У каждого свое счастье...

Иракли Ходжашвили
У  каждого  своё  «счастье»...

     Нет! Это всё же несправедливо!
     Как ни откроешь газету или журнал, ни включишь телевизор или заглянешь в интернет, — везде одно и то же: тот опять развелся, та вышла снова замуж, те  женились, для него это третий брак, для нее — четвертый, или  наоборот… В общем, вариации небольшие!..
     А я вот уже  51 год в одном браке! И в кого я такой пошел!?
     Явно, что не в отца родного — у него было аж три жены! Да и среди двоюродных-троюродных братьев и сестер есть тому примеры…
     Но не судьба, видно!
      Точнее, не такая судьба мне, видно, суждена.
      Да и, если задуматься, раз человек женился в третий раз, значит, и во второй не повезло. А гарантий-то нет! 
      Непонятно: то ли я шибко рассудительный, то ли нерешительный...
Но хоть побурчать можно же!
      Я-то что? Характер у меня хороший, можно сказать — ангельский, раз Нина со мной вот уже  51 год… Хотя… и у нее, как видно, терпимый, раз я  более двух третей жизни в одном браке.
      Я, вот, на старости лет писать стал, чтобы чем-то заняться. Аж на три книжки понаписал. Оказывается, мы с Ниной уже такой путь прошли со дня знакомства! Чего только на нем не было! И радость, и горе ухода близких людей, и мир, и война, разруха, голод, холод, отъезд детей, эмиграция с ее сложностями, радость появления  и взросления четырех внуков и сожаление, что живем разбросанно с детьми и не можем чаще видеться… Всё было — развода не было! (Кто-то в ответ на вопрос — не хотелось ли ему развестись с женой, ответил, что убить (жену) — да!,  а вот развестись — нет! Мне  очень понравилась эта фраза).
И еще выяснилось: среди написанного не одна, не пять и даже не десять строк посвящены Нине. Причем, как в прозе, так и в стихах.
     Правда, большинство из «творений»  носят шуточный характер, но, говорят, в каждой шутке есть кое что… Вот, например, написал я такое:
Ты  мне  подруга,
ты  и  жена,
ты  и  кормилица,
ты  и  стена,
мать  моим  детям,
матери — мать
(право,  не   знаю 
как  это  назвать),
ты — моя  радость,
и  счастье
и  боль!
Короче,  ты — ВСЁ!
А  я — полный  НОЛЬ.

    А  что «ноль»? Без него нет ни «десятки», ни «триллиона»!
    И что изменилось за это время? Ничего!
    Недавно услышал о том, что «женщина счастлива тогда, когда все дома и спят». (Тоже запоминающаяся фраза!)
     Примерил ее к себе и понял, что я не столь радикален.
     Мне достаточно, чтобы все были дома и здоровы, а там пусть каждый занимается чем хочет: мама читает или дремлет в кресле, а Нина — занята чем-то своим.
     Вообще-то, скучно жене со мной и моей девяностовосьмилетней мамой. Я-то хоть и реже, чем раньше, но еще занимаюсь с учениками шахматами, или езжу в библиотеку,  а она если выходит, то в магазин, или на базар. А так — целый день дома: то убирает, то звякает на кухне посудой, то  слушает дикторов «Дождя», то строчит на швейной машине... Наконец-то у нее появилась здесь нормальная машина и теперь она мастерит чудесные лоскутные чехлы для одеял и сумки (дочка и старшие внучки уже оценили и получили их). К слову, дочь научила меня как надо наматывать нитку на шпульки, так что в некотором роде  есть и мой вклад в швейное производство.
     А еще царство Нины — это цветы и разнообразные растения, расставленные по всем комнатам и на балконе. Представляете — этой  весной вдруг зацвели сухие ветки фуксии в горшке, простоявшем всю зиму на балконе и который я уже подумывал выбросить! А то неожиданно фиалки на подоконнике зацвели чуть ли не осенью! Чудеса да и только!
     Ну, чудеса — для меня. А так — столько внимания она им уделяет — подрезает, подкармливает, поливает, пересаживает… Любовь к растениям и умение за ними ухаживать, как видно, перешло ей от отца, который был большой спец в этом деле. А от бабушки и матери — переняла любовь к пасьянсам.
От кого у нее тяга  к периодической перестановке мебели — не знаю. Может, это у нее личное.
     Ну и, конечно, основное спасение — книги!
     В общем, не очень веселые и разнообразные развлечения!
Слава богу, что придумали ватсаппы, скайпы и мессенджеры! Без них мы совсем бы пропали!
     Как только утром включаем выключенные на ночь телефоны, они начинают мгновенно и многократно булькать на разный манер — это значит, что по этим каналам пришли сообщения от родственников и друзей, разбросанных по всему миру.
Благодаря им, мы в курсе всех государственных,  профессиональных и религиозных праздничных дней, так что, например, новый год  встречаем несколько раз в году, а 31-го декабря  так чуть ли не каждый час.
     В последние годы у Нины появились новые заботы — в семье наших молодых друзей родились дети, которые нам стали как внуки. Нина и в роддом ездила, когда они рождались, и с первых дней помогала молодым. Сейчас старшей 3 года, а младшему — 9 месяцев.
     Девочка обожает Нину и считает своей подружкой. Когда идет гулять, зовет ее с собой. Любит приходить к нам, а иногда и не хочет уходить домой. Войдя в квартиру, не раздеваясь, обходит комнаты, проверяет все ли куклы и игрушки на своих местах. Уже выработался ритуал: достать из коробки все игрушки, поиграть с куклами, сложить из пазлов картинки, посмотреть мультики, поесть пирог с чаем, гречневую кашу с молоком (и это при том, что она дома это не ест!), «помочь» Нине печь блинчики или оладушки, или, на худой конец, сварить сосиски… Как она сперва меня называла  трудно передать письменно. Сейчас, правда, зовет Аяки.
Малыш уже тоже узнает нас, ползает по постеленному на пол одеялу, пытается сам сесть, издает какие-то звуки и очаровательно улыбается.
     Вот  как-то так и складывается наша теперешняя жизнь. Но, главное, чтобы у детей и внуков, наших близких и родных всё было хорошо и еще лучше.
     Для нас  же я согласен и на такую формулировку — пусть завтра будет не хуже, чем сегодня. А мы уж пробьёмся!
    Поэтому, вот, побурчу-побурчу, что у всех приличных людей по две-три жены, а потом подумаю: наверное, вправду — от добра добра не ищут! Зачем рисковать?
     И тогда, как семь лет тому назад, напишется такое:
"Истинно! — сказал Он мне
— Будешь ты в раю."
И навстречу мне послал
Ниночку мою.
То ль, как испытание ?
То ль для поощрения ?
Сорок с лишним лет уже
нету объяснения.
Вот уж внуки подросли...
И когда без сна я
мысль приходит: "Я — в раю,
сам того не зная».
09.10.2022 г.