Социальный лифт

Николка
Сережа родился , зашел в социальный лифт и стал размышлять ,на кнопку какого этажа нажать. Собственно ,выбор из-за его малого роста был невелик – он мог дотянуться только до цифр 1,2 и 3.Решив сначала осмотреться, Сережа тоненьким пальчиком надавил на первую кнопку.
Двери захлопнулись ,и Движение началось.
 Когда лифт остановился ,нечего было и думать о том, чтобы выйти – в открывшиеся двери набилось чуть не полсотни ребятишек и два дяденьки с багровыми почему-то лицами.
-Десятый! Десятый жми! – писклявым голосом кричала девочка с кривыми ногами.
Но до десятого никто из ребятишек дотянуться не мог , а дяденьки  понуро стояли в дальнем углу лифта. Один мальчик подпрыгнул , опершись на плечо товарища, и на табло загорелась цифра 6.
Лифт снова тронулся, и через несколько секунд  привез  их на безлюдный этаж , весь заваленный какими-то книжками .Дяденьки поспешно высочили из кабины и побрели в разные стороны. Тот же мальчик попробовал допрыгнуть до кнопки , но у него ничего не получилось. Стало тихо.
-Мне надо выше, -пищала девочка .Кто-то в толпе захныкал.
Сережа и еще пара ребятишек вышли на площадку. Оказывается лифтов было несколько, да что там несколько – двери их тянулись до самого конца коридора. который  , похоже , имел еще несколько боковых ответвлений. Отдаляться от своего  было боязно.
Тут мальчик в очках догадался положить книжку на пол лифта ,чтобы встав на нее , можно было дотянуться до более высокой кнопки. Мгновенно куча детей высыпала на площадку и стала затаскивать книжки в лифт. Другие ,взобравшись на книжный столб, тянулись к кнопкам повыше. Сережа еле успел запрыгнуть в кабину , как лифт тронулся. Было слышно ,как об закрывшиеся двери стучали ручонками забытые на 6-ом этаже социального лифта маленькие люди.
На табло горела цифра 17…
Народу на площадке 17 этажа было видимо-невидимо. Молодые девушки и парни весело переговаривались, суетливо шныряли  мужички в потрепанных пиджаках, пожилые  ярко накрашенные дамы   кого-то искали в толпе.
«Выходите?», «Вы вверх или вниз?», «Из Тагила есть кто?» ,-посыпались вопросы.
Ребята недоуменно переглянулись. С 6-го этажа они сильно подросли. Как быстро ,как незаметно это произошло!
-Жмите на 30-ый! – кричала девушка с кривыми ногами. Сережа посмотрел на нее и решил выйти.
Он не обратил внимания, сколько человек вышло вместе с ним , и сколько ,напротив, зашло. Двери лифта закрылись, а Сережу подхватила и понесла толпа – многоголосая, пестрая, смешная, страшная.
Коридоры казались бесконечными. Из одних доносились звуки музыки , другие пугали мертвящей тишиной. Иногда попадались указатели – « Скоростной лифт» , «Вверх через низ» ,  «Семейный лифт».
Сережа с интересом рассматривал группу людей в неизъяснимых нарядах , толпившихся возле « Семейного». Толстые женщины  о чем- то спорили , пропихивая вперед  упитанных мальчиков чернявого вида. Он хотел подойти к ним поближе , но неприятный человек с красными зрачками угрожающе выбросил руку , и Сережа счел за лучшее двинуться по коридору дальше.
Румяный юноша протискивался через толпу  к лифту  «Вверх через низ». Дверь лифта была открыта  ,и оттуда призывно махал рукой старик с полуоткрытым слюнявым ртом и нехорошим блеском в глазах. Увидев, что Сережа смотрит на него, он растянул губы в подобии улыбки и поманил кончиками пальцев. Идти туда не хотелось.
У «Скоростного»  в строгом порядке почти  в затылок друг другу стояли молчаливые люди в одинаковых костюмах и с надменными взглядами. Вот двери лифта открылись и  , оттуда  чуть не на четвереньках  выбрались несколько потрепанных мужчин и женщин  тотчас же в страхе прижавшиеся к стенам . Очередь сразу же смешалась , все рванули в кабину  , пихаясь локтями и бешено матерясь. Набившись как сельди в бочку ,они долго не могли понять , почему лифт не трогается; тут кто-то закричал – «Перегруз». Невидимая рука вышвырнула на площадку пару неудачников , двери  захлопнулись, и  с низким гулом «Скоростной»  начал восхождение.
Целая колонна солдат строем зашла в лифт с надписью « Воинский». Двери закрылись ненадолго, потом почему-то снова  открылись, и те же солдаты с довольным видом разбрелись по окружающим коридорам.
Сереже уже наскучила людская кутерьма , когда в неприметном тупичке , куда выходили двери всего одного лифта , он наткнулся на компанию молодых людей, сидящих прямо на полу  и что-то бренчащих на гитаре. Какая-то девушка приветливо улыбнулась ему, и он присел рядом с ней. «Какие симпатичные ребята!»,-подумал Сергей и понял, что больше не хочет петлять коридорами.
Было радостно и довольно шумно. О чем-то спорили, над  чем-то смеялись, иногда почему-то плакали. «Поедем?» - спросила девушка и взяла его под руку. Сережа нажал кнопку вызова. В открывшуюся кабину зашло еще несколько человек из их компании. Остальные замахали руками- « Мы вас догоним!»
Немного поспорили ,какую кнопку жать. Дамы голосовали за пятидесятый и даже сотый этаж. Большинство мужчин настаивало на двадцатом. Сошлись на тридцатом. Там было не так многолюдно, гораздо тише и спокойней.
Сергей и его женщина вышли и тут же наткнулись на человека с плакатом , изображавшим волшебника в красной мантии со свечой в поднятой правой руке и и указывающей вниз левой. Картинка завораживала. « Вверх или вниз?» - спросил человек, повернулся и медленно двинулся неприметным коридором куда-то вбок. Сергей как околдованный  последовал за ним. Женщина тянула его за рукав назад, но он не обращал на нее внимания.
Лифт, в который они вошли вслед за человеком с плакатом, к удивлению Сергея был вовсе без кнопок, однако двери закрылись ,и кабинка плавно двинулась.
Человек что-то говорил, но смысл его слов почти не доходил до Сергея. Они останавливались в разных местах, то целыми днями блуждая по пустынным коридорам, почему-то заваленным песком и камнями, то вдруг оказываясь в сказочных дворцах: слуги по мановению руки Сергея подавали изысканные блюда и напитки, юные девы наперебой ловили каждое его желание.
Плакат у их вождя превратился в знамя, он сидел под ним в окружении спутников и смотрел грозно. Иногда его взгляд останавливался на ком-либо, он вяло двигал бровью, и  человека  под мышки уже тащили к лифту «Скоростной вниз». Женщина Сергея обнимала колени вождя, и отрешенная  улыбка застыла на её лице.
Все эти этажи были без номера. Сергею почему-то стало страшно. Как-то, отпросившись у вождя, он забрел в дальний коридор и раздвинув двери первого попавшегося лифта заглянул в шахту. Алая бездна  глухо приветствовала его. Она была бесконечно далеко, она была совсем рядом.
Он вернулся ,грубо схватил свою женщину  и поволок её, отчаянно сопротивлявшуюся, прочь. Ему казалось, что кто-то гонится за ними. Не разбирая дороги, Сергей  долго плутал тёмными переходами, пока не уперся в тупик. Он чувствовал, что задыхается; женщина рыдала, зажав в руке огрызок яблока.
…Пыльным тесным комнаткам, казалось, не будет конца. Узкие длинные проходы отделяли одну от другой, каждая следующая казалась тесней предыдущей. Наконец, совсем отчаявшись, они обнаружили лифт с открытыми дверями. Сергей тут же втащил женщину в кабину и начал нажимать все кнопки подряд. Но двери так и оставались открытыми; лифт не трогался с места. Женщина опять заплакала ,бессильно опустившись прямо на грязный пол, а Сергей  в приступе ярости в кровь разбил кулак о металлические панели. Нет! Они не останутся тут, не сгинут в этом затхлом тупике!
Разломав люк в потолке, он забрался на крышу и ухватившись за стальные канаты что есть силы потянул за них. Мышцы напряглись до предела, но кабина стояла на месте, и только когда Сергей ,испустив истошный крик ,повис на тросах ,лифт сдвинулся на пару сантиметров.
За этот день путем невероятных усилий ему удалось подняться всего на полметра. В изнеможении спустившись вниз, он как убитый заснул рядом со своей женщиной, тихо скулившей в уголке. С утра  всё болело, но решимости не убавилось. Сергей снова полез  на крышу и до глубокой ночи тянул за канаты, до боли стискивая зубы, когда казалось, что силы вот-вот покинут его.
Через неделю они доползли до следующего этажа. Он тоже был без номера, и мало чем отличался от предыдущего: пыль, хлам, безлюдье. Тяжело вздохнув, Сергей снова взялся за тросы…
День сменялся днём, на смену решительности пришло отчаяние. Вечерами Сергей спускался в кабину и измученно падал на пол, закрыв лицо обеими руками. Его женщина сперва пыталась поддержать его и утешить, вытаскивала на прогулки по душным комнаткам новых одинаковых этажей. В одном из тупичков они нашли маленькое тусклое зеркало. Серые лица, потухший взгляд, дыры на коленях. Больше она не подходила к нему.
А он старался забыть, как обещал себе прожить собственную жизнь. Тянуть за трос – разве этого мало для того, что называется смыслом.
…Среди нагромождения грязных картонных коробок спал очень худой человек со спутанными волосами. Дотянув свой лифт до очередного этажа и осмотревшись, Сергей даже не сразу его заметил. Человек зашевелился, глухо замычал и протянул вперёд руки, чёрные от грязи.
Помощник из него оказался так себе. Конечно, вдвоём работа шла веселее, вдобавок за долгое  время Сергей уже  приноровился тягать трос гораздо быстрее, чем в начале, однако новый спутник при каждом удобном случае сбегал в кабину, вниз, о чём-то нечленораздельно шепчась с женщиной. Сергей удивлялся, что они находят в этом своём бессвязном бормотании. В конце концов он решил, что в работе от попутчика вовсе нет толка и перестал загонять его на крышу.
Давно потеряв счёт времени ,Сергей почти не спускался в кабину, даже когда дотаскивал свой убогий ковчег до очередного этажа. Женщина же с их спутником  с жалким причитанием каждый раз уносились куда-то коридорами, и раздражение от того, что ждать их приходилось всё дольше становилось невыносимым. Они возвращались тихими и злыми. В их карманах позвякивали  медяки.
И вот однажды, как-то особенно остервенело вцепившись в канаты, Сергей почувствовал – что-то случилось. Потянуло, заныло где-то под  рёбрами, но  в ту же минуту в глубине шахты глухо заурчал мотор – лифт двинулся самостоятельно!
На площадке следующего этажа была криво нацарапана цифра «8». Все вместе они вышли из своего лифта и буквально за ближайшим поворотом наткнулись на гигантскую красную стрелку, указывающую вверх. Кабина была переполнена . Женщина с трудом втиснулась туда и даже втащила их спутника. Когда двери уже закрывались, Сергей поймал её взгляд и страшно удивился – сколько жалости и презрения было в нём.
Он вернулся к своему лифту и даже не стал нажимать на кнопки – к чему. Несколько дней Сергей просто лежал на полу, рассматривая узоры на потолке; потом к нему забрёл какой-то мужичок. «Будешь?»- спросил он, Сергей сначала не понял о чём речь, но постепенно втянулся. С водкой жизнь иногда казалась расцвеченной дальними огоньками надежды, но тоска хмурых рассветов была непереносима. Они даже  нажали на десятый этаж, но лифт почему-то привёз их на седьмой.
Мужичок вдруг стал деятельным. Целыми днями он пропадал где-то на этаже и однажды, вернувшись , грубо толкнул Сергея – « Пошли, халтуру нашёл». Работа была знакомой – поднимать за тросы лифты застрявших бедолаг. Днём тягали канаты, ночью пили – время утекало сквозь пальцы ,всё сильнее кололо в боку.
На 12 этаже мужичок куда-то исчез, а Сергей почувствовал , что дальше так не может. Начертав на картонке аккуратную надпись « Специалист по подъёму», он часами простаивал на относительно оживлённом перекрёстке. На удивление его стали  часто приглашать – « Посмотрите, плохо идёт», «Проверьте, почти не движется». С максимально серьёзным видом Сергей  давал советы, от бессмысленности которых ему было немного стыдно, но люди верили ,и  от их веры кабины устремлялись вверх действительно быстрее. Он уже не пил , обзавёлся парой помощников, но всё чаще и чаще с ностальгией вспоминал прошедшие дни – даже самые трудные из них казались ярче и чище нынешней рутины.
Как-то ночью, гуляя по сороковому этажу, под неоновыми огнями модного бара он заметил плачущую девушку в окружении кричаще одетых выскочек(«Самое место этаже на пятом»). Один его вид – крепкие руки и с безуминкой взгляд – наследие прошлой жизни – заставил их раствориться в закоулках, а девушка, подняв на него заплаканные глаза, тихо сказала – « Вы меня не проводите?».
У неё был персональный кодовый лифт. Войдя в него Сергей недоуменно уставился на кнопки. Ни единиц, ни десятков там не было. «200»,»300»,»500» …
-Вы откуда?- спросила девушка.
-Оттуда , - неопределённо кивнул головой Сергей, попытавшись улыбнуться.
-А-а-а, - явно обрадовалась она, - а я там никогда не была.
-Вам и не стоило, - ответил он.
- А вам? –негромко спросила она.
«Где же я ошибся?» - подумал Сергей , - «на семнадцатом, на тридцатом? Может быть на шестом?».
Двери бесшумно открылись. Лазоревый потолок терялся в вышине, пахло морским прибоем и почему-то немного гарью. Она взяла его за руку и повела за собой, где- то вдалеке звучала музыка. Компания мужчин и женщин (умные глаза, матовая кожа) приветственно подняла бокалы, заметив их. Откуда-то возник классический лиловый негр с подносом с двумя фужерами.
-С приездом! – услышал Сергей, - С возвращением!
-Спасибо, спасибо, - бормотал он. Боль в боку становилась всё мучительнее. – Я сейчас .
Он повернулся и зашагал обратно. Девушка бежала за ним, в её голосе была мольба. Сергей,  не оглядываясь, помахал прощально рукой.
«Домой! Домой!» - он криво усмехнулся, - «Где он, этот дом?».
Двери лифта распахнулись и тут же захлопнулись, как только Сергей вошёл внутрь. На панели была сего одна кнопка. Разве так должно быть?  Он постучал в закрытую дверь . Тишина была гробовой. Подождав несколько секунд , он нерешительно дотронулся до кнопки, и  лифт тихонько тронулся почему-то вбок. «Так точно не должно быть!» - подумал Сергей, - « Боже, как больно то!».
Кабина двигалась всё быстрее и быстрее, куда-то в сторону ,прочь.  Вдруг одна из стен стала прозрачной,  и Сергей увидел ,что летит по бесконечному тёмному тоннелю .
Он улыбнулся. Почему-то припомнилось где-то давно прочитанное – «А  вдруг чудо, еще одна перемена в его жизни?»*


*Ю.Трифонов.