История одного дня

Тамара Концевая
Как-то мне довелось пробыть на Индийском побережье Танзании, конкретно на Бьютифул Бич, неделю. Каждый день радовал новизной событий. Всякий выход к океану порождал во мне эмоциональный смерч. Там родилась небольшая зарисовка об одном из дней.
***
Типичные хижины африканцев прятались по берегу в живописных зарослях, которые отбрасывали причудливые тени на травяные крыши.
А там, наверху, среди кокосов народ сидит. Ну, думаю, сейчас орехи сбрасывать начнут, не по затылку бы! Но вниз ничто не летело, и решила выследить всех лазальщиков по вершинам, усевшись предусмотрительно на расстоянии. 

Наблюдала недолго. Быстро как обезьяна сбежал по выбоинам в стволе молодой человек. Только теперь заметила ступени по деревьям, они напоминали лесенки. Парень держал голубую канистру с пенной жидкостью напоминавшей мыльный раствор, а под кроной в траве уже стояло ведро с таким же наполнением. Он старательно до капельки перелил содержимое в него и снова вверх по соседней пальме.

Я сразу из любопытства к ведёрку. Крышку открыла и понюхала. Вкусно пахло свежей бражкой. За мной присматривали сверху. Сначала я прокричала приветствие туда, наверх, а потом стала вопросы задавать. Ответов не было, парень просто улыбался, сидя среди листвы.

Видела, как он ножом ловко сделал срез на цветке и надел на него пластиковую бутылку. Пчелиный рой вился вокруг. Затем обвязал бутыль широким листом, чтоб не свалилась и спустился со своей посудиной. Тут мы и поговорили на тарабарском, а потом и попробовали собранный сок. 

Оказалось, он сладкий и креплёный, собирают его воедино, а отстоявшись и отбродив три дня, напиток превращался в замечательную пальмовую водку. Мой новый друг собрал ёмкости с брагой, давая всякий раз опробовать. Каждое дерево имело свой вкус и аромат, как по весне соки наших берёзок различаются разнообразием оттенков.

Молодой человек с ловкостью циркача взбирался с одного ствола на другой, а я носила вслед ведёрко с шипучкой, слегка из него попивая. Роль сторожа мне нравилась.

Пена поднимала крышку, грозя излиться на землю, сок пузырился и шипел. Когда все точки были проверены, мой нежданно появившийся товарищ ещё и орехи сбросил, ловко разбил их о камень и угощал от души.

Живительную влагу надо было куда-то нести, и мы пошли к нему домой. Благо, что компаньон здесь же и жил. По пути зашли в шинок на четыре места и попили кока-колу, а возле его дома нас встретили две маленькие дочери. Они радовались приходу папы и просили у меня денег. Дала младшенькой, трёхлетней, а она тут же отнесла их в глинобитную хижину и спрятала.

В это время их отец производил манипуляции с напитком, доливая его в разную посуду, а я в мазанку вошла. Когда ещё меня пустят внутрь? Да чуть не упала в кромешной темноте. Вскоре глаза привыкли и обнаружила запущенную нищету внутри. Ни единого окна в жилище, на земляном полу кострище для углей, травяной плетень служил перегородкой для единственной отдельной комнаты, а вход в неё укрывали пальмовые листья. Малолетние девочки уверенно передвигались по тёмному помещению. А мне бы только выйти отсюда!

К тому моменту папаня с разливом покончил и предложил готовую водку под местным названием PONBE. Это был уже настоящий алкоголь. А как отказаться? Когда ещё угостят? Ну мы тут же её и пригубили. Но весь кайф обломала женщина, метавшая молнии из глаз. Она явилась почти внезапно. Говорила быстро и много, я понимала только слово «мзунгу». Оказалась, жена. 
Трёхлетняя дочка совала ей в руки 2000 шиллингов от меня, а я поспешила исчезнуть по бездорожью. Как-то не получается у меня с дамами! Но зато теперь знала полный процесс приготовления понбе от начала до употребления!