Как Карандышев победил Паратова

Дмитрий Савостин
Кто не в курсе, "Жестокий романс" это культовый советский кинофильм 1984 года, снятый по мотивам пьесы классика русской литературы Александра Островского культовым советским кинорежиссером с культовыми советскими актерами в главных и даже не очень ролях.

Действие происходит в пореформенной России конца 19 века, когда, кроме всего прочего (отмены крепостного права, введения местного самоуправления, замены в армии рекрутского набора на призыв при сокращении срока службы, создания системы народного образования), Государь-Император Александр II учредил в России — что важно для понимания дальнейшего — суды присяжных.

Почему "по мотивам пьесы"?

Да потому, что пьеса Островского про бесприданницу Ларису Огудалову, а фильм — про поединок между "маленьким человеком" Карандышевым и "сверхчеловеком" Паратовым, для которых Лариса только субъект, то есть "вещь", что прямо и звучит в финале.

В пьесе Карандышев — глупое, конченное ничтожество, а Паратов, как это называли во времена Островского — фат. То есть сумасбродный, нахальный, самовлюбленный франт.

В "Жестоком романсе" это другие люди.

Карандышев — при всей своей глупости и ничтожности, не лишен вызывающего уважение болезненного чувства собственного достоинства. И чего-то еще, для чего я не могу найти определения, но что выражается в том, что он в финале стреляет в Ларису не потому, что "раз не моя, так не доставайся же ты никому", как в пьесе, а потому что иначе побеждает беспросветное зло, с которым Карандышев не может смириться.

Сам киношный Карандышев этого не понимает, а только чувствует. Но чувствует настолько сильно, что совершает поступок, который от него никто не ожидает.

Киношный Паратов тоже другой. Это человек "с предысторией", которая, как я считаю, открывается одной фразой его диалога с Карандышевым, пренебрежительно отозвавшемся о бурлаках:
.
Паратов: Ну-с, и чем же вы считаете бурлаков? Я судохозяин и вступлюсь за них. Я, если вдуматься, сам такой же бурлак.
.
Это вовсе не значит, что Паратов был когда-то бурлаком. Это значит, что он "бурлак" по своему мировоззрению и мироощущению, который презирает мир бестолковых и безвольных карандышевых и огудаловых, с которыми поэтому и обращается не как с людьми, а как с дешевыми игрушками — когда игра надоест, или когда они сломаются, ему не жалко запустить их "блинчиком" по поверхности жизненной реки, как подвернувшиеся под руку плоские камешки, рассыпанные на ее берегу.

А дальше — самое, на мой взгляд, интересное.

Не многие задумывались о том, что могло произойти после того, как пьеса и фильм закончились, потому что, казалось бы, все ясно — Паратов женится на невесте с богатым приданным, а Карандышева за убийство отправят на каторгу.

А вот и не обязательно.

Как раз в 1878 году, когда Островским была написана "Бесприданница", суд присяжных оправдал террористку Веру Засулич на основании того, что на преступление она пошла "в виду сильного душевного потрясения". В пореформенной России конца 19 века вообще была мода на оправдательные приговоры из-за "сильного душевного потрясения". Об этом, например, упоминается в повести Льва Толстого "Крейцерова соната", где оправдывают мужа, убившего жену и ее любовника.

Поэтому для того, чтобы быть оправданным, Карандышеву даже не требовалось нанимать дорогих адвокатов.

У кого-то вызывает сомнения, что он убил Ларису в состоянии "глубокого душевного потрясения"? Вот! Думаю, и у присяжных, которые его судили, это тоже не вызвало бы никаких сомнений. А далее работает принцип — провинция берет пример со столицы.

При этом Карандышев в лице общественного мнения сам предстал бы в виде жертвы со стороны его коварной невесты и ее наглого обольстителя, которые своим демонстративным распутством накануне свадьбы довели "милого, безобидного" человека до совершения убийства.

И тут мы плавно переходим ко второй части, касающейся господина Паратова.

В конце 19 века то, что он совершил, вряд ли ему сошло бы безнаказанным. После такого скандала его перестали бы принимать в приличных домах, в следствии чего его выгодная женитьба наверняка бы расстроилась, и он лишится возможности поправить таким образом свои пошатнувшиеся финансовые дела.

А не стреляй Карандышев в Ларису, этого бы не было. Ну соблазнил Паратов его невесту, ну стала она потом содержанкой у другого богатого купца... Конечно, гнусно, неприятно, но не смертельно, а, главное, тихо, мирно, без публичного скандала с перетряхиванием грязного белья в ходе судебного заседания у всех на виду.

Вот и получается, что Карандышев победил Паратова.