Мелочи

Анна Боднарук
                М Е Л О Ч И

                Счастье в мелочах, просто научитесь их замечать.

Когда проезжаю дорогой мимо леса, то в любое время года не враз различить могу из каких деревьев тут собралось зелёное сообщество. Хоть в зелёном лесу, хоть в зимнем безлистом, мелькающие за окном деревья не особо отличаются друг от друга. Другое дело ранней осенью, когда стареющая листва окрасится в свой неповторимый цвет. Сразу видны покрасневшие листья диких ранеток, зардевшиеся листья черёмухи, а калина, а рябина – это просто песня русского леса. На фоне белоствольных берёз их издали видно. Как говорится: - осень все секреты расскажет, и где какое дерево или куст растёт. Жаль, времени на такое подглядывание у сибирской осени мало. Тут уже нужно пожертвовать своим временем, чтоб насладиться красотой.
     Раньше люди собирали гербарий, а теперь фотографии с осенними пейзажами коллекционируют.  Полистаю такой «альбом» на компьютерной странице перед сном, улягутся во мне дневные страсти, и – спать. А сон – это особенная радость, дающая силы для завтрашнего дня.

                ***
    
                Лето помнится в мелочах

К сожалению, мы начинаем дорожить летом уже в августе. Не всегда в этом есть наша вина. Лето – это не только тепло и отдых. Чтобы выкроить время на отдых, надо сперва очень много работать. А садовые работы, словно специально каждый день подстерегают нас. А если ещё зарядят дожди, то ни работы, ни отдыха нет. А лето, знай себе катит, неделя за неделей. То прополка, то окучивание, то поливаем, то пасынкуем, то гусеницы на капусте собираем. Оглянуться не успеешь, вот вам и туманы нагрянули. Цветы в саду цветут, а ботва на картошке полегла и завяла. Так это в саду. В дикой природе те же законы, только на свой лад. И как умные люди говорят: «Некрасивых людей не бывает», «Каждое лицо на особицу», так и среди растений некрасивых не бывает. Вот, возле соседнего нового дома в нашем посёлке бодяк вырос. Два раза газон косили, а его не тронули. Такой роскошный кустище вырос, с розовыми цветочками. Сколько раз мимо шла, столько раз и оглянулась.
     О крапиве жгучей я уже и говорить боюсь. Такие красивые листочки, что велик соблазн руку протянуть… На обочинах осот, вроде этим летом особо и не проявлял себя и вот вам – здрасте! Распушил свои головки сединой. Начнутся осенние ветра и расселит осот своих деток по садам и огородам. Садоводы идут мимо и вздыхают: на будущее лето отдыха им не видать…
     И всё же, лето хоть и августовское, но лето же. Не цветами на яблонях радует, так яблоками, сливами ветки гнёт. Травы зелёные после покосные  с необычно большими плоскими зонтиками, тысячелистники цветут. Они не обидчивы. Их косами, бензокосилками косят, а они дождика просят и опять цветут. На календаре Медовый Спас, август солит огурчики про запас. Подсолнухи головы склонили, жёлтые сливы золото живое уронили. Кукуруза свои кашки к небу тянет, кисти рябины поскучневшее лето румянит. Радостная и чуть с грустинкою пора из дому манит, тёплые деньки, но, как знать, много ли их впереди…

                *

     Август на исходе.  За окнами берёза первые листы роняет под ноги всё ещё летним с громами дождям. А нам всё ещё обманывать себя хочется, мол, ещё тепло постоит, только кошку августовское тепло обмануть не может.
     - Мама, смотри, наша Маня на подоконнике сидит, носик на солнышке греет.
     Катюшка подошла, гладит свою беленькую, пушистенькую кошечку, а она и ухом не ведёт. Головку подняла, зажмурилась, солнечные лучи куда приятнее ладошек маленькой хозяйки. Мама посмотрела на бабушку. А бабушка только вздохнула.
     - Похолодает скоро. Раньше Маня всё в тенёк пряталась, а теперь сама солнышко ищет.

                ***

     У моей подруги сад в Калиновке был, а это нужно от автобусной остановки ещё топать и топать, а ещё через железнодорожные пути по гравию как-то надо было перейти. Местные садоводы знают где лучше перейти, а я шла наугад. Каждый год, хоть пару раз за лето мы  ходим друг к дружке в сад, так сказать – садоводческим опытом делимся.
     Вот, поднимаюсь я на насыпь, дроблёные камушки грозятся мне ремешки на босоножках порвать, а я упрямо вверх карабкаюсь. И, вот, прямо таки в шаге от рельсы – помидорина растёт. Наверное из семечка выросла, корни где-то там, под камешками, а на виду всего-то несколько листочков в трубочки свернувшихся, жарко ей, голодно, а меж тем жёлтая помидоринка, одна-единственная, вот-вот созреет.
     Остановилась я, смотрела-смотрела, жаль мне её стало. Достала из сумки бутылку с водой и полбутылки под корешок вылила. Про себя подумала: «Надо же, земля дрожит под тяжёлым грузом вагонов, никакого тебе ухода, а она дитя своё пестует. Что тут скажешь – Мама! Что из того, что зелёная? Всё равно – Мама!»

                ***
     Это утро пришло в мир не розовым, улыбающимся после сна младенцем, а серым, задумчивым, слегка постукивающим по металлическим стокам окон дождём. Первый апрельский дождь – долгожданный гость, робкий, несмелый. Каждой капелькой своей возвещающий всем и каждому, что весна переломила хрусткий хребет зимы и теперь в её власти какого цвета будут дворовые дорожки. Хоть ещё в тени истекают прощальной слезой сугробы, дождик добродушно поглаживает им потемневшие спины. Дескать, «мы с тобой одной крови», ты старше, а я чуть моложе, но мы братья, нам предстоит Земле-матушке очи умывать. А откроет она свои глазоньки зелёные, зацветут сады, проснётся гром небесный, то-то радости будет у всего живого: летающего, ползающего, вечно жующего, торопящегося произвести потомство…
     Кап да кап, то чаще, то реже, то с весёлым припевом запоёт дождик за окном. Как же радостно слышать его многозвучную песню. Это сама жизнь являет себя миру в нынешнем году, пока ещё робко делает свои первые шаги. Но какие же они радостные и жизнеутверждающие, многообещающие и как же хочется верить, что наше будущее будет счастливым…

                ***

     Полевые дороги, извилистые тропинки, хоженые перехоженные моими детскими ногами. Закаты и рассветы, изнывающие от зноя полдни, широкие поля, с ростом растений меняющие свой цвет. Это было так привычно и буднично, что я подумать не могла, что придёт время, и я буду скучать по этим полям так же, как по своим сельчанам и своим ушедшим родителям…
     Молодые тянулись в город, там большие магазины и люди ходят в приличной обуви, а не в кирзовых и резиновых сапогах. А что до красоты, так там клумбы и газоны вдоль асфальтированных дорог. А что бы им не расти, коровы с козами там по дорогам не ходят, готовое молоко в закупоренных бутылках в любом магазине продают, яички, творог. Пожалуйста, живи и радуйся. А мы, как полевые цветы на ухоженной клумбе, живём, растём, а что-то душу тяготит, чего-то не хватает.
     В цветочных магазинах цветы на все случаи жизни, а мне зелёные ржаные колоски снятся, где зёрнышки в косички сложены, а те косички в усатый пятигранник сомкнуты. Один к одному, словно на старинной картине воины с длинными копьями. Плечом к плечу на битву идут. Вот где мощь земли! Это вам не в городской пивной…

                ***

     Как же быстро осенний вечер накрывает землю. Работы в саду не меряно, а времени всё меньше и меньше. Вот и я, пытаясь переделать как можно больше, припозднилась. Пока прибралась, позакрывала теплицы, лопаты, грабли прибрала, уже за калитку вышла, и тут только заметила, что тяжёлый туман наши сады затягивает. Делать нечего, иду. На асфальтовую дорогу вышла – совсем темно стало. Уличное освещение не включили, наверное, подумали, что добрые хозяева уже в городских квартирах чай пьют…
     Иду, стараюсь с асфальтовой дороги на грунт не сходить. Ходок я не абы какой, однако, не вижу, а слышу, что впереди кто-то идёт. Не женщина, мужик идёт, да притом пьяный. Шаги по ритму не чёткие. Какой-никакой, а человек. А там. Кто ж его знает, что это за человек с замутнёнными хмелем мозгами. Решила тихо ступать, чтобы он не услышал, чтоб не догадался о том, что за ним кто-то следом идёт. Он остановится, и я стою. Поворчит-поворчит, кому-то даже (воображаемому) угрожает, озвучит свой гнев и дальше идёт.
     Сколько я шла и сколько прошла, этого сказать не могу. Вдруг, вижу, навстречу нам легковая машина едет. Так я расстроилась этим обстоятельством, что хоть плачь. Это ж эта машина не только его высветит, но и я тут, на дороге как на ладони. Делать нечего, иду, ворчу, не лучше того пьяного мужика. А машина подъехала к тому мужику, сбавила ход. Оказывается он серединой дороги шёл. Да и мотало его со стороны в сторону. Ничего, разминулись. Ко мне подъехала машина – вовсе остановилась. В салоне свет включился, вижу – сын, Юра, за рулём сидит. Он со своего сада ко мне домой заехал, а меня дома нет. Поехал искать. Я уже в те годы на ночь в саду не оставалась. Случись чего со здоровьем, где меня там «Скорая» будет искать?..
     Короче, страх радостью обернулся. А для меня – наука, работа-работой, а домой вовремя надо идти.

                ***

     Я не так часто выезжала за пределы нашего города. То у нас были дети малые, работа, сад, к тому же у меня не было таких друзей, чтобы тихо, без шумных застолий на траве, просто полюбоваться природой. А подыгрывать подвыпившей компании, это для меня всё равно, что сидеть в полумраке комнаты, когда за окном идёт нудный дождь. Но, там я хотя бы хозяйка своим мыслям, а под возгласы гогочущих зубоскалов, мысли, конечно же, появляются, но они меня не радуют.
     Однако были и просветы в моей биографии. Так получилось, что выделили машину, для того, чтобы люди могли поехать в поле на свои делянки и выкопать картошку, чуть ли ни в последнюю очередь. Уже были и первые заморозки и даже, в тот день поутру белела изморозь. Деваться некуда, надо было ехать. Детям оставили еду, Наказали, чтоб не баловались, когда дома останутся одни и вышли за дверь с мужем, рассчитывая на то, что часам к двум пополудни, вернёмся домой.
     Как мы второпях копали ту картошку, ссыпали в мешки … эти моменты я, конечно не забыла, только вспоминать о них у меня не было особой охоты. Достойно воспоминаний то время, когда закончив работу, я сидела одна на мешках с картошкой и, коротая время, рассматривала высокие тонкие берёзы, отделяющие пахотное поле от болотистой низины. На берёзах покачивались редкие листочки на руках ещё тёплого ветра Бабьего лета. Меня удивляло, что в городе берёзы ещё не сбросили листву, а тут даль просматривалась сквозь белую вязь берёзовых стволов и веток. Чем ближе к болотистому месту, тем у берёзок какой-то измученный вид, обиженные деревца  холодными туманами. Мне было жаль их, я старалась смотреть поверх них на изумрудную голубизну неба, которая светлела ближе к горизонту. Трава на болотистой равнине кое-где была бледно жёлтой, а ближе к берёзкам – жёлто-оранжевая. Смотришь, и глазу зацепиться не за что. От этого скучного пейзажа приходили печальные мысли: не зря люди стремились осушить болота, ведь сколько земли зря пустует… Были оправданы эти людские чаяния или совсем наоборот, это уже другой вопрос, но глядя на этот неприглядный пейзаж, время тянулось бесконечно долго. Из головы не выходило: как там дети?.. Чтоб вконец не расстроиться, я пересела на другой мешок и стала смотреть в поле, на брошенную, теперь уже ненужную картофельную ботву, не дождавшуюся благодарности от людей, ведь именно это её заслуга, что по полю теперь стоят полные под завязку, мешки с картошкой.
     «Наверное, потому мы так и живём плохо, что не научились благодарить Природу – кормилицу нашу…» Э-эх, скорей бы машина приехала…

                ***

     То, что люди усыновляют, в силу разных причин и обстоятельств, чужих по крови детей, это спокон веку так было и так будет.
     Наседки индюшат высиживают и водят их  потом ещё несколько лет, индюки вдвое больше ростом самой мамы, а она их всё воспитывает. Редко бывает, но всё же мне довелось видеть такое семейство.
     Собака выкармливает котят и даже тигрят.
     Кошка выкормила упавшего из дупла бельчонка…
     Тут про совесть я промолчу. Просто живое помогает живому, осознано или нет – это уже другой вопрос. Меня в последнее время удивляют деревья. Опять же, в дуплах деревьев селятся птицы, всякие мелкие зверьки. В норах между корней тоже находят себе крышу над головой звери и даже гады ползучие. Меня умиляет, когда вижу в дупле старой берёзы растущий тополёк и даже сосенка. Сегодня настоящий белый гриб удивил меня, выросший в дупле сосны, метра четыре над землёй. Видимо и туда грибница дотянулась. А может как раз наоборот… Но, зато как же это красиво! Дупло очертанием походит на большую свисающую каплю, а внутри – белеет гриб. Чудеса природы, да и только!

                ***

     Сколько раз говорила своей соседке по саду, Раисе Семёновне: «Не балуй птиц летом! Пусть едят вредителей в огороде, а не тобой принесённую крупу…» Всё бестолку. Ей нравится птичий базар у крыльца... А нет соседки в саду, птицы принимаются у соседей ягоды клевать. И тут уже приходится нам воевать с, вконец обнаглевшими птицами. Но и между собой птицы тоже воюют.
     Я много раз наблюдала за Раиной кормушкой. Воробьи, как цыгане, всё роднёй налетают. Синички только украдкой, подлетят, выхватят зёрнышко и улетают. Но, с некоторых пор, где-то в кустах, поселилась горихвостка. Она по размеру, ну может быть чуть крупнее воробья, но по характеру, по наглости – на порядок выше. Нет, она не клюётся с соперниками, она их просто выдавливает и становится хозяйкой кормушки. Выследить её действие, ой какого терпения надо. Я, надев на голову накомарник и из плотной ткани халат, (уж очень меня комары любят), собирала в кустах войлочной вишни ягоды, что у самого забора соседки. Кусты высокие, меня совсем не видно. А мне с крылатыми соседями не скучно. Так, вот, пара горихвосток придумали себе тактику боя. Подлетают к перевёрнутой бочке, где, как на блюде рассыпана разная крупа с семечками, и выставляют вперёд лапки. Уж синички до того шустрые, даже не садятся, а на лету выхватят семечку и уже на яблоне её потрошат. И то пенделя получают. Но и воробьи тоже не промах. Они берут количеством. Кому-то не повезёт, а остальные успеют поклевать. Сорока крутится вокруг да около, трещит так, что даже я комком земли в неё запустила. А к кормушке подлететь боится. Даже обидно стало. Выходит, перелётные птицы наших бьют… Но у них тоже дети малые, они есть просят…

                ***