Африканский казак, донец Виктор Иванов

Николай Бичехвост
Знойная Африка! Еще не успели   в южноафриканском Трансваале  забыть бои буров и русских добровольцев против англичан, зарившихся на алмазы и золото буров, как на сцене оперы Южноафриканской Республики появился замечательный солист, казак Виктор Иванов (1909–1990 гг.).

Этому талантливому певцу и танцору казачьего хора имени Матвея Платова, неистово рукоплещут вальяжные бизнесмены и бедноватая галерка. Ах, как зажигательно звучали под созвездием Южного Креста лихие песни и пляски казачьего ансамбля!

Солист Виктор Иванов происходил из казаков станицы Кременской Усть-Медведицкого округа.
Родился в 1909 году в семье офицера, который служил в Донском полку. Мать его была из той же станицы.
Проживало семейства Ивановых затем в станице Арчединской (ныне Волгоградская область), где и прошло детство будущего художника-карикатуриста, живописца, оперного певца.

В ней Витя Иванов заслушивался песней недавно прошедшей англо-бурской войны:
«Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне…», где сын в тринадцать лет просился на войну.

«Мне нравится писать бегущих коней, – вспоминал Виктор Архипович. – Я ведь донской казак... Когда мне было три года я упал с лошади и заплакал. Отец выглянул в окно и крикнул своему ординарцу: “Выпори его! Казаки не плачут!”».

Десятилетним пареньком Виктор был захвачен огнем гражданской войны и волной белой эмиграции. При эвакуации из Крыма потерял родителей и оказался в Югославии. Здесь окончил Донской императора Александра 3-го кадетский корпус. Тогда вместе с частями белой армии Врангеля и семьями, детьми военных выводились за границу юношеские кадетские корпуса в Югославию, Египет, Францию, Чехословакию, Грецию.

Виктор учился в Болгарии в г. Загребе на архитектурном факультете университета. Однако   способности  его проявляются в другом. В 1929 году он поступил певцом и танцором в Донской атамана Платова казачий хор. В течение семи лет объездил с триумфом многие экзотические страны света.

В 1936 году во время гастролей в Южно-Африканской республике (ныне) казак решил остаться в этой стране.
Большую симпатию  он питал к бурам-африканерам, видя в них черты степных вольных казаков:" Та же любовь к свободе, к необьятным степям, к верховой езде, та же широта натуры, храбрость, то же гостепреимствво и... некоторая безалаберность"

Может, на выбор его повлияло  и участие русских добровольцев,  проливших здеськровь за независимость буров и чтимые за самоотверженность?

Как казаки Гучковы, генерал бурской армии Максимов, саратовец князь Енгалычев, военные агенты Потапов и Шульженко?.. А сколько русских эмигрантов уже закрепилось здесь?
Им близка была эта мужественная страна, которая, отстаивая свободу, потеряла в английских концентрационных лагерях двадцать тысяч бурских женщин и детей…

Но власти Южно-Африканской республики не торопились дать русскому Иванову (а вдруг большевик?) разрешение на жительство. Однако он не отступился и нанялся на работу недалече, в португальский городок Мапуту - столицу Мозамбика.

Впоследствии  он переехал в крупный Йоханнесбург и творческая судьба Виктора Ивановича в ЮАР была удачной. Он активно занимается становлением Национальной Южноафриканской оперы. Приобретает известность как ведущий солист, выступает в оперном театре Претории, исполняет басовые партии.

Обладая организаторскими способностями, Виктор Иванов в 1960-1970 гг. является председателем «Общества русских эмигрантов» в ЮАР. Объединяет в г. Йоханнесбурге в общине «Русский дом» соотечественников, выходцев из России. В часовне «Русского дома» расписывает стены и пишет иконы, лики апостолов веры для церкви святого Владимира, успевает выполнять обязанности регента, руководителя русского хора.

Одновременно наш казак занимается колоритной южной живописью. Многие из его картин, отличавшиеся сочностью и глубиной красок, приобрели южно-африканские музеи и галереи.

Современники отмечали у него неистощимый талант к карикатуре, как политической, так и бытовой, житейской. «В 1930-1960–х годах он активно работает в различных южно-африканских изданиях и становится одним из самых известных карикатуристов страны». В 1946 году Иванов издает оригинальный альбом «Вторая мировая война в карикатурах». В 1950 году посетители любовались его живописными картинами на персональной выставке.

На Всемирной выставке карикатуры в 1957 году в Лондоне Виктор Иванов занял третье место, а 1967 году в Монреале - шестое место. Легкость кисти, присущая ему с молодости, не покидала его и позже.
Техника исполнения его была разнообразна: акварель, масло… Его карикатуры не оставили равнодушными зрителей ни в Австралии, ни в Германии, Франции либо Австрии, ЮАР.

Многогранным талантом одарила его наша Донская земля.
Виктора Иванова при его разносторонних интересах и великих результатах спасало только железное здоровье да темперамент творца с уникальным воображением.

Талантливый донец обостренно относится к окружающей жизни, тонко откликается на нее в стихах. Господь наделил его и этим даром.
Иванов направляет стихи в популярный зарубежный журнал «Родимый край», выходящий в Париже, и другие издания.
Воспевает щемящую любовь к отчему краю и отдаленному Тихому Дону. Он писал:

...Я ль променяю степь родную,
Гордыню рыцарей-дедов,
На мир иной, на жизнь другую,
На роскошь людных городов?
Уж сколько лет прошло чужбины,
А мне все брезжит сквозь туман
Новочеркасск, проспект любимый
И на утесе Атаман.

Однако многое из литературного и живописного наследия Виктора Иванова нам еще не известно.

Его стихи издавались в разных странах, где главной темой его поэзии была любовь к Родине и отчему краю. Сколько превосходных стихов, сколько событий, незабываемых встреч и сколько неуемных странствий было в его жизни! Но любовь к Родине предстаёт в его поэзии, как неповторимый и драгоценный дар.

Осенью 1979 года в Мюнхене проходил торжественный вечер в честь дня Покрова Пресвятой Богородицы.
Многие газеты русского зарубежья извещали, что «… большой зал в Доме встреч был украшен русскими национальными флагами и батальными картинами из казачьего прошлого кисти А.И. Шелоумова и В.А. Иванова (казак ВВД)"

Ни в каких великосветских кругах, ни в какой стране не терялся этот обаятельный казачий художник, который привлекал внимание умным разговором и многогранным талантом .Он  записал пластинку популярных казацких и русских народных песен «От донского казака с любовью». Обладая веселым, общительным характером был душой русских компаний и собраний, с мастерством пел на них родные песни под перезвон гитары! Проводил вечера русской песни в Йоханнесбурге.

Виктору Архиповичу Иванову, творцу светлой мечты на сцене, в живописи и поэзии, не удалось осуществить сердечную задумку - поклониться на склоне лет могилам дедов да земле предков.
Ах, пробежать бы босиком по росе детства, разгоняя по зеленому выгону белокрылых гогочущих гусей... Гордостью его семьи "была береза, выращенная на собственном участке, что было большой редкостью для Южной Африки".

В 1990 году пронзительно синее африканское небо, оглашаемое рокотом негритянских барабанов и молитвами русских эмигрантов, приняло под свои вечные своды казачью душу Виктора Архиповича Иванова.
А прах этого крупного донского самородка, согласно его последней воле, был привезен в Россию и опущен в урне, на дно Дона-батюшки близ родной станицы, где он нашел свое упокоение, (по другим сведениям прах его был развеян над Доном).
Работы нашего земляка имеются в собраниях крупных музеев городов ЮАР Йоханнесбурга, Претории, Кейптаунского университета.

Скажите, почему на Дону и поныне с грустью выводят песню, которую певали наши прабабушки, сострадая свободолюбивым бурам Южной Африки, так похожих на  русских мужиков:

Трансвааль, Трансвааль, страна моя
Ты вся горишь в огне...

Может и потому, что беспокойные сердца россиянин, как и Виктора Иванова, никогда не были равнодушными в этом краю света:

Та песня с детских лет, друзья,
Была знакома мне:
- Трансвааль, Трансвааль – страна моя!
Ты вся горишь в огне...
И я не мог уже – о нет –
Забыть про ту страну,
Где младший сын в тринадцать лет
Просился на войну...
--------------------—
Портрет В. А. Иванова.
Фотография предоставлена Борисом Гореликом