Регламент конкурса Отцы и дети

Шпинель Мария
ИДЕЯ КОНКУРСА


Участникам предлагается написать рассказ, в котором основные герои относятся к разным поколениям и, соответственно, имеют разные взгляды, потребности, интересы и ценности. Как они могут сосуществовать вместе? Написанный рассказ и будет ответом на этот вопрос.
Жанр соответствует сюжету.


ЗАДАЧА

Написать рассказ в соответствии с идеей конкурса.



Победитель конкурса определяется на основании тайного голосования участников обсуждения и авторов.

Читатели и участники выбирают три рассказа и распределяют их:
1. Рассказ «___» – 7 баллов
2. Рассказ «___» – 5 баллов
3. Рассказ «___» – 3 балла

Авторы принимают участие в обязательном голосовании и рецензировании. Голосование тайное.
Оценки высылаются на почту yukava@yandex.ua или yukava595@gmail.com



ТРЕБОВАНИЕ К РАБОТАМ

1. Форма – рассказ.
2. Объем рассказа от 20 тысяч знаков (MS Word\Сервис\Статистика\Знаков с пробелами).
3. Жанр соответствует сюжету, кроме указанных в п.3 «Заявка на конкурс» http://proza.ru/2020/07/21/1881.


ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ

1. На почтовый ящик yukava595@gmail.com автор присылает:

- адрес страницы на сайте proza.ru.

- согласие/не согласие на разглашение своего имени (псевдонима) в итоговых результатах конкурса;

- текст рассказа в приложении к письму (файл типа doc).

Данным письмом участник подтверждает свое согласие с правилами конкурса.

2. Конкурс анонимный. Истинное авторство знает только секретарь, принимающий работы на конкурс. Читатели, нарушившие анонимность автора, лишается возможности проголосовать.

Автор может не быть зарегистрированным на сайте proza.ru;

Общение авторов с другими участниками и читателями во время конкурса – со страницы (ссылка будет указана).

3. Рассказы и фрагменты рассказов, главы, размещенные в открытом доступе на прозе.ру, на страницах авторов, к конкурсу не допускаются.

4. Каждый автор должен написать отзывы на все рассказы. Участие конкурсанта в общем обсуждении работ приветствуется.

5. Текст должен соответствовать нормам, принятым в цивилизованном обществе.

ПРИЗОВОЙ ФОНД

1-е место – 2000 баллов
2-е место – 1000 баллов
3-е место – 500 баллов



Окончание приема конкурсных работ – 29.09.2022

- дата может измениться

Начало конкурса – 30.09.2022

В датах возможны изменения.

После основного конкурса планируется «Караван»


© Copyright: Мария Шпинель, 2022
Свидетельство о публикации №222071500062

http://proza.ru/comments.html?2022/07/15/62

Пишу со страницы, любезно предоставленной Сашей.
МБ
-

Отцы и дети. Но ведь можно и перефразировать – Дочки-матери. От перемены пола конфликт поколений не так, что бы и меняется. Или все-таки меняется? Вопрос… Возможно, кто-то из будущих участников раскроет тему и с этой стороны.
Я же предлагаю вам обратить внимание на роман, в котором история взаимоотношений матери и дочери представлена весьма драматично.
Это роман Колин Макколоу «Поющие в терновнике» (в оригинале The Thorn Birds, «птицы терновника»).

Название – аллюзия на легенду о некой птице, которая всю свою жизнь ищет подходящий терновый шип, а когда, наконец, находит, пронзает им свое тело и, умирая, поет самую прекрасную песню на свете.

Рекомендую читать его в переводе Норы Галь, настоящего звездного переводчика, которая смогла передать практически все своеобразие авторского стиля (Макколоу – австралийка). В том числе, трансформировав название, «сгладив» различия русской и английской грамматики. И вообще, на будущее: если у вас есть выбор перевода, выбирайте Нору Галь, это будет отличный выбор.

Пару слов об авторе и судьбе романа.
Как уже упоминал, Колин Макколоу – астралийка. По образованию она биолог, писать начала не так уж и рано, после 30, будучи преподавателем не то биологии, не то медицины (запамятовал).
«Поющие в терновнике» (1977) – ее второй роман, который стал бестселлером. Даже спустя почти 50 лет, он еще остается в топах продаж.
На русский язык роман был переведен в 1980 году, и произвел фурор среди читательниц. Меня в то время подобная литература не интересовала от слова совсем, но я хорошо помню, как мамины приятельницы выстраивались в очередь, чтобы прочитать эту книгу, и потом плакали, обсуждая ее. Тогдашние советские читательницы, имевшие доступ только к русской классике и не искушенные качественной современной (на тот момент) литературой, определяли этот роман, прежде всего, как love story. (Кстати, подобное произойдет и с «Унесенными ветром», который вышел в Советском Союзе, если не ошибаюсь в 1982 году).
Прочтя «Поющие в терновнике» уже в зрелом возрасте (признаюсь, скорее по нужде, чем по желанию), я полностью изменил свое мнение. Роман гораздо значительней любовных романов – и по сюжету, и по структуре, и по языку, и (что особенно важно) по ценностям, которые в нем проявлены.

«Поющие в терновнике» – семейная сага. В центре сюжета жизнь семьи Клири, совершившей восхождение от статуса новозеландских бедняков до австралийских богачей.
Ключевые коллизии романа – взаимоотношения женщин трех поколений: матери Фионы, дочери Мэгги и внучки Джастины.
Такой, знаете ли, прием параллелизма. По сюжету Мэгги сначала находится в статусе дочери, затем переходит в статус матери со всеми вытекающими их этого последствиями.
Героини романа проходят долгий путь с непростыми испытаниями и невосполнимыми потерями, и этот путь приводит к обретению гармонии с самыми близкими людьми.

В общем, рекомендую вам этот роман, потому что он и «про любовь», и принадлежит к качественной литературе, и возможно, натолкнет вас на хорошие мысли относительно будущего конкурса в интерпретации «дочки-матери».

В заключении особая просьба к Федору. Сначала прочитайте роман, а только потом смотрите кино. Разница между ними существенная.

С наилучшими пожеланиями,
МБ

Мария Шпинель   31.07.2022 00:54   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Прекрасный роман и фильм замечательный. Сегодня моя двоюродная сестра ходила по книжному рынку на Петровке в Киеве, хотела купить хорошие книги. Среди прочих я посоветовала "Поющих в терновнике". Если кто-то не читал, даже завидую его первому впечатлению.

Александра Стрижёва   31.07.2022 01:34   Заявить о нарушении
МБ, спасибо. Прочитал роман и кино посмотрел очень давно. Не буду возвращаться.
Помню сильное впечатление от встречи брата Мэгги с вепрем. Быстро не нашёл для цитирования - пишут, что где-то в третьей части, в ней ещё погибает отец Мэгги во время пожара. Обратил также внимание, что все сыновья Фионы так и остались холостыми.
Но участники конкурса должны написать рассказ (будет интересно прочесть) и оговоренный минимум - шесть страниц вордовских, а приводимые вами примеры - это крупные формы.

Спасибо огромное за разборы. "Певая любовь" Тургенева была мною также читана раньше - узнал по сцене, где сын караулит лошадей, а потом оказывается свидетелем отношений отца с Зинаидой. В этот раз просто стало понятно почему случился с ним "удар" и почему была выслана значительная (не помню дословно) сумма денег. Экранизации не нашёл.

Всем успехов!)


Фёдор Верин   31.07.2022 10:59   Заявить о нарушении
Благодарю Федора за верное и весьма своевременное замечание. Да, рассказ и роман – суть разные вещи. Однако чем они разные?
То, что сразу бросается в глаза – объем. Если кто-то из вас контактировал с издательствами, то они знают: издательства принимает к рассмотрению произведения, объем которых не менее 6 авторских листов, т.е. 240 тысяч знаков. А еще лучше 8-10 авторских листов. Таков объем романа.
Однако объем – только видимая часть. А что написано внутри? Чем заполнен этот объем? Понятно, что и по структуре роман должен быть таким, чтобы заполнять этот объем. И вы знаете, что в романе может быть несколько главных героев, несколько сюжетных линий, и взаимоотношение этих героев (переплетение линий) может быть весьма и весьма причудливыми.

Возьмем «Анну Каренину». Роман повествует о жизни Анны и окружающих ее лиц и, одновременно, о жизни Левина и окружающих его лиц. Повествование идет параллельно. Анна живет в своем мире, Левин в своем, их миры пересекаются за счет второстепенных персонажей, как, например, Стива Облонский или Долли, которые по воле автора перемещаются из мира Анны в мир Левина.
Итак, у Анны (в ее мире) свои проблемы – отношения с Вронским, с мужем, с сыном и т.д.; у Левина – свои. Таким образом, Анна является протагонистом в своем мире, Левин – протагонист в своем. Однако относительно друг друга они антагонисты. Вот что связывает воедино сюжеты «про Анну» и «про Левина» – противопоставление моделей существования Анны и Левина. И поскольку одна из моделей закончилась бесславной смертью под колесами поезда, а другая – рождением сына и познанием Истины, то понятно, кто в этой паре является подлинным прота- и антагонистом в рамках всего романа.

К чему я это вспомнил? К тому, что роман – это не просто большой объем, роман – это история, логика которой лежит на уровне макрособытия. Макро(!)события. Именно макрособытие определяет структуру произведения и, как следствие, требует большого объема.
На романах Толстого это проще всего увидеть, однако ту же тенденцию вы обнаружите в романах Достоевского, Гончарова, Тургенева. Все они опирались на логику макрособытий.
В определенное историческое время романы (=большие нарративы) определяли литературу, хотя в то же самое время те же самые авторы (а также масса других) писали и рассказы.

Однако в конце 19 в. ситуация кардинальным образом поменялась. Причины изменений лежат в области социальной, не будем их затрагивать, посмотрим на следствия.
Следствия – это господство новой формы/ жанра, т.е. рассказа. Вообще, определение рассказа таково: это жанр, в котором история обнаруживает логику микрособытия, ограниченного во времени и пространстве. Ограничение во времени и пространстве не означает ограничение по глубине идеи или по количеству смыслов. Даже наоборот. Рассказ – это столь же углубленно, но более, если угодно, оперативно и динамично.

Процесс «влюбления» в новую (небольшую) форму происходил во всех странах. Если говорить о русской литературе, то этот процесс довел до состояния идеала Чехов.
Знаете ли вы, что Чехов не написал ни одного романа? Хотя всю жизнь хотел. Приведу цитату из его письма Григоровичу.
«Те мысли, женщины, мужчины, картины природы, которые скопились у меня для романа, останутся целы и невредимы. Я не растранжирю их на мелочи и обещаю Вам это. Роман захватывает у меня несколько семейств и весь уезд с лесами, реками, паромами, железной дорогой. В центре уезда две главные фигуры, мужская и женская, около которых группируются другие шашки. Политического, религиозного и философского мировоззрения у меня еще нет; я меняю его ежемесячно, а потому придется ограничиться только описанием, как мои герои любят, женятся, родят, умирают и как говорят.
Пока не пробил час для романа, буду продолжать писать то, что люблю, то есть мелкие рассказы в 1-1 % листа и менее. Растягивать неважные сюжеты на большое полотно — скучно, хотя и выгодно. Трогать же большие сюжеты и тратить дорогие мне образы на срочную, поденную работу — жалко. Подожду более удобного времени».

Мы, конечно, можем сейчас фантазировать, каким мог бы получиться этот роман, однако роман не получился. Я даже более скажу: роман и не мог получиться, потому что Чехов обладал уникальной способностью создавать полноценные миры с полноценными обитателями, предметами и пр. не на горизонтальном уровне, а на вертикальном. Грубо говоря, ему не обязательно было живописать бескрайнее море, чтобы поразить читателя неизведанными глубинами. Он был способен заставить заглянуть читателя в узкий колодец, но такой глубины, что голова кружится.
Вот в этом заключается разница больших и малых нарративов – в движении «по горизонтали» или «по вертикали».

Для желающих глубоко разобраться с глубиной (гм…) больших и малых нарративов рекомендую работу Барта «Нулевая степень письма».
Если вам затруднительно будет вникать в Барта, не печальтесь. Чехов его тоже не читал (смеюсь).
И даже если вам не довелось родиться гением, как Чехов, у вас все-равно есть неплохие шансы написать хороший рассказ. Потому что на вашей стороне опыт поколений (кстати, о конфликте).
Со времен Чехова прошел весь 20-й век и чуточку 21-го. Вы читали (читали же?) произведения, написанные модернистами, постмодернистами и теми пост-пост-, названия которым еще не придумали. То бишь, вы знакомы с движением «по вертикали», когда «ослепительная вспышка поэтического слова утверждает объект как абсолют» (С) Барт.

Перевожу на практический язык.
Возможно, у кого-то из вас уже возник замысел истории о жизни двух, а то и более поколений, отношения между которыми весьма драматичны. Прекрасно, однако.
Однако оценивайте свои реальные ресурсы (собственные – реальные – ресурсы).
Рассказ – это единство. Или, как мы уже поняли, микрособытие, история с определенной логикой, ограниченная во времени и пространстве.
В рассказе, который вам предстоит написать, нельзя будет показать обстоятельную жизнь 2-3 (а тем паче, 3-4) поколений. Нельзя.
Для рассказа вы должны будете выбрать одну (одну) ключевую сцену, в которую «завернете» ваше представление о том, как должны (или как не должны) развиваться отношения между отцами и детьми. И если для понимания этих самых отношений вам придется подтянуть бабушек и прабабушек, то подтягивайте. Но не «горизонтально», а «вертикально». Не тупо удлиняя повествование, а осмысленно углубляя задуманную вами (вертикальную!) структуру.
Работайте над своим рассказом, как над предметом поэтического слова. Который ослепительно вспыхнет и осветит ваш объект (тема+проблема+идея) как абсолют, по Барту.
Как это сделать? Ну так кто из нас тут писатели, дорогие заинтересованные лица?
Вы.
Поэтому вам и думать, как это сделать в рамках задуманной вами истории.

Да, согласен, проблема не из легких. Но так писательство, вообще, тяжкий труд.
С искренними пожеланиями успехов,

Мужик Бородатый   31.07.2022 19:48   Заявить о нарушении
/Работайте над своим рассказом, как над предметом поэтического слова. Который ослепительно вспыхнет и осветит ваш объект (тема+проблема+идея) как абсолют, по Барту./
Ух! Как вы красиво сказали! Так и хочется подбоченясь приосанится и кинуться в бой. После таких слов необходимо написать хороший рассказ. Спасибо!

Александра Стрижёва   31.07.2022 21:13   Заявить о нарушении
Интересно-то как!
Как же интересно!!!

Более того, после абзаца про Каренину захотелось перечитать. Хотя не то чтобы поклонница Толстого.

Пока легко и с удовольствием читаю Поющих. Не читала, не смотрела раньше.

Варвара Солдатенкова   01.08.2022 10:26   Заявить о нарушении
Не знаю, как Чехов собирался писать роман. Никаких больших нарративов у него не было, кажется. Рассказы замечательны, да. Если кому любопытно, вот взгляд Василия Васильевича Розанова на Чехова:


Михаил Троекуров   01.08.2022 13:34   Заявить о нарушении
Мне жаль, что Чехов не написал роман. Думаю, у него получилось бы не хуже, чем у Толстого, Тургенева. Жаль.
Что до "Поющих", читала еще в советские времена. Плакала, вздыхала. Один из лучших образцов качественной ЖП. Не знаю, как на мужской взгляд, но женщине знакомы и понятны все, казалось бы, не логичные поступки и мысли героинь. На волне наших бесед перечитала "Крейцерову сонату" Толстого и задумалась - столько произведений про трагедии от мужской ревности, и нет таковых про ревность женскую. Бытует мнение, что у женщин диапазон чувств, добродетелей и пороков шире,чем у мужчин. Значит, и ревность должна быть с большим размахом. Интересно, меняется ли это чувство с возрастом и у разных поколений, особенно в современном мире, когда можно всё и всем? Именно у женщин. Никто не читал?
Большое спасибо МБ. Столько нового, новых взглядов на старое и почти забытое, переосмысление когда-то непонятого или понятого не так. Воистину - новое - это позабытое старое, увиденное в новом свете.

Ольга Горбач   01.08.2022 21:33   Заявить о нарушении
\\Бытует мнение, что у женщин диапазон чувств, добродетелей и пороков шире, чем у мужчин. Значит, и ревность должна быть с большим размахом.\\

О, да, размах гораздо бОльший.
Вспомнить хотя бы Медею, которая убила детей из ревности к мужу. Мне кажется, этот образ использован более, чем в сотне художественных произведений.
Кого еще вспомнил навскидку?
Разумеется, Цветаева «Попытка ревности», Ахматова «Я не любви твоей прошу».
Из прозы: Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», Симона де Бовуар «Недоразумение в Москве», Агата Кристи «Смерть на Ниле».
Это те, где женская ревность является двигателем сюжета. Ну, а как перипетия, то еще много где.
Так что, на все вкусы и жанры и с многообразием финалов (смеюсь).

Мужик Бородатый   01.08.2022 23:28   Заявить о нарушении
"Интересно, меняется ли это чувство с возрастом и у разных поколений, " -
Ги де Мопассан "Сильна как смерть". Правда, тут больше о мужчине.
Немножко о женской ревности.
Моэм "Театр". Но это скорее о победе над ревностью, о торжестве чувства собственного достоинства (не углубляюсь).
Моруа «Превратности любви», Собака на сене" Лопе де Вега, "Анна Каренина", "Смерть на Ниле" Агата Кристи.
Унесенные ветром Маргарет Митчелл. Скарлет и Эшли. Как Скарлет могла полюбить такого мужчину? В романе зашкаливает ревность, и тема отцов и детей тоже есть в романе.
"Поющие в терновнике" - Мэри. Что она сотворила с Ральфом? Её ревность и любовь в итоге победили.

Александра Стрижёва   01.08.2022 23:35   Заявить о нарушении
Ох, не видела вашего ответа))
Мне кажется, мужчинам сложно писать о женской ревности. Если бы они могли влезть в шкуру ревнующей женщины, сгорели бы до тла. Почему говорю о мужчинах? Да потому, что они захватили литературу в свои руки уже давно и написали наиболее значимые романы, чем женщины.

Александра Стрижёва   01.08.2022 23:52   Заявить о нарушении
Кстати, о ревности.
Как-то очень давно читал в журнале "Иностранная литература" одну публикацию
Сюжет практически не запомнил. Был в старшем школьном возрасте или в раннем юношеском, потому как потом женился и практически перестал читать.
Действие происходит, возможно, в Испании, т.к. женщина - главная героиня ходит на корриду или на что-то подобное из зрелищных представлений. Главный герой - мужчина, которого она навещает, любит её, но по какой-то причине не может удовлетворить её страсть в постели (извините за такие подробности) - была ли это травма в результате какого-то несчастного случая на той же корриде, например, или на войне - не знаю. Выискивал только любовную линию. Времени не было читать внимательно и подряд - учился. Помню, что главный герой мучимый ревностью ждал свою любимую женщину, а она ещё и издевалась вроде как над ним (так мне казалось), рассказывая как весело провела время, с кем была на той же корриде (не помню просто) или где-то ещё, и он вынужден был отпускать - не мог же он держать человека взаперти около себя (это уже мои умозаключения) - оба страдали страшно.
Искал в интернете публикацию по такому описанию, но пока безуспешно.
*
К чему рассказал?.. Возможно из-за того, что сын как-то не очень ревновал свою "первую любовь" к отцу - просто принял как факт, с пониманием, отнёсся философски, перегорел или как? Удивился поведению женщины, сравнил своё поведение перед ней, когда был увлечён?..
Вопросы риторические. У нас же тема "отцы и дети"

Фёдор Верин   02.08.2022 09:13   Заявить о нарушении
Спасибо за ответы, МБ, Саша, Федор. Конечно, во всех названных произведениях речь идет об оставленных женщинах, страдающих от измены и ухода возлюбленного. Кроме, разве что, "Смерти на Ниле", там ревность изображается, является алиби, прикрытием. Но вот что примечательно, нигде брошенная женщина не испытывает ненависти к изменнику, нигде она не убивает его, только соперниц и прочих мешающих. По сути, все эти женщины продолжают любить и продолжают добиваться ответной любви, уничтожаю без разбору все препятствия. Тут борьба не с объектом, а с окружением объекта. Ревность ли это или тот самый крайний диапазон любви? У мужчин ревность - это ненависть к бывшему предмету любви, именно к объекту, ненависть до бешенства, до убийства. Прочие, в том числе и соперники, на втором плане. Да, это именно что настоящая ревность, это чувство, противоположное любви, никак не ее крайний случай. В "Крейцеровой сонате" ГГ испытывает отвращение к прикосновениям жены, а желание прикасаться по Станиславсклму, и есть любовь. А что все женщины, начиная Анной Карениной и заканчивая Цветаевой, разве они испытывают отвращение к изменнику? Нет. Так что же, это не ревность, получается? А вот в современном мире проявление женской ревности ближе к мужскому. Взять хотя бы поведение разведенных женщин, запрещающих бывшим мужьям общаться с детьми? Вот где ненависть. Возможно, равенство полов приблизило женское мироощущение к мужскому не только в обретении свободы, но и в негативных проявлениях этой свободы.

Ольга Горбач   02.08.2022 10:46   Заявить о нарушении
Парные чувства- любовь и ненависть - зарождаются в одном и том же отделе мозга. Ревность может вызвать желание прославиться, чтобы завоевать любовь, а может заставить человека совершить ужасный поступок. Тоже парные проявления чувств. "Для меня невозможного мало" - Кнуров. "Так не доставайся же ты никому"- Карандышев. Разве Кнуров не ревновал?
Третий (мерзейший) вид - Паратов. Если бы Лариса не погибла, он бы отбил её у соперника и, добившись своего,снова бросил.
Это мужчины. И женщины совершают нечто подобное... Не все впадают в страдания или расправляются с соперницами. Некоторые стараются прославиться. Но там, где начинается разрушение, оканчивается любовь.
Кстати вспомнила "Бесприданницу". Тут любовные перипетии меркнут перед чудовищными поступками матери по отношению к дочери.

Александра Стрижёва   02.08.2022 17:23   Заявить о нарушении
Спасибо за роман. Я в 14-16 лет очень любила такие вещи как "Убить пересмешника", "Другие голоса, другие комнаты", "Голоса травы", "Хижина дяди Тома".

Мне не хотелось покидать пространство романа. И даже не из-за love stories. Мне кажется автору удалось в полной мере передать свою любовь к родной земле. Австралия в романе - грандиозна.
В сущности родная земля и её люди тоже своего рода мать и дети.

Варвара Солдатенкова   07.08.2022 19:08   Заявить о нарушении