Внутренний мир Очерк

Сергей Носов 8
СЕРГЕЙ  НОСОВ
ВНУТРЕННИЙ МИР
ОЧЕРК

          Сейчас фактически вся или почти моя жизнь ушла из внешнего мира в мир  внутренний.
       Такая метаморфоза длится в жизни моей уже семь и более лет.
       Причем, качество жизни для меня от этого вовсе не ухудшилось и ни в чем не пострадало.
        Даже наоборот - я стал жить много более одухотворенной и несравнимо более творческой жизнью.
          Всего себя я как-то непроизвольно и спонтанно отдаю в нынешней своей жизни поэзии - живу своими стихами в буквальном смысле этого слова.
             Причем, это вовсе не значит, что я особенно кропотливо работаю над созданием своих стихов и особо усердно занимаюсь их сочинительном.
              Стихи пишутся у меня сами собой. И пишутся они необыкновенно легко. Без черновиков практически. Часто просто даже без помарок.
               И само написание стихов, сам этот  творческий процесс, отнимает у меня ежедневно весьма незначительное время.
                Больше времени занимает перепечатка стихов на компьютере, помещение их на несколько разных файлов (на всякий случай), размещение моих новых стихов на сайте СТИХИ. РУ (самом надежном с точки зрения сохранности на долгие времена самих текстов стихотворений  и наиболее общепризнанном в России сайте поэзии) и  наконец рассылка новых стихов по самым разным литературным журналах в России и за рубежом.
               Эта рассылка стихов по журналам тоже отнимает немалое время в конечном счете. Хотя ныне она возможна в большинстве случаев и по электронной почте - и потому стала намного более простым делом, чем было когда-то.
                Во многих своих стихах последнего времени я писал (в той или иной мере образно и иносказательно) о том, что я отчетливо ощущаю ныне - я как бы впитал в себя весь окружающий мир, далекий и близкий, глубоко знакомый мне с детства  и известный мне порой, казалось, на вид весьма поверхностно.
                И весь этот мир стал непроизвольно органической частью моего сознания, моего внутреннего мира и в известном смысле (в духовном измерении в первую очередь) стал частью меня самого. 
               Это действительно так. Сколь бы странным это ни покажется кому-то со стороны.
               Я много где бывал в своей прежней жизни.
                Постоянно ездил в походы и в далекие археологические экспедиции, где видел живую природу и много общался с ней. Ездил и по городам России. Бывал в ряде стран и городов Европы.
              И чтобы, например, живо представить в своем воображении и описать в стихотворении « шумящий листвой лес зеленый», «широкие луга, бескрайние поля»…. Мне вовсе не требуется именно сейчас в них побывать.
              Эти образы нашей природы давно живут в моем сознании и, пожалуй, навсегда запечатлелись в нем - и глубоко  и сильно и впечатляюще ярко.
                Поэтому для меня естественно писать стихи, наполненные такими обобщающими и красочными образами природы, вовсе не выезжая загород в настоящее время. И не слоняясь целыми днями по лесам и полям.
                Природа живет давно и в самом моем сознании - где бы я ни был и как бы ни складывались мои будничная жизнь.
                Тоже самое и с образами города. Мое сознание давно глубоко впитало в себя эти образы современного города и в особенности же, конечно, моего родного  Санкт-Петербурга.
                Я не называю в стихах обычно площади и улицы своего города, но его символические образы, конечно, живут в моей поэзии и одухотворяют ее.
                Моя поэзия - петербургская поэзия в своих истоках и по своему духовному фундаменту.
               Но это  не означает, что я именно сейчас, именно в эти последние свои годы, когда я создал основной корпус своего поэтического творчества, бесконечно брожу по Петербургу днями и ночами.
                Вовсе нет. Я ныне живу преимущественно в своем районе у Ланского шоссе, много времени провожу в своей квартире. И не особенно люблю уже давно дальние прогулки по городу и пригородам.  Редко  бываю ныне и  в историческом центре Петербурга.
                Но весь Петербург действительно живет в моем сознании.
                Я сжился с образом своего города за годы своей жизни необыкновенно.
                Этот образ Петербурга прошлого и нынешнего -  действительно часть меня самого как человека, как личности, обладающей неуничтожимой индивидуальностью и столь же неуничтожимой духовностью.
                Поэтому я и потерял в последние годы интерес к путешествиям и странствиям.
                Все во мне. Я весь мир ношу в себе.
                Так бы я  мог сказать о сущности своей нынешней жизни. Если бы был я древнегреческим  философом.
                И мне самому интересно и удивительно осознавать - как же так получается, что ты сначала годами узнаешь жизнь, знакомишься со все новыми образами этой жизни… А потом ты уже пресыщен видимыми образами жизни - жизнь «от края до края» стала частью твоего собственного сознания, частью тебя самого.
                И тогда ты способен изобразить и описать всю эту жизнь в красках…Как Гомер или Шекспир.
                Я себя, естественно, ни Гомером, ни Шекспиром, ни Александром Пушкиным не возомнил. Моя психика остается здоровой. И мания величия мне решительно чужда.
                Но способность творческого человека «впитывать» в себя весь окружающий мир первостепенно значима для его творчества. Особенно если это творчество - на ниве  поэзии.
                Причем, подобное духовное слияние с миром вокруг не всегда благотворно для человека и его души. Оно потенциально чревато порой и катастрофой, духовной  гибелью - это мы ясно видим на примере жизни и творчества Блока.
                Блок в последние годы своего жизни духовно слился с  бунтарским и разрушительным  миром России 1917 - 1918-го годов - и погиб в конечном счете.
                Блок явно впал в духовную истерику в  поэме «Двенадцать», которая сама по себе была чревата (а вероятно являлась и итогом) болезненного искривления сознания Блока как поэта и как человека.
                И гибель Блока была предсказана уже самой его роковой поэмой «Двенадцать».
                Нельзя сливаться с катастрофическим временем - с временами безжалостной кровавой войны, с временами крушения великих государств и обществ.
                Такое слияние с временем бедствий и унижения человеческого достоинства, с временем когда никто не жалеет погибших и саму жизнь человеческую - убийственно для живой и светлой души человека. И губительно для самой благородной одушевленности человека как мыслящего и наделенного высоким сознанием существа.
                Но и уйти от мира навсегда в «безвоздушное пространство» без трагического ущерба для ума и души - невозможно.
                Человек, который не осознает в какую эпоху он живет  - насекомое Юрского периода (образно и иронические говоря). 
                Надо жить в реальном историческом времени.
      Но необходимо и обладать способностью   отделить себя от  всепоглощающей и грозной стихии своего исторического времени.
              И нужно иметь силу духа стойко постоять за себя - уметь защитить  независимость своей жизни и свое личное достоинство от агрессивных посягательств безличных  исторических сил и стихий на твою личность и на всю твою жизнь.
                Я отчетливо помню как в годы моей далекой уже молодости одна умудренная опытом женщина (но вовсе не цыганка) которая меня отчасти знала и ранее - вдруг захотела посмотреть на ладони моей линии моей жизни…
                И она сама удивилась тому что вдруг на моей ладони увидела.
                Твоя жизнь мол будет идти обычным путем как у всех… И довольно долго.
                А потом начинается что-то непонятное. Жизнь твоя как будто замутняется и почти прекращается… Но дальше - снова жизнь твоя становится светлой и идет долго, долго.
                И ты в этой «второй» негаданной светлой жизни твоей полон мудрости, творчества и тайных знаний о мире.
                И ведь так и вышло же на самом деле!
                Я конечно не знаю доподлинно как долго продлится моя нынешняя светлая и одухотворенная жизнь. Но само то,  что она вернулась ко мне через годы полного мрака и гнетущей тоски - это величайшее счастье для меня.
                А во времена этого предсказания, в годы моей первой «зеленой» молодости, когда было сделано это запомнившееся мне пророчество,  мне и вообще было непонятно  - как это будет  в моей жизни чуть ли не «обрыв» (чуть ли не прекращение самой жизни)… Как это понимать… И что это такое должно, якобы, случиться…
                Но ведь так именно и произошло  через многие годы (лет примерно через двадцать). Я трагически  потерял ориентиры в жизни. Не мог  уже ничего творить, создавать  ни в поэзии, ни в прозе, ни в науке. И ждал конца своей неудавшейся жизни.
                И бесконечно пил - с утра до вечера
                И этим приближал свой неминуемый близкий конец.
                Но все перевернулось однажды!
                Я воскрес как Феникс их пепла! И я стал писать стихи – замечательные, яркие, вдохновенные…
                Я оказался вновь полон внутреннего света и неизбывного счастья - во мне торжествовала великую победу радость жизни…
                И я стал спонтанно писать пронизанные волшебным светом и удивительной радостью жизни стихи….
                Этот период продолжается и сейчас.
                Вторая моя жизнь, жизнь поэта и влюбленного в мир человека, началась для меня в мае 2015-го года. И в этой новой жизни я стал сам собой наконец.
                Я никому не подчиняюсь. И я никому не прислуживаю.
               
                И живу так  как я того хочу. Реализую свое призвание в поэзии и в творчестве в целом.
                И этим все сказано.
             
                Началась моя новая светлая жизнь.
                И я никому не позволю ее растоптать и уничтожить.
               
               
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022), «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы)   и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -