Заслуги Бодхидхармы

Александр Клейн
Сергей Гаврилов пишет:

- В чём смысл Дзен (Чань)? - Кипарис во дворе. (коан) Почти исторический диалог монаха с наставником в древнем Китае. Но кипариса у меня для вас нет, есть барбарис на даче. Что тоже подойдёт. Вопрос "в чём смысл Дзен?" был аналогичен вопросу "в чём смысл прихода Бодхидхармы с Запада?" И небольшая справочка... "Бодхидхарма — а он также известен под именами: Бодидама, Дамо, Дарума — был сыном богатого индийского принца, однако оставил светскую жизнь и посвятил себя «распространению Дхармы». По мнению Бодхидхармы, Учение Будды понималось в Китае неправильно, суть его подверглась искажениям, а внутреннее понимание заменилось бессмысленными ритуалами, поклонениями перед изображениями и чтением сутр. По этому поводу хроники приводят его знаменитый диалог с императором У-ди. Император слыл большим поклонником буддизма, способствовал распространению сутр, раздавал подаяния монахам, покровительствовал монастырям и выделял немалые деньги на сооружение пагод. Естественно, за все свои заслуги У-ди ожидал неплохого воздаяния в будущей жизни. Поэтому, когда Бодхидхарма предстал перед троном императора, тот спросил его: «Велики ли мои заслуги в добродетели при совершении этих дел?» — «Нет заслуг», — кратко ответил Бодхидхарма. Удивленный император спросил: «Почему нет заслуг в добродетели?». Бодхидхарма сказал: «Если ты совершаешь добродетельные дела, желая получить награду, т.е. совершаешь его с корыстной целью, то какие такие „заслуги“? А если ты совершаешь их бескорыстно, без желания получить награду, то о каких таких заслугах ты ведешь речь?

Александр Клейн:

Первый смысл, это то, что смысл кипариса во дворе - такой же, как и смысл дзен (чань). Т.е. никакой. Ну, хорошо, в красоте. Ну, хорошо, чтобы мир стал лучше. Но вот зачем делать мир лучше? Это второй слой смыслов. И ответа уж точно на этот вопрос не найти. Если его делать лучше с какой-то корыстью, то он уж точно лучше не станет. В лучшем случае это будет глупость, а в худшем - подлость. А если делать его лучше бескорыстно, то зачем? Спасибо тебе не скажут - или распнут как Сократа, или утопят как Муму, ну или типа того. В чем смысл дзен, делания хорошего, прихода Бодхидхармы с запада и принос им хорошего? (да еще с угрозой для жизни, как у Христа, ведь запросто мог этот китайский Пилат отрубить ему голову)? В чем смысл создания богом этого кипариса и вообще всего красивого-хорошего? Дзен, короче, и вообще непонятно. Согласен? А вот и нет. Все понятно. Но не всем. Поэтому некоторые и идут с запада, а другие ни к какую. Так что, можно ответить на вопрос "в чем смысл дзен" словами "Кипарис во дворе". И это будет правильный ответ. Непонятный до абсурдности всем, конечно. Но это неважно. Весь дзен непонятен всем. Что ж теперь? Не ходить с запада, что ли?

И напоследок. «Если ты совершаешь добродетельные дела, желая получить награду, т.е. совершаешь его с корыстной целью, то какие такие „заслуги“? А если ты совершаешь их бескорыстно, без желания получить награду, то о каких таких заслугах ты ведешь речь?» - это не Бодхидхарма сказал. Это я сказал. Лет 20 назад. А затем уж русскоязычные сайты приписали это Бодхидхарме *. Смотри, ты же увлекаешься искусством? Понимаешь, что такое "стиль"? Видишь, что это сказано совершенно в моем стиле? Включая слова "какие такие заслуги"? Включая "то о каких таких заслугах ты ведешь речь?". Ведь явно же, что древние индийцы на ломанном китайском языке несколько по другому отвечали императору, выбирали для этого несколько другие слова и обороты, не так ли? Я хотел сказать: "Сечешь фишку?".

___

* "... затем уж русскоязычные сайты приписали это Бодхидхарме". - Гуглите: "Если ты совершаешь добродетельные дела, желая получить награду" — увидите сайты с этими "словами Бодхидхармы": «Если ты совершаешь добродетельные дела, желая получить награду и т.д. ..."

Первоисточник:
Клейн. ДЗЕН (2003) http://klein.zen.ru/pravda/001/dzen.html

Судьба Бодхидхармы такова (из статьи "ДЗЕН") — "...Монахи, так же как и император, не поняли наставления Бодхидхармы, и тот удалился в горную пещеру. Там, обратившись лицом к стене пещеры, он провел в позе сидячей медитации 9 лет. После чего он вернулся и смог найти такие слова, чтобы монахи его поняли. Также именно Бодхидхарма стал основателем всех восточных боевых искусств. В 1995 г. на вершине горы в нескольких метрах от пещеры, была установлена священная статуя сидячего Бодхидхармы из белого камня и, как положено, с колокольчиками". — Ключевые слова: "как положено, с колокольчиками". ...Да, впрочем, и не только Бодхидхармы.

Место, откуда вышел Бодхидхарма (южнее Мадраса на 180 км):
Bodhidharma Garden Guesthouse
https://www.facebook.com/profile.php?id=100011220076642


Александр Клейн
12-13 октября 2022 г.


По Пути бодхисаттвы. Высший смысл
http://proza.ru/2022/10/14/13