ДИП. Мужской корсет и кираса д-Антеса - 1

Поль Читальский
Смотрите на изо титула:

Доспехи древних египтян:
 
Доспехи римских легионеров  различной структуры и степени жесткости:
       
телом тело грей-ка

лучше пулю пожалей-ка
 
 Знаменитым коротким римским мечом (позаимствованным в идее у испанцев), копьем, щитом, «черепахами» и эффективными доспехами  римляне завоевали Европу и Азию и построили самую большую империю за историю человеков (адамитов) на Земле:
   
Эти доспехи были столь эффективны, что дожили до 19 века и были взяты на вооружение в тяжелую кавалерию – конными кирасирами и  кавалергардами:
      
Что с удовольствием демонстрировал корнет Ж.Ш. д'Антес, позируя гордо и с явным удовольствием перед художником, заказ у которого разместил его гей-отец Луи Якоб ванн Геккерн 

Ранее мы рассмотрели странности дуэли и, в частности, маловероятный двойной рикошет пули от тела д'Антеса, одетого будто бы в штатный мундир поручика КП ЕИВ.
Напомним наш пассаж: И тут интересный вопрос: что надел д’Антес на дуэль в среду 27 января в сумерки... = ответ зависит от ... использованных им защитных доспехов = кирасы или мужского корсета спец.изготовления. Без них не было бы легендарного рикошета, так пугавшего д’Антеса, но ... проигнорированного и следователями комиссии и самим корпоративным судом. Ведь д’Антес сам настойчиво жаловался на ушиб… живота! Жаловался, ибо понимал и боялся, что суд пытливо займётся этим странным рикошетом… Двойной рикошет – это уже не случай и удача = это вещдок и пытливому намек!
Возникло естественное подозрение: а не было ли на нем жестких, гибких или пластинчатых доспехов!? Обычно на это следует досадный довод: да вы, сударь, не понимаете канонов дуэли чести = дворянин не мог такого сделать. Я обычно отвечаю: во-1х, мог – из  разных книг по истории быта дворян  той поры = дворяне – те же дворовые, но с иной выслугой перед феодалом, и вытворяли они подчас такое…; во-2х, для д’Антеса это не было дуэлью чести  - он вызвал человека, жену которого он склонял к измене и затем шантажировал. О какой чести у проходимца может идти речь!? В 3-их,  если кираса была штатным элементом формы одежды и экипировки кавалергарда (кавалериста тяжелой кавалерии) для боевых условий, атак лавой с пиками и стрельб пулями да картечью из огнестрельного, а корсет – вполне обычной частью мужского гардероба, то чего ж Жоржу было стесняться, брыкаться и не надевать корсет-кирасы!? В правилах дуэли фон Болгара (пер. и изд. в СПб в 1897) сказано, что одежду дуэлянта можно было проверить. Дошло? Или применение тайное доспехов под шинель, китель или сюртук со времен уловки Дантеса стало столь привычным и обычным, что даже на уровне кодекса допустили проверку одежды? Когда-то проверить экипировку дворянина на дуэли чести было просто немыслимо и недопустимо! Это ж оскорбительно и противоречит кодексу чести. Но времена изменили нравы людей. Если два барона Геккерны мошенничали с «усыновлением» и самого царя водили за нос, но почему бы не допустить, что они мошенничали и на дуэли? Если они не уважали страну своей службы и считали, что она вне понятий чести и в ней им можно всё, что угодно, то почему нам запрещено предполагать применение ими на дуэли тайных доспехов? А тут об оной у Жоржа даже ни слова... во всей обнаруженной нами пушкинистике и «дантесо-наталко-ведении»! Нет, намеков сколько угодно – от кольчуги до памперса! Но исследований серьезных нет и нет документов суда… А это уже более, чем странно.

История знает много видов успешных и эффективных видов средств защиты от поражения (это мы рассмотрим позже в отд. статьях). Для нашего случая могут рассматриваться как наиболее подходящие:
1) мужской корсет, 
2) кираса и
3) гибкий пластинчатый доспех.

Примеры:
МУЖСКОЙ КОРСЕТ (см. изо)

Итак, корсет. В начале рассмотрим мужской гардероб тог времени.

Сретенский В.М. в «Псевдолотман» (историко-бытовом комментарии к поэме А.С. Пушкина «Граф Нулин» - вариации сюжета романа Е.О.) исследует все детали описанного автором мужского костюма светского человека, включая:
- несколько видов фрака разного покроя и цвета в зависимости от назначения
- три одновременно носимых жилета разного цвета
- шляпу «цилиндр»
- набор вееров
- три разных плаща с меховым воротником – темный теплый, «шотландский» в черно-красную клетку, и просторный «экипажный» с подбитым бархатом синим (цвета Элодии) воротником (см. в нашей е-бибке Кирсанова Раиса Мардуховна.   Костюм в русской худож. культуре 18 – пер.пол. 20 вв – 1995)
- комплект корсетов, носимых с двойной целью  - придать стройность и прямоту фигуре (особо важно для военных!) и создать иллюзию тонкой талии (помните – АСП состязался с Зизи (Евпраксии) Вульф  в тонкости талий!). Корсет надевался на тонкую исподнюю рубашку под жилет или китель (колет). Позже в конце 1820-х тугие стягивающие жилеты вытеснят корсеты из мужской моды, но не устранят их использования у военных.  Спецкорсет бывал и железным и имел назначение части защитных доспехов.

В корсете спецпошива, в котором была замаскирована и скрыта спецкираса,  Жорж-Шарль и прибыл, ничем абсолютно не рискуя,  на дуэль в плаще-накидке и сюртуке. Именно спецкорсет и дал тот «странный» рикошет пули, выпущенной из пистолета полулежащего  раненного Пушкина: пуля прошила мякоть согнутой руки д-Антеса чуть выше локтя и попала в выпуклую фигуру спецкорсета-кирасы, срикошетила и ушла в небеса, свалив ударом д-Антеса-стрельца-ловкача-мудальца!  Мучиться не надо – Лада, лада-ла-ла!

прим. с текстом Сретенского будьте осторожны = он не знает зимнего возка и относит его к летнему транспорту (а вот НВН - Пушкин - везет Лариных зимой  семь суток именно в возке, а груз - в трех кибитках...)

Приложение1
 
История моды с Марьяной С. Мужские корсеты    https://zen.yandex.ru/eregwen?clid=101&country_code=ru

Да-да, мужчины тоже их когда-то носили!
"Он был плотного сложения, но при всем том отличался тонкой талией, которая вкупе с неестественной прямотой его осанки неопровержимо свидетельствовала, что доблестный мистер Робсон, возвышенный душой и ставящий женский пол ни во что, ради щегольства носит корсет".
        Энн Бронте, "Агнес Грей"
Валери Стил в своей книге "Корсет" пишет, что "имеются разрозненные и фрагментарные свидетельства того, что военные носили корсеты ещё в XVIII веке, но более привычным это явление стало в начале XIX века с возникновением фигуры денди". Нет, корсеты носили далеко не все денди - но многие из них, так что первая четверть века пестрит карикатурами, изображающими мужчин, которые затягиваются в корсеты, поскольку хотят иметь тонкую талию.
      
Почему принц Уэльский, а впоследствии король Георг IV затягивался в корсет, понятно - жизнь он вёл невоздержанную, поесть любил, и к 1824 году обхват талии у него был 130 см (судя по корсету). На своей коронации в 1821 г. он едва не упал в обморок - и от духоты, и от того, что чересчур сильно затянулся. Портные иносказательно именовали его корсеты "поясами". Ну или "Бастилия из китового уса"!
  Иллюстрация из книги о корсетах "Waisted Efforts":
Стил упоминает и то, что в середине века корсет оценили военные, в частности, офицеры-кавалеристы, и цитирует одну из английских книг 1838 г., где говорится, что "мужские корсеты или пояса... носят джентльмены на военной службе, охотники или те, кто занимается упражнениями, требующими большого физического труда". (То есть, замечу, аналоги нынешних спортивных поясов!)
Кстати, о военных. В книге "The Whole Art of Dress" (1830) мне встречалось упоминание о том, что кавалерия издавна воспринималась как способ замаскировать плохую фигуру - небольшая голова прикрыта шлемом с перьями, и мундир, подбитый так, чтобы идеально сидеть, узкий в талии, поскольку используется корсет - или пояс, "поскольку предыдущий термин не следует употреблять в приличном обществе".

В общем, корсеты были и для того, чтобы сделать талию потоньше, и выступали в роли спортивных поясов и ортопедических корсетов. Вторые часто делали из кожи или плотной ткани, а не на китовом усе или металлических костях. Но вот признаваться в том, что они к ним прибегают, мужчины не хотели.
         
Начало XX века, объём талии - 107 см:   Словом, было из чего выбрать!
Ну и... Мужчины, которые носят корсеты, есть и сегодня, но об этом в другой раз. :
СПАС  ИБО