Инициатива

Александр Тихонов 4
                Шаг вперёд, два назад
                Глава пятая.
                Инициатива

    Заканчивался июль, завтра начнется август, но на старых очистных ничего не менялось. Как высиживали рабочие зарплату, так и высиживают. Рябцеву изрядно надоело слушать разговоры ни о чём, но «высовываться», выпрашивать работу, становиться штрейкбрехером не хотелось.

     Но сидеть без дела, и слушать беспредметный трёп, насмешки над начальством в лице технолога и над самими собой, ему, привыкшему к постоянному труду, уже осточертело. Он привык смотреть на всё с позиции руководителя, привык проявлять волю, а здесь, оказался в роли исполнителя воли чужой. Не нравилось ему  это.
 
    Он невольно задавал себе вопрос: «Далеко ли ушли порядки на руднике от порядков в совхозе?», и делал вывод: «Далеко, но не очень!».  Вот, и рабочие просиживают в рабочее время. И руководитель, в лице технолога Любушкиной, не очень-то руководит. И мастер, в лице Сяглова, не проявляет инициативы.
 
     И территория, хоть и огорожена, однако доступна каждому желающему сюда войти, или въехать. Въезжал и Пётр Иванович на своём «Москвиче», въезжал и Сяглов на своей «Хонде» и Меньшиков на «Жигулях». Грузовики въезжали за илом, используемом как удобрение.

      Есть и воровство, и калымные работы в рабочее время – всё, как и было везде по Советскому Союзу. Сколько их уже было этих калымов! Тупичко с помощью сварщика Меньшикова сварил и увез домой огородный резервуар из трубы двухметрового диаметра.

 Была сварена из трубы метрового диаметра банная печь, и продана в город. Любушкина не могла всех этих калымов не видеть. В совхозе  Рябцев боролся с такими хищениями и калымами, а здесь находясь в роли рядового, приходилось смотреть и молчать. И он не выдержал, когда бригада во главе с мастером  в очередной раз уселась травить анекдоты, пошел к Любушкиной в кабинет.
 
    Лариса Николаевна встретила его удивленно. Она избегала встреч и разговоров с Рябцевым наедине. Её не покидало предчувствие, что между ними должно что-то произойти. Рябцев тоже не стремился сблизиться с начальницей. И вот заявился.

    Любушкина отложила в сторону бумаги, положила кисти рук на стол, приготовилась. «Что-то произойдет необычное!» - пронеслась мысль.
----  Здравствуйте ещё раз, Лариса Николаевна, - поздоровался Рябцев от порога.
----  Здравствуйте, здравствуйте, Пётр Иванович, - пропела технолог и тряхнула огненными кудрями. – С чем пожаловали?

    Петр Иванович, подыскивая слова, медлил.
----  Слушаю Вас, Петр Иванович, - подтолкнула Любушкина.
----  Вы простите меня, Лариса Николаевна, - медленно начал Рябцев. – Наверное, я вмешиваюсь не в своё дело. – Он опять помолчал. – Но мне думается это неправильно, что наша бригада не участвует в подготовке новой линии очистных сооружений.

----  Вот как! – Любушкина откинулась на спинку стула.
    Рябцев смутился.
----  Вам не хватает работы?
    На вопрос Рябцев не ответил.
----  Нам ведь придётся обслуживать новую линию. А прежде чем обслуживать, надо её изучить.

----  Логично, - согласилась Лариса Николаевна. – Но там ещё идёт строительство.
----  Там идёт наладка и доводка до рабочего состояния. Нам следовало бы поучаствовать. Линия сложная. Скоро пуск, а мы о ней ничего не знаем

----  Логично, логично, - повторила технолог. Она давно поняла, что Рябцев слесарь не из простых, и устыдилась, что вот человек работает у неё в подчинении уже два месяца, а она ничего о нём не знает, всё ждёт чего-то, какого-то случая, который  распахнёт перед ней двери в его прошлое.

 Всех своих подчинённых она знает, знает всю их подноготную, а этот как пришел загадочным, так загадочным и остаётся. Вот и эта инициатива была для неё загадочной неожиданностью. Что подразумевается под ней? Такая его инициатива задела её за живое:

----  Да Вы, Пётр Иванович, оказывается, не так прост! Вон куда Вас потянуло! Да, я могу вот сейчас встать и уступить Вам место!
    Рябцев растерялся. Он никак не ожидал такой реакции от Любушкиной. По рассказам и насмешкам слесарей она представлялась Рябцеву красивой пустышкой.

----  Простите меня! – опять извинился он. – Лезу не в своё дело. Не буду, простите. - Он почувствовал себя в роли нашкодившего ребёнка и повернулся, чтобы уйти.
    Любушкина заметила его движение и остановила.

----  Постойте! Тоже простите меня за грубость. Проходите, присаживайтесь. Давайте разберёмся в этом вопросе, поговорим откровенно. Нельзя же так – Вы пришли с вопросом, а я Вас выпроваживаю. Недоговорённости рождают конфликты, я бы этого не хотела.

    Рябцев прошел к столу и сел.  Лариса Николаевна разглядывала его с нескрываемым интересом. На её кукольном личике играла лукавая усмешка.
----  Давайте пока отложим ваш вопрос в сторону. Расскажите о себе. Я вижу, Вы не так прост. Вон, какую инициативу проявляете! Кто Вы? Где работали до очистных?

    «Придётся раскрываться. Назвался груздём – полезай в кузов, - подумал Рябцев, любуясь сидящей перед ним красивой женщиной. – Как она сумела сохранить себя в таком виде до такого возраста?!»
 
----  Да мне собственно особо и рассказывать-то о себе нечего, - заскромничал Рябцев. – Жил всю жизнь в одном селе, вот под старость решил перебраться в город. У меня нет образования по этому профилю. Я агроном, работал  в сельском хозяйстве, лишь последние четыре года занимался коммуналкой в должности теплотехника.

    Любушкина внимательно слушала.
----  У меня в подчинении было четыре котельных и коммуникации вокруг них. По просьбе директора пришлось переквалифицироваться.

----  Значит Вы не новичок в сантехнике. Не зря наши слесари величают Вас «академиком». Я не сразу поняла, почему они дали Вам такое прозвище.
    Рябцев впервые слышал о себе такое,  был и удивлен и доволен одновременно. «Академик!»,
 
Он посчитал, что не достоин такого звания. Ну и что в том такого, что он отлично разбирается в вентилях и задвижках? Ну и что в том такого, если он умеет плотно притирать щёчки задвижек, без протечек соединять трубы, ставить сгоны, контрагайки? Это всё обязан уметь каждый монтажник. Чувствовал же

Рябцев, что бригада его недолюбливает, относится настороженно. Вот ещё и работу пришел просить… Сидели бы рабочие да и сидели… Тариф идёт. Как говорится: «Солдат спит – служба идёт», а тут зарплата.

----  Ну, «академик» я по принуждению. Ельцин заставил. Это при нем заварилась вся эта перипетия со сменой государственного строя. Побежали все из деревни, вот и я вкупе со всеми. Лапоть я деревенский, и никакой не академик.

    Любушкиной стало понятно, что Рябцев далеко не лапоть. Её так и тянуло перевести разговор на личную тему.
----  Ну, насчет лаптя, вы, конечно, скромничаете. А можно спросить вас о личном?

    Рябцев не очень-то хотел говорить о личном, но уж если пришел, придется рассказывать.
----  Так и быть, задавайте вопросы.

----  Вы женат?
----  Не в разводе.
----  Значит один?
----  Да.
----  Семья, дети?
----  Взрослые самостоятельные.
----  Жена?
----  Осталась в деревне.
----  Причина?

    Рябцев заглянул в лукавые глазки технолога, даже подался в её сторону.
----  Как расценивать ваши вопросы, Лариса Николаевна? Допрос с пристрастием или простое любопытство?
----  Считайте, что с пристрастием

    В глазах Ларисы так и искрились лукавинки.
----  Зачем это вам?
----  Хочется знать вас лучше. Вы – интересный человек.
----  Вы, оказывается, тоже интересная женщина, да ещё такая красавица!
----  А вам рисовали меня дурочкой?

----  Не ловите меня на слове, Я тоже хотел бы знать вас лучше.
----  Разве вам ничего не рассказывали ваши товарищи по работе? Я же знаю, какие разговоры распространяются обо мне.

----  Рассказывали.
----  И что они вам рассказывали?
----  Мало ли что могут рассказать люди. Хочется услышать информацию из первых уст.
----  Я замужем. Дети тоже самостоятельные. Что вас ещё интересует? Я – биолог, работаю здесь уже десять лет. Достаточно?

     Рябцев склонил голову в знак согласия.
----  Так, на чем мы остановились в рассказе о вас?
----  На допросе с пристрастием.
----  Почему вы один?
----  Один я, и всё моё со мной. Мне не хочется раскрывать эту тему. Давайте отложим её в сторону, и изымем оттуда вопрос, с которым я пришел к вам.
----  Давайте, и на чём мы остановились в вашем вопросе? – Лариса Николаевна любила это выражение: «На чем мы остановились?».

---- На изучении новой линии очистных.
----  Я мало вам даю работы?
----  Честно сказать, да.
----  Хорошо, я буду нагружать вас на весь день, но имеет ли это смысл? Скоро старые очистные остановят.

----  А если не остановят?
----  Но ведь строится новая линия.
----  Я беседовал с начальником строительства. Он говорит, что часть стоков можно будет пускать через старую линию, с возвратом их на новую.

    Любушкина, рисуясь, поставила локотки на стол, подпёрла кулачками подбородок, и так пристально и зазывно заглянула Петру Ивановичу в глаза, что он невольно отвёл свой взгляд в сторону.

----  Так! – пропела она. – Вы уже и с Крючковым знакомы, и уже обговорили этот вопрос. Спасибо вам за подмену. Ладно! – посерьёзнела технолог и приняла прежнюю позу, положила отложенные бумаги перед собой. – Я буду загружать бригаду в течение всего дня. Работу я вам изыщу, калымы запрещу, буду проверять каждый час, за неисполнение наказывать…

----  Лариса Николаевна, я не прошу от имени бригады. Я прошу за себя. Отпускайте меня после обеда, когда бригаде делать будет нечего.
----  Вот с этого бы и начали, Петр Иванович! Отпускаю  я вас хоть с утра, если без вас бригада работать согласится. Вы ведь у нас стали вроде незаменимого. Заменить задвижку в колодце кто? Рябцев! Прохлорировать карусель кто? Рябцев! Привести задвижки и вентили в рабочее состояние кто? Опять Рябцев! Бригада уже привыкла, что вы впереди. Она пользуется вами, вашим умением, вашей безотказностью.

---- Но ведь работала же она до моего появления здесь. И ещё поработает. Нужен только ваш приказ.
----  Хорошо, работайте, когда вам желательно. «Мужичкам» я объясню. Насчет остальных я согласую вопрос с Крючковым.

    Вот и всё! Рябцев добился, чего хотел, но до конца рабочего дня оставалось ещё время, а возвращаться к «мужичкам» и выслушивать их трёп ни о чем, не хотелось.
    Заметив, что Рябцев не торопится уйти, Лариса Николаевна задала ещё вопрос:

----  Откуда вы приехали?
----  Из Васильевки. Там когда-то такой крепкий совхоз был! Гремел на всю Россию!
----  Знакомая деревня, - обрадовалась Лариса. – Там сестра моя жила. Валентина Чиркова. Может, знали её?

----  Знаю, конечно! Она на зернотоке работала, когда я заведующим током был. Веселая женщина, жизнерадостная, привлекательная, на вас похожая.
Жена моя сильно ревновала меня к ней, хотя мы ни в чем не были виноваты. Где она сейчас? Она ведь вышла замуж и уехала из Васильевки.

----  Валя погибла в 38 лет от руки  второго мужа, погибла с ребёнком на руках. Извергом оказался второй муж. Ревнив был, ужасно! Может не надо быть слишком привлекательной? Но это жизнь. Всё расписано на небесах, кому и сколько.

----  Я придерживаюсь другого мнения. Человек сам творец своей судьбы. Я в этом убедился, и никакая судьба или рок ни причем.
----  Думаю, вы – тонкая натура.
----  Нет, скорее наоборот, слишком серьёзный.

----  Ой, ли!? Вы грузите немного, и не похвалить себя не можете. То лапоть вы, то слишком серьёзный. Вы, наверное, очень начитанный, интеллектуал, а может даже писатель?

----  Рябцев задумался.
----  Вон куда вы хватили! Писатель! Писатель не писатель, но грешок есть.
----  Есть! Попала в яблочко! Но что-то не слышала о писателе с вашей фамилией.

----  Ну, время ещё есть, услышите! – рассмеялся Рябцев.
---- Да, вы интересный человек! Но то, что вы много читаете и даже пишете, ещё ничего не значит. Я тоже могу быть серьёзной, и вы меня ни в чем не переубедите.

----  Спасибо. Это мне по физиономии женским кулачком?
----  Нет, вы же видите, что мои кулачки под подбородком. Но вы, по-моему, просто выпендриваетесь.

    Разговор начал принимать некую интеллектуальную игру: кто кого загонит в угол. Шары полетели то в одну, то в другую лузу.
----  Вы такой странный! Вы, наверное, скучаете по деревне? Здесь, в городе, всё не так. Ностальгия…

----  Нет. По деревне я не скучаю. Там уже не о чем скучать. Разве что местность, природа, но и здесь природа – залюбуешься. Горы, река, бор!
----  А дети, жена?
----  Дети разъехались, не захотели тянуть деревенскую лямку. А жена. Что жена? Пусть живет, как хочет.

----  Почему вы так о ней?
----  Я наделал ошибок. Она – тоже. Ошибок накопилось много. Пусть сама несёт свой мешок. Я буду свой.
----  Если обращать внимание на мелочи жизни и тонко к ним относиться, груз, в самом деле, может показаться неподъёмным. Есть такие вещи, от которых можно поменять отношение к жизни,

----  Согласен. Человек меняется в течение всей жизни. Ведь он взрослеет, умнеет, набирается опыта. А вы говорите судьба…
---  А некоторые совсем не меняются, а с годами вообще становятся придурками. Люди не меняются. В этом я точно уверена. Накладываются какие-то отпечатки, и кажется, что человек меняется.

----  Вы, все-таки, стоите на своём. Ну, ваше дело.
    В кабинет заглянула дежурная оператор.
----  Лариса Николаевна, автобус подошел, смена приехала, домой пора.
----  Я сейчас, Марина. Спасибо, Петр Иванович, за содержательный разговор. Надеюсь, он не закончен?
----  Пожалуй, да.

                Продолжение следует.