70-летняя бывшая секретарша из ЮНЕСКО Инна, вышедшая замуж за француза, который был старше неё на 20 лет, родившая ему двух дочерей, жаловалась мне на несправедливость соцобеспечения во Франции, сидя в уютном ресторанчике на правом берегу Сены, куда я бежала к ней пешком через мост, через площадь Трокадеро, на которой происходила забастовка темнокожих жителей Парижа.

Справедливости ради скажу, что я пробиралась сквозь толпу негров, заполонивших площадь перед дворцом Шайо с большим трудом. Сам дворец знаменателен для меня лично тем, что будучи молодой журналисткой, я впервые именно там воочию увидела Карла Лагерфельда и его новую коллекцию для Дома Шанель, познакомилась с русскими эмигрантами поближе и вынужденно въехала в особенности жизни русских в Париже, которые мне не совсем понравились, если честно.

Я пробиралась к мосту Йена через Сену к Эйфелевой башне для встречи с Инной, повторюсь, с большим трудом. Я была практически одна «белая» среди океана темнокожих, высоких, мощных забастовщиков. Кто-то пытался дернуть меня за рукав, навязывая свой товар – мини Эйфелевы башни. Это я запомнила. Забастовка-забастовкой, но торговля прежде всего. Кто-то пытался заговорить. Я была непреклонна. Я аккуратно обходила наиболее опасные для меня скопления людей. Я шла на встречу с Инной.


19-16. ( врезка) именно в этот момент  по тв в программе у Скабеевой объявили, что  в Украине воздушная тревога… идет бомбежка значимых объектов инфраструктуры по сообщениям 1-го канала «Россия»…идет бомбежка Киева … как же долго мы этого ждали…и удивлялись, почему этого не происходит… бьют по инфраструктуре… не по людям… в этом вновь проявляется человечность и щадящий режим СВО… в отличие от укронацистов, которые расстреливают и бомбят  мирных… Дай Бог, новому командующему рос.армией генералу Суровикину  победы на украинском фронте, силы, мудрости, здоровья, профессиональности в борьбе против озверевшего Запада, который жаждет оставить за собой «мировой трон» по эксплуатации стран 3-го мира, которых они приговорили к пожизненному «заключению» в колонии строгого режима под названием «Рабы третьего мира и страны 4-го мира – наиболее отставшие страны»..

Всё это происходит на фоне, как объявил Боррель, намеченных « Стратегических ядерных учений в 600 милях от границы РФ» и удару по российскому Белгороду – украинская ракета прилетела в жилой дом. В жилой! Типичная тактика нацистов террористического укро-режима при президентстве комика-актёришки… Нарочно не придумать… Комики во главе страны… Украина этого достойна? Пришла мысль, что весь украинский народ – заложники продажного режима… Кулеба – тоже молодой 40-летний дипломат… Зеленскому  - 45.   Они вполне могут быть продуктами «идеологической обработки» опытных аксакалов Европы и США….Еще раз подчеркнем, что Украина – страна –наемник…Об этом уже открыто говорит Запад. НАТО воюет с Россией руками Украины при помощи американского и европейского оружия под руководством натовских офицеров, по наводке американских космических спутников…..как «блёклы» мои перечисления этих «особенностей странной войны»… странной…очень странной войны!

Дмитрий Кулеба – министр иностранных дел Украины в эфире признался во взрывах в Крыму и в Белгороде. Он взял на себя ответственность. Он признался этим, что Украина – страна террорист. Мама миа… Так просто… взял на себя ответственность сказать правду – Украина – страна террорист. При этом сам Кулеба вывез из Украины (из родной страны) жену, детей, собак за кордон…. Это инфо из прямого эфира рос. Тв. Слова спикера – «Дело уже не в зимнем комфорте европейцев!» Дитер Болен - солист  знаменитой группы « Модерн Токинг», которыми я заслушивалась в детстве, заявил, что ему наплевать на Украину, европейские санкции бьют по самим европейцам!» Ну, что же… звёзды шоу-бизнеса берут на себя ответственность говорить правду… Народу ближе не Макрон или Шольц, или Урсула-гинеколог….Народным массам ближе «люди, мнение которых попадают не в голову, а в сердца!» факт!

В этом отношении вспомним пляски Киркорова на кресте в Кремле в марте! Буквально на следующий день после концерта болгарина в Давыдовском броде было сожжено большое количество российской техники. Случайность?

Сейчас по 1-му говорят о крахе «экономического мышления». Эра денег по Фукуяме заканчивается? Наступил конец экономического мышления, когда всё определяла экономика? Мы вступаем в цивилизацию войны, - говорит эксперт 1-го канала. Кончилась логика торговли, т.н. «рыночная экономика»? Но это только частное мнение. Официально Россия собирается строить новый  газовый хаб через Турцию в ту же Европу… Мама миа… Европа проводит ядерные тренировки, а Россия планирует газовый хаб… Где логика? Или это маневр?

Наверно, именно сейчас, после выступления спикера по 1му каналу, всё, что я уже сказала ниже ( эта врезка в 20-03) не станет чем-то революционным в плане оценке ситуации… Собственно, в академии мы говорили в 90-х, что стратегия изменилась : раньше впереди купцов шагали войска, прокладывая дорогу бизнесу… сейчас ( 90-е годы) всё наоборот: сначала идет купец и банки с евродолларами и инвестициями, а за ними шагают войска и люди с ядерными чемоданчиками…

 Все российское высшее образование в 90-е было переведено на «экономические рельсы». Под эгидой «рыночной экономики» произошел «мягкий» переворот в сознании россиян. « Мани…мани Маниииии» - вспомним Лайзу Минелли… Кстати, сегодня ночью именно этот «денежный минелевский бестселлер» попался на глаза… Я только посмотрела «отрывочек Красавицы Лакнау» с луноликой индийской актрисой Айшварьей Рай, красоте которой посвящен мой цикл стихов «Восточная  красавица»  и выпущена одноименная аудио-видео-книга ( см. мой ютуб).

Ночью я смотрела на Минелли, на ее мимику, жесты, движения и вспоминала высказывания одного американского генерала, который говорил, что американцы навязыванием американских ценностей и культуры развратили чистых и наивных русских, уничтожили главное преимущество России – чистоту и патриотизм русских душ. Пятая колонна, продажная и развратно-вульгарная как змея вползла в сознание россиян, да что там говорить, и украинцев тоже, хотя выдающийся украинский поэт, писатель, прозаик, живописец, график, этнограф и общественный деятель Тарас Григорьевич Шевченко в своих произведениях точно определил продажную суть украинского народа:

«Хохол останется хохлом,
Хоть ты пусти его в Европу.
Где надо действовать умом,
Он напрягает только ж...пу.
И потому-то на Руси
Завещано аж Мономахом:
"Связаться боже упаси
С тремя — жидом, хохлом и ляхом".
Коварен жид, хотя и слеп,
Кичливый лях — похуже бл...и,
Хохол же съест с тобою хлеб
И тут же в суп тебе нагадит».
(«Хохлы», Т. Г. Шевченко, 1851 год)

«Хохол залишиться хохлом,
Хоч ти пусти його в Європу.
Де треба діяти розумом,
Він напружує тільки ж...пу.
І тому-то на Русі
Заповідано аж Мономахом:
«Зв'язатися Боже збав!
З трьома — жидом, хохлом і ляхом».
Підступний жид, хоч і сліпий,
Чванливий лях — гірше бл...і,
Хохол ж з'їсть з тобою хліб
І тут же в суп тобі нагадит». ( Т. Шевченко).

Как же отличаются дипломатические речи от остроты языка «свободных творческих людей… Надо сказать , свободолюбивый Тарас Шевченко поплатился за свой длинный язык, далее инфо из Википедии:

"Шевченко был арестован вместе с членами общества 5 апреля 1847 года[59]. Царь Николай I прочитал стихотворение Шевченко "Сон". Виссарион Белинский писал в своих мемуарах, что Николай I, очень хорошо знавший украинский язык, смеялся и посмеивался, читая раздел о себе, но его настроение быстро сменилось горькой ненавистью, когда он прочитал о своей жене. Шевченко высмеивал ее неряшливую внешность и мимические судороги, которые у нее появились из-за страха перед восстанием декабристов и их планами убить ее семью. После прочтения этого раздела царь возмущенно заявил: "Я полагаю, у него были причины не ладить со мной, но что она сделала, чтобы заслужить это?"[60][61] В официальном отчете Орлова Шевченко был обвинен в использовании "малороссийского языка"[8] (архаичный Русское название для украинского языка) возмутительного содержания вместо того, чтобы быть благодарным за освобождение от крепостного права.[8] В отчете Орлов утверждал, что Шевченко выражал крик о предполагаемом порабощении и бедствии Украины, прославлял гетманскую администрацию (казацкое гетманство) и казацкие вольности и "с невероятной дерзостью изливал клевету и желчь на лиц Императорского дома".[8]

Находясь под следствием, Шевченко был заключен в тюрьму в Санкт-Петербурге в казематах 3-го отдела Императорской канцелярии на Пантелеймоновской улице (ныне ул. Пестеля, 9). После осуждения он был сослан рядовым в российский военный гарнизон в Оренбурге[8] в Орске, недалеко от Уральских гор. Царь Николай I, лично утвердивший его приговор[62], добавил к нему: "Под строжайшим надзором, без права писать[8] или рисовать". Впоследствии он был отправлен форсированным маршем из Санкт-Петербурга в Оренбург и Орск.

В следующем 1848 году ему было поручено предпринять первую русскую морскую экспедицию по Аральскому морю на корабле "Константин" под командованием лейтенанта Бутакова. Хотя официально Шевченко был рядовым, другие члены экспедиции фактически относились к нему как к равному. Ему было поручено рисовать различные пейзажи вокруг побережья Аральского моря. После 18-месячного путешествия (1848-49) Шевченко вернулся со своим альбомом рисунков и картин в Оренбург. Большинство этих рисунков были созданы для подробного описания экспедиции. Тем не менее, Шевченко создал много уникальных произведений искусства о природе Аральского моря и казахстанцах в то время, когда в середине девятнадцатого века началось русское завоевание Центральной Азии[63].
Затем его отправили в одно из самых страшных исправительных учреждений, отдаленную крепость Новопетровск на полуострове Мангышлак, где он провел семь ужасных лет. В 1851 году, по предложению сослуживца Бронислава Залесского, подполковник Маевский направил его в Мангышлакскую (Каратаускую) геологическую экспедицию. В 1857 году Шевченко, наконец, вернулся из ссылки после получения амнистии от нового императора, хотя ему не разрешили вернуться в Санкт-Петербург, и он был вынужден остаться в Нижнем Новгороде.»

ЕВФ: Собственно, я помню щипание в носу от заучивания шевченского « поэтического завещания»… Вот оно… школьные вливания в неокрепшую головку подростка украинской тематики… и ву а ля: герой украинский на «все времена» со мной, навеки в моем сознании… и лишь в «страшную годину, вскрывается суть… чего-то, чего ранее ты и не понимал… и не осознавал…

Как умру, похороните
На Украйне милой,
Посреди широкой степи
Выройте могилу,
Чтоб лежать мне на кургане,
Над рекой могучей,
Чтобы слышать, как бушует
Старый Днепр под кручей.
И когда с полей Украйны
Кровь врагов постылых
Понесет он… вот тогда я
Встану из могилы —
Подымусь я и достигну
Божьего порога,
Помолюся… А покуда
Я не знаю Бога.
Схороните и вставайте,
Цепи разорвите,
Злою вражескою кровью
Волю окропите.
И меня в семье великой,
В семье вольной, новой,
Не забудьте — помяните
Добрым тихим словом.
Перевод с украинского на русский Александра Твардовского

Вот оно…взаимо переплетение культур…. Вот оно – «жаление» украинского народа в 2022 вылезло в экономике и политике…вот оно…долгое отсутствие в СВО ответных мер… жаление… память, что украинский народ – братский народ… во всяком случае, это записано на подкорке у старшего поколения… у тех, кому сейчас за 60… а прежнего братского народа уже нет… у молодого поколения уже промыты мозги америкосами… «Москаляку нагиляку» - это суть отношения современных украинцев к «москалям»…

А у меня, например, в голове « Как умру похороните на Украйне милой…» и т.д. Любование детское украинцами… с детства меня «назначали танцевать» украинские танцы на День Конституции… И вот… я вся в цветочных венках, лентах и в вышиванке, в пышной юбке – абсолютно русская девочка плясала украинский гопак в детском саду перед зрителями, в качестве которых – родители русских детей, русские мамы и папы… и  помню, как мама гладила меня пор кудрявой головке и хвалили как хорошо я танцевала украинский гопак… я по ее выражению, была самая красивая «украинка» в детском саду и за его пределами… Вот так… и я долго жила под этим очарованием « Вечеров на хуторе близ Диканьки», « Вий» и Натальи Варлей в роли ведьмы Панночки… Помню, как «шевелились на голове» мои волнистые волосы, когда я впервые смотрела «Вий» и ночные бдения главного героя в церкви рядом с гробом «усопшей от его побоев панночки»…

Как призналась моя приятельница –украинка, Украина – ведьмическая, колдовская страна, все женщины – ведьмы… все мужики – ведьмаки… Украинские мольфоры – сильные колдуны… Что нам против них? Только православная вера и молитвы к Богу… а еще… сплочение перед укронацистами, знание исторического опыта преступлений бендеровцев во время Великой отечественной войны 1941-1945 года.

Я вообще удивлена уже много лет, что столичный театр Романа Виктюка – бендеровца по происхождению, и любителя  мальчиков, этого гениального Беса, под чарами-очарованием которого я находилась сама многие-многие годы всё еще существует и не закрыт, даже во время войны с Украиной ( НАТО). В последнем «Бесогоне» Михалков , конечно, приводит видео-аргументы похлеще виктюковских «шедевров»… Что там мужики-служанки, беснующиеся на сцене по мотивам Жана Жене, вот знамениты романс «Соловей» Алябьева, исполняемый украинкой с кордебалетом из голых чернокожих мужиков … вот это Перфоманс… Если бы эстетично матерившийся Виктюк мог из мира иного видеть это, он бы или позавидовал смелости постановщика, или бы обплевался… Но народ хавает т.н. «культурную баланду»… Да  и наследные постановки Виктюка все еще изящно отравляют умы и сердца россиян своими трансвеститными постановками и воспеванием Главных геев планеты, даже в период Войны с укронацистами… Чудеса в решете, да и только… и даже мои « прямые намеки» фсб-шникам, разговоры с представителями Генштаба, не привели к адекватным мерам, бандеровское наследие Виктюка-гея продолжает цвести и пахнуть! Да и иже с ним… может быть хоть Михалкова услышат? Се ля ви! Сатанизм в действии! Ну, что же… единство и борьба противоположностей налицо! «Не смею  мешать разврату!» Кто меня слушает?

Но вернемся к тревогам некоторых СМИ и маститых экспертов к зимовке Европы. Немцам запасов газа хватит на 2, 5 мес. По расчетам. А что потом?

Кстати, хочу все же поделиться впечатлениями от экономии электроэнергии в Париже.. Ох, уж эти кнопочные счетчики… В темноте горит красная кнопка… Наощупь пробираешься к ней при входе в парадное довольно респектабельного дома в 16м округе. Нажимаешь… Включается свет на полсекунды, которой, по расчетам коммунальщиков должно хватить для того, чтобы добраться до следующей… а если не хватит? У меня был ужасный случай, когда мы с русской актрисой, сестрой одного из беглых олигархов, поторопились на встречу к Зурабу Церетелли. Она решила воспользоваться выходом для прислуги. « Так быстрее» - сказала она. Нам не хватило времени. Маленький скрипучий лифт «выпуска 1812 года» наверное не пришел вовремя  и мы остались в абсолютной темноте… кромешной темноте… поскольку лестница для прислуг не имеет окон… и зачем я согласилась на эту авантюру? Актриса лихорадочно шарила рукой по стене, ища заветную кнопку, чтобы включить свет, но как назло, не могла ее найти… Потом подошел абсолютно темный лифт… и мы вместе шагнули в темную «пропасть»… неприятные ощущения… риалли…
( продолжение следует… не успела откорректировать мыслеформы…)

13-14 10 22, Мск.
Опуб.

Мнение относительно культурных мероприятий во времена СВО:
Ксения ВОРОТЫНЦЕВА, обозреватель
05.10.2022

Все чаще говорят о том, что в трудные времена выставки неуместны. Однако сторонники этой точки зрения забывают: культура — не прихоть, услуга или развлечение, а фундаментальная потребность.

Этот спор начался еще весной, затем притих на лето, и в последний месяц возобновился с новой силой. Можно ли устраивать выставки в нынешних обстоятельствах, не пир ли это во время чумы? В первые дни марта на почту одна за другой сыпались отмены: музеи и галереи переносили открытия новых проектов. Многие — на неопределенный срок. Иные институции закрывались — как Музей современного искусства «Гараж», который до сих пор работает в усеченном виде, как образовательный центр ­— устраивает семинары, кинопоказы, но не выставки. Некоторые переносили вернисажи по техническим причинам — например, Музеи Московского Кремля. Выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» задумывалась с большим иностранным «компонентом», однако европейские музеи досрочно отозвали свои экспонаты. Ситуацию спасли российские музеи, и проект все-таки открыли — правда, на два месяца позже.

И в те дни, когда тревога сдавливала сердце, глотком чистого воздуха стала выставка Валерия Кошлякова в Музее архитектуры. Я до сих пор помню это чувство: огромные пустые залы усадьбы Талызиных, в центре — старая мебель, выброшенная парижанами и подобранная художником. Эти полуразвалившиеся, но не потерявшие своего великолепия комоды резонировали с картинами Кошлякова, с видами Парижа и Рима, и превращались в символы старой европейской культуры, вероятно утраченной: они выглядели обломками чего-то прекрасного и великого. Кошляков готовил свой проект давно, и только он может рассказать, какой изначально был замысел, однако настоящее произведение всегда сообщает что-то о сегодняшнем дне, даже если было создано столетия назад. И выставка, открывшаяся, несмотря на тотальную неопределенность, заставляла и думать, и грустить, и утешаться.

После относительно спокойного лета начались новые геополитические волнения, а одновременно стартовал осенний выставочный сезон в Москве — по нескольку вернисажей в день. И вновь в соцсетях, а иногда и при личных встречах, загудели недовольные: а надо ли сейчас все это, зачем развлекаться? И здесь, мне кажется, кроется ошибка: мы забываем, что культура — не развлечение и не услуга, а фундаментальная потребность. Конечно, сама культура может быть разной: и массовой, и элитарной — хотя в современном мире границы порой размываются. Однако она дарит нам какой-то опыт, и ее лучшие проявления делают и нас чуть-чуть лучше.

Хотя некоторые вещи и правда кажутся неуместными. Например, когда вернисажи превращаются в совсем светские мероприятия, на которые — как мотыльки на свет — слетаются селебрити всех мастей. Тогда картины становятся лишь фоном, оттеняющим блеск бриллиантов, а за брызгами шампанского забывается главная цель — искусство, как бы пафосно это ни звучало. Недавнее открытие Cosmoscow выглядело настоящим светским парадом. Хотя можно возразить, что, во-первых, это ярмарка, и затевалась она ради купли-продажи, тем более что многие знаменитости не просто заглядывали на огонек, но уходили с приобретениями. И все же главными героями стали галеристы, художники, коллекционеры, которые кулуарно и в открытых дискуссиях обсуждали, как жить в новых меняющихся условиях. Ведь благодаря их фанатизму — а для некоторых наступили непростые времена — поддерживается жизнь в большом организме культуры.

И конечно, особая роль у художников. Тонко чувствующие, многие из них сменили тональность. Точнее, стали более бережными к зрителю. Начиная с коронавирусной пандемии, история не оставляет обывателю шанса: она выкидывает его из зоны комфорта, пугает возможными катастрофами, не дает строить планы — человеку буквально не за что зацепиться. Именно художник может предложить ему убежище. Не только страну грез, куда сбегаешь за иллюзиями, но и разговор по душам — когда вместе обсуждаешь сложные темы, озвучиваешь страхи, ищешь решения. Просто поговорить о том, что угнетает, — уже немало. Еще недавно, в 1990-е и 2000-е, стратегия современного российского искусства была иной. Во многом куда более радикальной: перформансы Олега Кулика или Авдея Тер-Оганьяна стремились выбить почву из-под ног. Конечно, радикальный акционизм был лишь частью российской арт-сцены, но — зато самой громкой и нередко задававшей тон. Со зрителем особо не церемонились: в него тыкали палкой, чтобы вызывать какую-нибудь эмоцию — гнев или восторг. Возможно, это была реакция на турбулентность внутри России и на сложные отношения с западным арт-рынком, который сначала подарил много надежд, но во второй половине 1990-х охладел к нашим авторам.

Пандемия, а затем геополитические потрясения, похоже, задали новый тренд: художники стараются делать терапевтические выставки. Они не шокируют зрителя, не выталкивают его из зоны комфорта, а напротив: утешают или хотя бы проговаривают с ним важные темы. Супруги Владимир и Майя Опара летом показывали проект «Стоя на перекрестке»: взвешенный разговор о том, с какими глобальными вызовами мы сейчас сталкиваемся. Они приглашали поразмышлять: сможем ли мы использовать технологии во благо и научимся ли жить в гармонии с природой. Художница Евгения Ножкина дарит новую жизнь старым вещам — плетет из них гобелены, причем старается сделать так, чтобы владелец мог узнать свою рубашку. И убедиться: дорогая ему вещь не канула в Лету, а значит, не стерлась и память о ней, ведь главное, что связывает нас с предметами, — воспоминания. Лидер российского паблик-арта Марина Звягинцева пробует новый формат: делает короткие однодневные акции, тоже имеющие терапевтический эффект. Летом в рамках арт-акции «Утопи свои печали» зрители кидали в прохладные волны Нагатинского затона разноцветные камни. Марина расписала их в технике биотипии, и каждая цветовая гамма обозначала определенный спектр эмоций. Избавление от страхов и переживаний — жест символический, а еще освобождающий: ведь чтобы бросить в воду произведение искусства, нужна определенная смелость. И расставание с тем, что для тебя ценно, дарит чувство свободы.

Это лишь часть проектов — те, что запомнились. Некоторые из них родились давно, однако нынешние обстоятельства придали им новые смыслы. И пусть далеко не все перестроились на новый лад, уже можно говорить о тренде. И у кого повернется язык назвать его вредным или ненужным?

И важно помнить: люди спасались искусством даже в самые темные времена. Пример, о котором часто вспоминают: культурная жизнь не останавливалась в блокадном Ленинграде. Анна Остроумова-Лебедева, запершись в ванной комнате — чтобы меньше слышать свист снарядов, — писала автобиографические записки. Когда получалось — создавала гравюры с видами Ленинграда: словно это могло сберечь город от разрушения. В страшные годы Гражданской, среди голода и разрухи, тоже распускались цветы искусства. Последовательница Малевича Вера Ермолаева придумывала эскизы декораций к опере Крученых «Победа над солнцем», Константин Юон писал апокалиптичную «Новую планету», отражавшую муки рождения нового мира. Проходили выставки, концерты, спектакли... Почему человечество — даже в самые трудные моменты — не стремится отменить культуру? Книги, картины, симфонии дают нам понять: наш опыт — не уникален, другие тоже проживали нечто подобное, и это помогает чувствовать себя не такими одинокими. Однако культура не должна застывать, превращаться в музейную реликвию. Чтобы в ее большом организме теплилась жизнь, нужны события — те же выставки или спектакли. Только тогда будут происходить культурные процессы, появляться тренды, вырастать новые направления. А остановка всегда означает конец культуры.

см. Ксения ВОРОТЫНЦЕВА, обозреватель
05.10.2022

Материал опубликован в №9 печатной версии газеты «Культура» от 29 сентября 2022 года.