Слава Горной Джумае!

Кирилл Козубский
2 августа 2021 года — в день 118-й годовщины Ильинденско-Преображенского восстания — знаковое событие произошло на юго-западе Болгарии, в Благоевграде. Здесь по инициативе активистов ВМРО, был торжественно открыт памятник национальной героине Маре Буневой (1902 — 1928), которую называли «македонской Шарлоттой Корде». Женщина необычайной красоты, она 13 января 1928 года средь бела дня всадила несколько пуль в сербского юридического советника Велимира Прелича, а когда её настигла югославская полиция — выстрелила в себя. Чтобы не быть изнасилованной! — скажу я здесь открытым текстом... Мара умерла через два часа, Прелич — через два дня...

Хотя формально Мара Бунева являлась убийцей и самоубийцей — Болгарская Православная Церковь (ещё не порабощённая тогда!) служила по ней панихиды, имя её прославляли митрополиты, епископы, архимандриты БПЦ. А в болгарских храмах далёкой Америки (которые кроме церковной, выполняли ещё и клубную функцию) её портрет стоял рядом с портретами лидера Внутренней Македонской революционной организации (ВМРО) Ивана Михайлова и его супруги Менчи Кырничевой (об этих людях я немного рассказал в биографической повести «Жизнь и борьба Марко Дошена»).

Ибо убитый Велимир Прелич был циничным негодяем, фабриковавшим многочисленные судебные процессы против болгаро-македонских патриотов. Обрекая их на пытки и казни!

Прелич был убит в городе Скопье.

НЕ в Благоевграде.

Да и не было в то время города с таким именем.

НО Горная Джумая была!

Этот город на востоке исторической Македонии, в котловине, образуемой Пиринским и Рильским хребтами, имел многовековое прошлое. В начальный период османского ига этот город был основан на руинах фракийского городища Скаптопара, у целебных минеральных ключей. В нём всегда проживало многочисленное мусульманское население, давшее городу это название. Джумая — пятница, по-турецки. По пятницам здесь проходили базары. И вот варианты средневекового имени города: Джума-Базари, просто Джума, Баня, Орта-Джума, Джумая, Горна Джумая.

В середине XVII века османский путешественник Эвлия Челеби писал, что город Орта-Джумаа имеет 200 крытых черепицей домов, большую мечеть и много минеральных источников. Есть легенда о крестьянине из ближнего села Марулево, у которого больной конь излечился водою из местного ключа.

В начале XIX века на восточном берегу Бистрицы была построена болгарская часть города — её название звучало по-венгерски: Вароша. В 1830-х годах Горную Джумаю посетил французский геолог Ами Буэ. Он написал про город с 3000 — 4000 жителей, в котором живёт наследственный воевода.

Джумайские болгары часто совершали паломничества в многоименитый Рильский монастырь. И согласно монастырским летописям, оставляли там щедрые пожертвования. В Вароше существовала кутия (подворье) Рильского монастыря. Кутия включала в себя гостиницу (хан), служебные постройки, поле и фруктовый сад.

Жители города добились султанского фирмана на постройку церкви. Эта церковь Успения Богородицы была освящена в 1844 году, а через 50 лет достроена и расписана в характерном рильском стиле. В Вароше сохранился дом болгарского национал-революционера Георгия Измирлиева-Македончика.

В 1845 году российский филилог-славист Виктор Григорович посетил этот город, следуя из македонского города Мелника в Рильский монастырь, и написал о нём в «Очерке путешествия по Европейской Турции»:

«…оставив село Семитлия, вступил в долину, на которой красуется городок Джумая на реке Струме. Ночь провел я у гостеприимных жителей его. Джумая имеет одну церковь во имя Введения Пресвятыя Богородицы (ошибка. — К. К.) и небольшое болгарское училище.»

В 1848 году в Горной Джумае родился болгарский национал-революционер Георгий Абаджията, соратник Васила Левского. 15 ноября 1877 г. турецкие жандармы арестовали в Софии Николу Чолака, Киро Геошева, Стояна Книжара и Георгия Абаджията. Они были казнены незадолго до освобождения Софии русской армией. По свидетельству французского журналиста Дюка де Лонли и болгарина Георгия Стоичкова, Абаджията запе перед виселицей патриотическую песню.

В феврале 1878 года многим современникам казалось, что русская армия, предводимая Александром II, освободила Болгарию от турецкого ига, освободила ВСЮ Болгарию, раз и НАВСЕГДА. 3 марта 1878 года в константинопольском предместье Сан-Стефано граф Николай Игнатьев продиктовал побеждённым османам признание независимости Сербии, Черногории, Валахии и Молдавии, а в отношении Болгарии — возрождение её как политического тела: Болгарское княжество, объединившее Мизию, Фракию и Македонию! Так бы оно и было, однако... Сан-Стефанский мирный договор вскоре был опротестован Великобританией и Австро-Венгрией. По инициативе британского премьера Дизраэли-Биконсфильда, эти доселе нейтральные страны потребовали пересмотра условий Сан-Стефанского мира! Местом проведения международного конгресса с решающими голосами великих держав был выбран Берлин. По итогам Берлинского конгресса, вся Македония вернулась под турецкое иго! И даже для «Остаточной Болгарии» был установлен номинальный вассалитет по отношению к Стамбулу.

В первых числах октября 1878 года в Македонии вспыхнуло Кресненско-Разложское восстание. Одним из отрядов болгарских повстанцев командовал донской сотник Адам Калмыков. В одном из документов он именовался: „атаманъ и глав. ком. на 1-ви отдел. А. Калмыковъ“. И одной из оперативных баз своего отряда славный национальный герой двух народов Адам Калмыков сделал Горную Джумаю...

Кресненско-Разложское восстание было подавлено турками.

Дальнейшую судьбу Горной Джумаи так описал в 1891 году болгарин Георгий Стрезов:

«Центр Горной Джумаи (Джума-баля) насчитывает не более 1200 домов. В бурные 1877 – 1879 годы большинство населения как самого города, так и околии (округа) выселилось; город ограблен и опустошён. Большая част домов — новой постройки; а живут в них переселенцы из разных стран. Особенно много цинцаров и греков из Мелника и Сяра, кои прибрали к рукам всю торговлю. Город, будучи пограничным, растёт изо дня в день. Жаль только, что вся деятельность перешла в чужие руки, а болгарщина ослабела. В прежнее время тот город был один из самых пробудившихся; а сегодня то устрашает, что в этом чисто-болгарском городе открылось греческое училище... Есть в Джумае две бани с минеральной водой: одна на чаршии (центральной торговой улице), другая поодаль. (...) В церковном дворе есть камень с греческой надписью, перенесённый из Струмского чифлика. Одно училище. Одна церковь, болгарская.»

Кто-то из читателей может воскликнуть:

— И что за шовинист такой этот Стрезов! Чем ему греки мешают?!!

Да, опасения Стрезова трудно понять вне историко-этнического контекста. В работе болгарского географа Васила Кынчева «Македония. Этнография и статистика» указано, что в 1900 году Горную Джумаю населяло 1250 болгар-христиан, 4 500 турок (возможно, включая помаков), 250 влахов (возможно, включая цинцаров), 200 цыган, 180 евреев — и всего лишь 60 греков! Тогда для кого же строилось греческое училище, и кто его спонсировал? Ясно, что спонсировали не местные греки, и не для них одних предназначалось оно. А было греческое училище инструментом ассимиляции македонских болгар, оружием против Болгарской Автокефальной Православной Церкви! Впрочем, ассимиляция не принесла обильных плодов...

В 1902 году в Горной Джумае началось очередное восстание против османского ига. Его организовал и возглавил отставной болгарский генерал Иван Цончев. А среди участников были доблестный Крыстю Лазаров и будущий изменник Александр Протогеров... Во главе четы в 80 бойцов Цончев дал несколько сражений османским контингентам. В сражении у села Бистрица чета генерала Цончева рассеяла превосходящие силы врага, а сам генерал был тяжело ранен.

В 1-ую Балканскую войну 1912 года Горная Джумая дала 64 добровольца в Македоно-Одринское ополчение. 5 октября 1912 г. Горная Джумая была освобождена болгарской армией. И по итогам 1-ой Балканской, весь Пиринский край был избавлен от османского владычества. А в 1913 году, в ходе 2-ой Балканской войны, город был дважды взят греческой армией, после упорных боёв в Кресненском ущелье. Но затем возвращён в состав Болгарии. В эти и в последующие годы произошли значительные миграции болгарского населения из Эгейской и Вардарской Македонии. А местные турки массово переселились в Анатолию. По данным Димитра Гаджанова, в 1916 году в Горной Джумае проживало около 7000 человек, включая всего лишь 30 турецких семей, 100 семей влахов (то есть примерно как и в 1900 году) и чуть-чуть евреев и цыган.

В 1919 году, после поражения Болгарии в 1-ой Мировой войне, сюда переезжает из Салоник Солунская болгарская мужская гимназия. Открываются прогимназия и Земледельческая гимназия. Строится Археологический музей. В том же 1919 году, в типографии «Гуттенберг», выходит первая в Джумае газета, её название символично — «Македонская слеза»... В сентябре 1923 года лидер Внутренней Македонской революционной организации (ВМРО) Тодор Александров наголову разгромил Горноджумайский коммунистический отряд... В 1926 году, при перепланировке города, архитектурно оформляется площадь «Македония». До 1929 года Джумая не была электрифицирована, только некоторые улицы освещались фонарями. Осенью 1929-го подведение к городу линии электропередачи было всенародно отпраздновано на городской площади. Частные дома были электрифицированы в последующие 10 лет.

По свидетельству коммуниста-димитровца Н. Ганчовского, в начале 1930-х годов полиция Горной Джумаи находилась под сильным влиянием ВМРО и эффективно боролась с коммунистами. 12 февраля 1933 г. в Горной Джумае прошёл Великий Македонский Сбор, созванный по инициативе ВМРО. Первое подобное мероприятие в истории Македонского освободительного движения! 20 тысяч человек съехалось сюда.

Председатель Сбора, инженер Христо Станишев сказал:

— Братья и сёстры! Мы видим, что в нынешнем Сборе участвует единая мысль и воля Македонии. Здесь её безграничная любовь к Отечеству, здесь её болгарский дух, здесь душа Македонии! Та душа, которую наши поработители стремятся исторгнуть из нашей груди, дабы обезличить нас как народ, дабы уничтожить наше духовное единство с братьями в Добрудже, Мизии и Фракии! Но эта душа живёт, болгарский дух Македонии несокрушим! И мы ещё победим!...

Йордан Чкатров зачитал приветствие ЦК ВМРО:

— Уважаемый Господин Председатель, дорогие братья! От имени ВМРО сердечно приветствую Великий сбор... Мы боремся не только с нашими поработителями. Много есть внешних факторов, которые нарушают победоносный ход нашего движения. На первом месте стоит коммунизм! Его преступные поползновения разрушают наше надклассовое народное дело! Набеги коммунизма, его коварные развращающие средства для достижения его цели не отличаются от действий сербов и греков. Против этой напасти требуется быть готовыми и бороться с нею словом, пером, собраниями и уличными шествиями — повсеместно. Можем быть уверены, что победа на этом фронте будет наша. После многолетних усилий коммунисты едва успели увлечь против Македонии, против собственного Отечества, лишь отдельные слабые и продажные единицы, часть которых сейчас состоит на службе в сербской полиции. С глубоким возмущением мы раскрываем страницу, на которой после годов величайшего македонского напряжения для самозащиты — будут записаны только факты вражды и злорадства, интриг и подлых ударов со стороны известных болгарских общественных фигур против македонского освободительного дела, за срам перед историей нашего народа и перед миром! ВМРО требует создать оборонительный фронт и отражать идущие из Софии удары. Когда в массах свободных болгар существует единая живая братская симпатия к Македонии и её борьбе, в то самое время со стороны болгарских общественников и официальной Болгарии создаются преграды успеху македонского дела. Всякие зачатки разрушительных тенденций, всяческие симптомы раскола в наших рядах — находят поддержку в Софии. Партизанские приёмы, которые там используют против Македонского движения, представляют уже не меньшую опасность для Македонии, чем темницы Белграда и Афин. Почти никто из правящего слоя в Софии не отдаёт себе отчёта, что подобная игра с нашим делом может оказаться опасной для духовного развития болгарского племени, на которое накидывают сети из-за границы; никто там, в столице не видит, что сербы со своими кознями в Софии могут здесь добиться того, чего они напрасно мечтают достичь своим режимом в Западной Македонии... Имеем серьёзные доказательства усиления в Софии сербоманства, на которое как на сучец в глазу указывают македонские организации. В результате этой странной действительности, гибнут виднейшие представители македонского легального движения. Вся Македония оплакивает эти жертвы... От имени порабощённого македонского населения мы призываем всех наших братьев-эмигрантов и всех родолюбивых болгар быть начеку! Сербоманство, не имея успехов в Македонии, сегодня пускает корни в Софии. И мы, естественно, обязаны и там бороться против него...

Иван (Ванчо) Михайлов, Йордан Чкатров и другие тогдашние руководители ВМРО оказались блестящими аналитиками. Ведь всего год с небольшим спустя — 19 мая 1934-го — в Софии произошёл государственный переворот Дамяна Велчева и Кимона Георгиева. Кабинет Георгиева установил авторитарный режим, распустил Народное собрание, отменил Тырновскую конституцию и запретил политические партии и организации, включая ВМРО. Многие деятели ВМРО были вскоре же арестованы. Ванчо Михайлов назвал этот переворот — «сербофильским» (Иван Михайлов «Спомени» IV, стр. 394 - 396.). Запрет ВМРО и педалирование процесса сближения с Югославией давали основание для такого мнения. Впрочем, и предыдущий премьер-министр Никола Мушанов (свергнутый Кимоном Георгиевым) тоже на момент Великого Македонского Сбора делал реверансы в сторону Белграда... только более осторожно, чем потом Георгиев... НО что всего удивительней. Переворот Кимона Георгиева оказался не только сербоманским, но и про-коммунистическим! Притом, что СССР и Югославия в то время НЕ дружили. Однако ж, в 1934 году начался и процесс сближения Белграда с Москвой (при посредничестве французского политика Луи Барту). Так постепенно складывался анти-македонский пасьянс, который предугадывали активисты ВМРО.

В Великом Македонском Сборе 1933 года также участвовали д-р Асен Татарчев, уроженец города Ресен в Вардарской Македонии, и его супруга Марта, которые вместе с детьми бежали из Югославии. Д-р Татарчев произнёс следующее приветствие:

— Дорогие братья! Придя из нашего порабощённого Отечества, моя жена и я счастливы приветствовать братский Великий Сбор македонской эмиграции в Болгарии. Нам особенно радостно, что теперь мы будем среди наших братьев в Болгарии, которые работают с великим энтузиазмом и с такой глубокой верой в освобождение Македонии. Вам известно, что моя жена и я, принудительно покинув пределы нашей прекрасной Родины, прибыли в Женеву, чтобы подать от имени македонского населения общую петицию в Лигу Наций и этим исполнить человеческий и национальный долг. Я счастлив засвидетельствовать перед вами, Великий Сбор македонской эмиграции в Болгарии, что рабство в Македонии не смогло сокрушить борческий дух нашего порабощённого народа. И более того! В Македонии никогда не была столь сильна вера в близкое её освобождение, как сегодня. Я счастлив также заявить, что мы, живущие в границах кровавого Сербского королевства, все едины в борьбе за свободу и политическую самостоятельность с другими порабощёнными народами, которые не могут оставаться равнодушными к жестокостям Белграда. Напрасно Белград уверяет мир, что в Югославии живёт единый югославский народ. Все народы Югославии имеют гордое сознание своей истории, своего культурного и морального превосходства над сербами и своего права быть хозяевами на собственной земле! Наш долг, дорогие братья, продолжить борьбу с прежним упорством, с каким вели её наши предшественники...

Следом выступила Марта Татарчева:

— Швейцарка по рождению, я связала судьбу с македонским болгарином. Семь лет мы прожили в Ресене и там, как и в других районах Вардарской Македонии, и я убедилась, что там живут болгары. Это могут отрицать только те, кто не желает видеть истину. Мой муж и я прибыли в Женеву для защиты Македонии. Я защищала её, ибо имею полное убеждение, что защищаю правду. Ваше дело, госпожи и господа, — правое дело! И оно победит, вопреки жертвам и страданиям! Мой муж провёл 4 года в заключении, но я, как мать двух детей, заявляю с гордостью, что готова в одиночку воспитывать своих детей в любви к Македонии и к её борьбе за освобождение!..

Затем старый хорватский повстанец Марко Дошен (1859 – 1944) озвучил два приветствия членам ВМРО. Вначале он зачитал поздравление от председателя Верховного старейшинства «Хорватского Домобрана», д-ра Анте Павелича:

— Дорогие братья! Верховное старейшинство «Хорватского Домобрана» поздравляет нынешний Сбор, на котором собрались представители родолюбивых македонских организаций, с целью ещё раз продемонстрировать в этот критический момент силу и единство всех македонских организаций в борьбе за самостоятельность Македонии и принять важные решения, с прицелом на будущую работу и борьбу. Мы заявляем и подчёркиваем, что общий недруг наш осуждён беспристрастным общественным мнением, которое возмущено грубыми и бесчеловечными действиями Белграда! С братским приветом! Председатель: Анте Павелич. Секретарь: Милкович.

Здесь прозвучало гневное осуждение тирании Александра I Карагеоргиевича. Затем Дошен приветствовал македонцев уже от себя лично:

— Милые братья и сёстры! Болгары и хорваты имели в прошлом свои державы, свои исторические имена. Они оставили на Балканском полуострове следы своего геройского духа и от своей национальной культуры. Когда заглянем в на наше прошлое, то увидим, что мы много значили друг для друга, много добра сделали друг для друга. В прошлом были мы не только добрыми соседями, но и добрыми союзниками. С полным правом надеюсь, что наш союз в будущем будет столь же крепким и сильным!

«Тот день в Горной Джумае останется для нас незабвенным, а для Македонского движения это переломный момент, в который всенародно были подчёркнуты устремления Македонии!» — писал Иван Михайлов («Спомени» IV). В начале следующего, 1934 года увидела свет брошюра Дошена «Нашият съюз с македонските българи и за какво се борим ние, хърватите».

В августе 1933 года — в дни 30-й годовщины Ильинденско-Преображенского восстания — в Горной Джумае, на упоминавшейся выше площади «Македония», был торжественно открыт памятник неизвестному македонскому четнику — в честь всех погибших четников ВМОРО и ВМРО. На открытии присутствовал болгарский генеральный консул в Париже Леон Ламуш. Авторы статуи четника и каменного венка— скульпторы Пандо Киселинчев и Кирилл Шиваров. На высоком пьедестале была единственная надпись – 1893. Это был год создания Внутренней Македонско-Одринской революционной организации (ВМОРО)... В 1934 году Кимон Георгиев запретил проведение чествований и манифестаций рядом с неприятным для него памятником. А в ноябре 1944 года памятник македонскому четнику был разрушен коммунистами-димитровцами! В начале 1990-х годов на месте статуи была установлена памятная плита...

В августе 1934 года в городе Элвуд-Сити (Пенсильвания, США) была основана македонская политическая организация «Мара Бунева».

Тем временем царю Борису III удалось поставить на место Кимона Георгиева — фактического узурпатора верховной власти в стране: 22 января 1935 г. кабинет Георгиева был отправен в отставку.

19 апреля 1941 года Болгарская армия, по приказу Бориса III, двинулась на освобождение Вардарской Македонии и Западных покрайнин от великосербского гнёта (а вскоре началось и освобождение болгарских земель, оккупированных греками). В Скопье был дислоцирован 51-й Вардарский пехотный полк, под командованием полковника Стойно Бачийского. Который участвовал в установке памятной плиты на месте самоубийства Мары Буневой. В 1944 г. плита была уничтожена по приказу секретаря Македонской коммунистической партии Лазаря Колишевского.

Осенью 1944 г. Стойно Бачийский перешёл на нелегальное положение. В марте 1948 он присоединился к антикоммунистической чете Герасима Тодорова, члена ВМРО. Но уже вскоре — 30 марта 1948 года — чета Тодорова попала в окружение. Герасим Тодоров подорвал себя гранатой. Были убиты 42 человека, пленён 41, и только лишь Димитр Павлов сумел уйти от преследователей... Вскоре в Горной Джумае прошёл судебный процесс над 106-ю тодоровцами. 13 патриотов были приговорены к смертной казни. Среди них — два священника, подполковник Цветков и полковник Бачийский. Так история Горной Джумаи навеки сплелась с биографиями Стойно Бачийского и Мары Буневой!!!

В 1950 году Горная Джумая была переименована в Благоевград, в честь официально-культового болгарского коммуниста Димитра Благоева. Похоже, что димитровцы поставили своей целью напрочь стереть со скрижалей истории имя Горной Джумаи — города македонской славы и македонской скорби!

Правда, в 1955 году патриотам Горной Джумаи удалось пробить установку в Благоевграде памятника Гоце Делчеву (1872 — 1903), одному из основателей ВМОРО. Причём не где-нибудь, а поблизости от разрушенного в 1944 г. памятника неизвестному македонскому четнику! Что же касается Делчева, то в юности он был социалистом. А вот схлестнуться с коммунистами не успел. Именно поэтому чествование Гоце Делчева димитровцы не запрещали, а временами даже примазывались к его славе...

13 января 2002 года в Скопье была, по инициативе ВМРО-БНД, восстановлена памятная плита Мары Буневой. Но она постоянно разрушалась вандалами! Чьи некрепкие мозги забиты антинаучными идеями, сводящимися к полному или частичному оправданию Тито-Броза! 13 января 2007 года эти подонки попытались атаковать ревнителей памяти Мары Буневой. А 13 января 2008 года на стене рядом с болгарским Культурно-информационным центром в Скопье появилась надпись:

«Смърт за българите и предателите на 13 януари!»

Однако ж, нашёлся в Северо-Восточной Македонии город, недоступный ни бандам титовцев, ни их интригам. Мне не хочется называть этот город Благоевградом. А потому —

Горной Джумае Слава!