Блок. Пристал ко мне нищий дурак... Прочтение

Виталий Литвин
               ЖИЗНЬ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ

5. Пристал ко мне нищий дурак…
 




                Пристал ко мне нищий дурак,
                Идет по пятам, как знакомый.
                «Где деньги твои?» – «Снес в кабак». –
                «Где сердце?» – «Закинуто в омут».
 
                «Чего ж тебе надо?» –«Того,
                Чтоб стал ты, как я, откровенен,
                Как я, в униженьи, смиренен,
                А больше, мой друг, ничего».
 
                «Что лезешь ты в сердце чужое?
                Ступай, проходи, сторонись!» –
                «Ты думаешь, милый, нас двое?
                Напрасно: смотри, оглянись…»
 
                И правда (ну, задал задачу!)
                Гляжу – близь меня никого…
                В карман посмотрел – ничего…
                Взглянул в свое сердце… и пла;чу.
                30 декабря 1913






     В стихотворении запутаны реплики. Ведь если первая («Где деньги твои?») – принадлежит приставучему нищему дураку (Д), то последнюю («Ты думаешь, милый, нас двое») исходя из знаков препинания и последовательности диалога должен кидать умный герой.(Г), а исходя из её смысла и интонации, ехидничает с нею всё то же "Д". Путаница происходит в середине:

     Д: «Где деньги твои?» —
     Г: «Снес в кабак». —
     Д: «Где сердце?» —
     Г: «Закинуто в омут».

Следующая фраза должна принадлежать дураку, но принадлежит она сразу обоим участникам диалога:

     Д, Г: «Чего ж тебе надо?»

    … потому что отвечает на нее именно  «дурак»,обращаясь к «герою»: 
      
     Д: «Того, чтоб стал ты, как я, откровенен,// Как я, в униженьи, смиренен, //А больше, мой друг, ничего».

     Г: «Что лезешь ты в сердце чужое? // Ступай, проходи, сторонись!» —
     Д: «Ты думаешь, милый, нас двое? // Напрасно: смотри, оглянись…»

    Сделано оно так, чтоб ещё больше подчеркнуть путаницу он/я. На самом-то деле все реплики принадлежат одному и тому персонажу. И с этим печальным нахалом герой уже встречался («Двойник»):

                «…Вдруг — он улыбнулся нахально,
                И нет близ меня никого…
                Знаком этот образ печальный,
                И где-то я видел его…
                Быть может, себя самого
                Я встретил на глади зеркальной?
                Октябрь 1909»