Картофельно - студенческие приключения

Наталья Скорнякова
http://proza.ru/2023/01/05/1456

Далекие семидесятые годы. Я студентка первого курса Ленинградского  института инженеров железнодорожного транспорта, сокращенно ЛИИЖТа, факультета «Мосты и тоннели». Девочек на этот факультет брали неохотно, мальчики преобладали.

Сразу после поступления нам объявили, что мы едем убирать картошку. У кого нет подходящей одежды, обратится к заведующему склада. Там мне выдали солдатские штаны, фуфайку, сапоги. Вид у меня был еще тот, успокаивало, что я не одна такая.
 
Девчонки в общежитии посоветовали обстричь мои длинные косы, чтоб легче было там за волосами ухаживать. Обкорнали меня, что надо. Пока была на картошке не снимала косынок, даже на танцы ходила в красной косынке с белым горохом.

В актовом зале институтское руководство торжественно напутствовало нас - студентов на трудовые свершения, не забыв припугнуть отчислением из Вуза за употребление алкоголя и уклонение от работы.

Отвертеться от «картошки» было почти невозможно, а будучи студенткой 1-го курса института просто нереально. 

Автобус плавно раскачивался по ровному шоссе, уходящему куда-то в соседнюю область.

-Как же все-таки здорово быть свободной и молодой, и какое счастье быть беззаботной и ехать, куда глаза глядят, пусть даже на картошку – думала я, уткнувшись лбом в стекло окна.
 
В руках двух ребят были гитары, а как же без них.

- Извините – сказал один из гитаристов и запел, ловко перебирая струны: Вижу тень наискосок, синий берег с полоской ила.

Последние слова припева уже пел весь автобус: Я готов целовать песок, по которому ты ходила.

Так с песнями, шутками и прибаутками мы прибыли на место.
 
Первым делом нас покормили в колхозной столовой и сказали, что готовить мы будем сами.

Продуваемый всеми ветрами барак с двухъярусными нарами, вечно влажная фуфайка, холодные резиновые сапоги я запомнила надолго.

Для меня - южанки все было непривычным. Там в школьные годы мы убирали виноград, а здесь дожди, клопы и...грязная, мокрая картошка.

Постепенно быт налаживался -  удобства во дворе, умываться ледяной водой из умывальника на улице и т.д. и т.п. Баня  колхозная два раза в неделю - это было просто блаженство!

Утром рано побудка, завтрак и - на поле!

Обед - самое блаженное время! На свежем воздухе да после интенсивных упражнений с полными  ведрами и корзинами аппетит просто зверский!

После обеда работоспособность падала катастрофически: все чаще хотелось упасть - все равно на что, лишь бы не рухнуло под тобой, и полежать, глядя на небо... Пока не видит старший.

Потом ужин, умылись-переоделись, и - откуда только силы берутся! - мы готовы и петь, и танцевать, мы бодры и готовы до утра веселиться!

Семен, так звали одного из гитаристов, часто напевал мне шуточные куплеты: Я свою Наталию узнаю по талии. Где потоньше талия, это моя Наталия.

Дискотека в деревне – это танцы под магнитофон, хорошо, хоть десяток слабеньких колонок развешаны по всему залу.

Местный диск-жокей запускал музыку, и потихоньку танцы начались. Я с детства любила танцы и никогда не простаивала в углу. Не обошлось и без стычек с местными.
 
Погода стояла отвратительная: постоянно пасмурно, холодно и изредка моросил дождь. Работать в поле в такую погоду ещё то удовольствие.

- Наташа, ты готовить умеешь? Давай на кухне помощницей поваров будешь? – улыбаясь, предложил мне Семен.
 
- Так одно – готовить на троих–четверых, и совсем другое – на девяносто рыл.

- Ты будешь не одна, вас четверо будет на кухне.

Мне предстояло выбрать, ковыряться в грязи в поле. А на кухне тепло и сытно.
 
В первый рабочий кухонный день встала с поваром в четыре утра и, еле передвигая ноги, мы выдвинулись на кухню. Дежурить решили по двое суток: кто выходит утром, тот раньше уходит вечером. Соответственно, кто приходит позже, задерживается вечером и делает заготовку на утро.

Растопив печи, поставили вариться пшённую кашу. Вот только сколько пшёнки надо сыпать в два огромных котла? В общем, начали постигать поварскую науку методом проб и ошибок. Вот только ошибки могли дорого обойтись – девяносто студентов не должны ходить голодными.

Но у нас все получалось. Каша, конечно, была не идеальной, но вполне съедобной.

Главной проблемой на кухне было мытьё посуды. Это ж девяносто тарелок, ложек и два–три больших котла… Продукты привозили к десяти: много мяса, две фляги молока, крупы, хлеб, картошка, овощи. В общем, главное – правильно распорядиться продуктами, и тогда все будут сытыми.

В банные дни были сокращенные работы. Вечером всем нравилось у костра смотреть на огонь и петь бардовские песни.

Был среди нас старший по возрасту и уже отслуживший армию, Володя. Его большинством голосов выбрали старостой  моей группы, меня комсоргом. Мой знак зодиака — Овен и здесь выделил меня.

К концу «картошки» завязывалась дружба, возникала любовь... Интересно, сколько браков заключено благодаря "картошке"?..