Святой Герман Полев. Первоиерарх-Рюрикович

Кирилл Козубский
Этого иерарха, канонизированного ещё первородной Русской Православной Церковью, нечасто вспоминают в современной России. Его славное имя оказалось как бы в тени других деятелей XVI века. Хоть и нельзя сказать, что его историческое значение принадлежит лишь отдалённому прошлому...

Григорий Фёдорович Полев родился в 1505 году, в волжском городе Старица. Он был Рюрикович, потомок Смоленских князей. «Светла рода человек», по словам князя-эмигранта А. М. Курбского. К сожалению, ещё Ф. Д. Полев, прапрадед Григория, утратил княжеский титул. Однако, некоторые биографы, из уважения к славному роду ПОлевых, величают святителя - "князем".

В возрасте 25 лет Г. Ф. Полев принял пострижение в Иосифо-Волоколамском монастыре, одновременно со своим отцом Фёдором Полевым. Причины, подтолкнувшие дворян Полевых к такому решению, остаются "за кадром". В монашестве Фёдор получил имя Филофей, а Григорий стал Германом. Монастырским игуменом был в то время Нифонт Кормилицын. В качестве послушания Герман Полев занимался переписыванием церковных книг. Что может свидетельствовать о его сравнительной образованности: кому попало такое дело не поручат!

В 1543 году игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря был избран Гурий Руготин. После завоевания в 1552 году Казани и учреждения там новой архиерейской кафедры, Гурий был по жребию избран архиепископом Казанским. 3 февраля 1555 года в Москве Гурий собором русских архиереев был рукоположен в сан архиепископа Казанского. С собой в бывшую ханскую столицу Гурий Руготин взял Германа Полева.

3 февраля 1555 г. Герман стал архимандритом новоучреждённого Успенского монастыря в Свияжске - русской крепости, воздвигнутой в период Казанской кампании. Здесь бывший переписчик занялся новой для себя миссионерской деятельностью, которая, однако же, имела успех: тысячи татар и чувашей приняли Святое крещение в Свияжском Успенском монастыре. Кроме того, по отзывам современников, архимандрит был «усердным попечителем о бедных».

В 1561 г. неизвестными убийцами был зарезан инок Филофей Полев, отец Германа. И в том же году тяжело заболел архиепископ Гурий. 5 декабря 1563 г. святитель Гурий Казанский скончался. 12 марта 1564 года Герман Полев собором русских епископов был избран архиепископом Казанским и Свияжским, став преемником святителя Гурия. Но недолго занимал он эту кафедру...

В начале февраля 1565 года произошло одно из самых чёрных событий в истории Российской монархии. Царь Иван Грозный, только что вернувшийся в Москву из Александровой слободы, объявил о разделе страны, об учреждении ОПРИЧНИНЫ, о намерении начать кампанию массовых казней заподозренных в измене. «Без докуки и печалований!» - подчёркивал царь. И вскоре потоки невинной крови полились по стране.

Тиранию Ивана Грозного резко осудил митрополит Афанасий, тогдашний первоиерарх Русской Православной Церкви. С высоты своего духовного авторитета, он самоотверженно защищал жертв царского гнева и требовал от Ивана отменить пагубный раздел страны на Земщину и Опричнину. Осознав безуспешность своих увещеваний, Афанасий 19 мая 1566 г. покинул митрополичий престол... В современной России, с подачи "президента" Путина, входит в моду идеализация Ивана Грозного, идеализация Опричнины. Путинскую линию полностью поддерживает патриарх РПЦ МП Кирилл Гундяев. НО тогдашний первоиерарх думал иначе!

Случилось так, что аккурат на момент отставки Афанасия, Герман Казанский находился в Москве. И Иван Грозный предложил ему занять освободившуюся митрополичью кафедру. Герман долго и упорно отказывался, но потом всё-таки дал своё согласие. Отнюдь не из страха, как выяснилось в дальнейшем. Его немедленно, не дожидаясь интронизации, поселили в митрополичьих покоях. В ходе бесед с царём, Герман обличал его жестокость и самоубийственную политическую реформу.

Вряд ли иерарх всерьёз рассчитывал как-то повлиять на Грозного. Просто он бесстрашно исполнял свой христианский долг. И уже через два дня Иван сказал Герману:

- Ты ещё не возведён на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу!

Святитель был изгнан с митрополичьего двора и за ним был установлен надзор. Но формально Герман всё ещё оставался архиепископом Казанским и Свияжским. Этот факт, будучи выхвачен из контекста, мог бы выглядеть доказательством сравнительной гуманности Ивана Грозного. Однако...

Летом 1566 года в Москве одновременно заседали два собора - Земский и Церковный. Герман Казанский был участником и того, и другого. 300 дворян подали на Земском соборе челобитную об отмене Опричнины. Иван Грозный не заставил себя ждать: 50 челобитников были высечены кнутом, некоторым отрезали языки. А троих обезглавили!

Пост митрополита Иван предложил соловецкому игумену Филиппу Колычеву. Подобно Герману, он сначала отказывался, а потом согласился. 24 июля 1566 г. Церковный собор избрал его первоиерархом, вскоре состоялась интронизация Филиппа, в которой участвовал и Герман Казанский. Но когда царь потребовал от Церковного собора благословить раздел страны, Филипп выступил с обличительной речью. Другие иерархи отмолчались - и только Герман Полев открыто поддержал Филиппа Колычева. Никто не захотел оправдывать тиранию - но только у двоих хватило смелости осудить её!

Вероятно, Иван Грозный предвидел такую расстановку сил. И теперь решил ликвидацией одного из своих противников - повлиять на другого. Филипп Колычев пока что ещё был нужен царю. В качестве вывески. А Герман Полев не вернулся на Казанскую кафедру. Он был УБИТ в Москве. Один Рюрикович устранил другого - так не раз бывало в истории.

Но не всегда биография заканчивается смертью героя. Так случилось и на этот раз. Грозный поставил перед собой чёткую цель: убийством Германа запугать Филиппа. Сделать его удобным и послушным. Этой своей цели царь НЕ достиг. Дело князя Полева энергично продолжил боярин Колычев!

Напомню итог этой неравной борьбы:

«Филипп в Тверском монастыре, Отрочь именуемом, Малютою Скуратовым задушен, и святые его мощи в Успенском соборе у южных врат открыто НЕТЛЕННО почивают» - писал анонимный ярославский библиограф начала XVIII века.

А каким способом был убит Герман Полев?

«Овии глаголют удушенного тайне за повелением его [Грозного], овии же ядом смертоносным уморенна.» — писал другой ярославец. Это был князь Андрей Курбский. Имя его для многих — как для быка красная тряпка! Лукавые умы именуют Курбского "предателем", "клеветником", "русофобом", "изменником православию". Скрупулёзно отыскивают фактические ошибки в его письмах, в «Истории о великом князе Московском». Изредка находят...

Вот и в данном случае: ошибся Курбский! В 1888 году было проведено переоблачение НЕТЛЕННЫХ мощей Германа Казанского. С целью возложить на его главу новую митру. И вот что обнаружила церковная комиссия:

«Голова его отрублена, и притом способом, не обычным при обыкновенной казни, а двумя ударами — одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее.»

Что может сказать на это истеричка Жанна Бичевская и подобные ей сторонники канонизации «благочестивого царя Ивана Васильевича»?!! Что могут сказать никонианско-сергианские козлы в рясах?!!

В конце 2019 года я опубликовал в Фейсбуке статью «1001-ое доказательство безблагодатности Московской патриархии». Вот её текст:

26 декабря 2019 г. в Чебоксарах был установлен уже третий в России (после Орла и Александрова) скульптурный памятник Ивану Грозному. Статую безбожного царя благословил митрополит РПЦ МП Варнава.

Напомню, что на руках Ивана IV — кровь как минимум ТРЁХ СВЯТЫХ!!! Включая двух митрополитов — князя Германа Полева и его преемника Филиппа Колычева. Третий — игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий.

Ещё в 1990-ые годы бесноватый Иоанн Снычёв, истеричка Жанна Бичевская и будущий путинский блюдолиз Илья Глазунов организовали движение за канонизацию «благочестивого царя Ивана Васильевича». Канонизацию убийцы и МАНЬЯКА (этим словом нарёк его ещё Андрей Курбский). Но сергианская (то есть сталинофильская) Московская патриархия выступает за прославление Грозного вплоть до его канонизации! (поговаривают и о канонизации Сталина) А ведь для этого ей придётся перешагнуть через трёх святых! И похоже, что Гундяев уже готов к этому. Похоже, что лукавая патриархия уже прорабатывает процесс деканонизации святых мучеников Германа, Филиппа и Корнилия!!!

Безблагодатная Московская патриархия!