Внешний вид

Виктор Тарасенко
     Недавно в нашей церкви прошло достаточно эмоциональное обсуждение того как следует одеваться мужчинам и женщинам, приходящим в церковь (храм, костел).
    Дело в том, что в каждой церкви определённой деноминации (я буду рассуждать в контексте христианских церквей) сложились определённые традиции, в том числе и по отношению ношения одежды.  Которые, к слову сказать, у иных (православных) не сильно подверглись изменениям за прошедшие века и тысячелетия, а в других (в основном протестантских), наоборот, претерпели, и претерпевают значительные перемены. Особенно это касается западных церквей. Хорошо это или нет? Вот в чём вопрос!
     Давайте спокойно постараемся ответить на этот не такой уж и простой вопрос. Мы как верующие и читающие Библию, чтобы правильно ответить и на этот вопрос, должны сверять свои умозаключения с написанным в ней. И это первая трудность с которой сталкиваются те, кто отстаивает свои собственные представления об одежде в которой следует приходить и предстоять перед Богом. Многие, увы, не утруждают себя глубоким изучением этого вопроса во свете Библии, и часто увлечены отстаиванием своих собственных убеждений, основанных часто на традиции, воспринятыми ими от своих родителей, или предыдущих поколений христиан той деноминации, в церковь которой они идут для поклонению Богу.
      Другими словами, они, порой яростно, отстаивают своё собственное мнение, не подкреплённое Словом Божиим, а только устоявшейся традицией.
     Что я имею в виду? Ну, например, может ли женщина прийти в храм (Церковь, Костел, Дом Молитвы) в брюках? Именно этот вопрос в нашем конкретном случае вызвал наиболее эмоциональное обсуждение….
     Попробуйте сейчас для себя самого ответить, на него. Как вам это удалось? Да, или нет? И если да, то почему, и если нет, то тоже… На что вы в качестве аргумента, кроме сложившийся, и часто устоявшийся традиции именно в вашей церкви, можете указать, и что можете привести в качестве библейского аргумента?
     Поймите меня правильно, я совсем не против хороших и благочестивых традиций, в том числе и в вопросе ношения определённой одежды в церкви. Но когда некоторые проповедники (по крайней мере в наших церквях) придают этому вопросу главенствующую роль, определяя святость ношением определённой формы одежды, меня это пугает…
    В моем жизненном опыте служителя вспоминаются некоторые моменты, когда одетые должным образом (в рамках самых благочестивых традиций) люди (члены церкви) могли длительное время жить в глубочайшем грехе. Конечно Бог определённым образом обличал таковых, открывая их грех, и рано или поздно, они наказывались церковью (отлучением от церкви). Но что я хочу сказать столь неблаговидными примерами? То, что надеть благочестивую одежду не самое главное, а, наверное, самое простое… 
     Как, на много труднее, обуздать свои желания (особенно если человек долгое время одинок)? Как смирить свою плоть, определённые инстинкты?
     Боюсь, что только следование, даже порой излишне особенно строгим и благочестивым традициям в ношении одежды не в силах помочь… Но мы несколько отвлеклись от темы нашего рассуждения.
     Итак, противники того что женщина может прийти в церковь в брюках приводят как правило, во-первых, традицию русской православной церкви (где всем женщинам, приходящим в храм предлагают одеть юбку и головной убор – платок.  Таким образом, противники нахождения женщины в брюках говорят, что это древняя устоявшаяся традиция, которую нам не следует менять.
    Во-вторых, приводят место из Священного Писания: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий сие.» - Втр.22:5
    Это несомненно особенное место Писания, которое запрещает носить мужчинам женскую одежду, а женщинам мужскую. Здесь нет необходимости спорить, и долгое время (со средних веков) брюки были частью мужского гардероба и те, кто против женщин, приходящих в храм в брюках, именно стоят на этой точки зрения. Но давайте копнём поглубже?!
    Во-первых, в приведённом выше отрывке Священного Писания нет слова – брюки, а есть слова женская и мужская одежда. Если внимательно изучать покрой одежды того времени, то боюсь, что больших различий вы не увидите в покрое одежды той поры для мужчин и женщин. Все носили хитоны, практически платья, и долгое время, вплоть до средних веков мужчины носили туники и другие одеяния, но не брюки.
    Может быть брюк совсем не было, спросите вы? Думаю, что вы не сможете найти упоминания этого слова в Библии, но всё же… Когда мы в первый раз встречаем в Библии эту форму одежды? В книге Исход в 26 главе Бог даёт повеления Моисею об особых священнических одеждах, в которых его брат Аарон и его сыновья, посвященные в священники Богу, могли являться в скинии собрания пред лицо Бога.
    Я не буду подробно останавливаться на всех их, но вот одну характерную деталь подчеркну. В 42-43 стихах мы читаем: «И сделай им нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней. И да будут они на Аароне и на сынах его, когда будут они входить в скинию собрания или приступать к жертвеннику для служения во святилище, чтобы им не навести на себя греха и не умереть. Это устав вечный дан для него и для потомков его во веки» - Исх.28:42-43
     Таким образом, для священника, кроме ризы, ефода, наперсника, головного кидара, пояса и хитона, требовался ещё один вид нижнего платья для сокрытия наготы тела от голеней до чресел. И как я понимаю, это именно брюки, названные нижним платьем в этом конкретном случае. Здесь, думаю, нам смущаться от такого названия не стоит, так как достаточно долгое время одежда, в том числе и мужская называлась платьем. Да практически она такой и была. Посмотрите, даже в наши дни, как одеваются арабы Ближнего Востока? Насколько их мужская одежда отличается от женской? Но всё же различия есть.
    Во-первых, мужская одежда древности была выполняема из более грубых тканей.
    Во-вторых, она была не колоритной (обычно белого или серого тонов) Вспомните зависть братьев Иосифа (которая их ввела в грех продажи в рабство собственного брата) когда они увидели своего меньшего брата в разноцветной одежде.
    В-третьих, она была более простого кроя, чем женская.
    В-четвёртых, на мужской одежде, как правило, не было украшений.
    В-пятых, в мужском гардеробе, обязательно присутствовал пояс, либо под верхней одеждой, либо поверх её.

     Значит, изначально брюки, как мы понимаем их сейчас, были предметом только одеждой священников, и носить их не позволительно было ни мужчинам, ни женщинам, и даже не священникам, не задействованным в служении в скинии собрания. Другими словами, это была одежда специальная, предназначенная для сокрытия наготы священника, когда он служил перед жертвенником, потому что никакой хитон, будь даже под ним набедренная повязка не скрывал полностью наготы его. А вот брюки скрывали…
     Такое вот было повеление…
     Но с тех стародавних пор прошли тысячелетия. Нет уже и скинии откровения, нет и храма Соломона, нет уже и жертвоприношений, которые совершали особые посвященные люди – священники. Что же осталось?
     Сегодня, мы знаем это из Писания, совершеннейшей жертвой за грех всего мира стал и является Иисус Христос, Который со Своей кровью вошел
в небесную скинию: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть, не такого устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление» - Евр. 9:11-12
       Что это значит для меня? То, что, на мой взгляд сегодня важно то о чём мы размышляем приходя в Церковь (Костел, Храм, Дом Молитв). Размышляем ли мы о Христе, или напротив того, все наши размышления об одежде, длине юбок, формах покрытия головы женщины?
     Писание даёт нам добрый совет, когда мы идём в дом Божий: «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают» - Екл.4:17
     Значит, если я, когда иду в церковь (в храм), сосредоточен на том, что хочет сказать мне Бог, то я на верном пути. А когда я обращаю своё внимание на то, кто, и во что одет, то я уже согрешаю. А если меня соблазняет одежда противоположного пола, ну, например, особо обтянутые женские прелести, или наоборот, выставленные напоказ, то это, по сути своей моя проблема в большей мере, чем той, что так позволила себе прийти в присутствие Бога.
    Вспомните слова Иисуса Христа, сказанные Им в нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй», а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своём. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было брошено в гиену.» - Матф.5:27-29.
    Критерии согрешения у Христа намного жёстче, чем об этом мы читаем в Ветхом Завете, поэтому нам следует более сосредотачивать свое внимание на наше внутреннее духовное состояние, а не на форму одежды.
    Бог смотрит не так как человек, Он знает всё и наше внешнее и внутреннее. Он видит нашу веру или неверие, нашу искренность или лживость, нашу надежду или безысходность и, наконец, нашу любовь или ненависть!
    Так что же скажет кто-нибудь, вы за вседозволенность в одежде? Нет, отвечу я! Но вопрос одежды на мой взгляд не является основным с тех самых пор, когда жертва Христа была принесена за все грехи, в том числе и за ненадлежащие одеяние некоторых или многих. Он воскрес для нашего оправдания, и я буду благочестиво одеваться настолько, насколько прочувствую силу Его очищающей крови мою душу!
    Да благословит и вас Господь прийти к Нему в любой одежде, и осознать свою полную греховность даже тогда, когда вы вполне благочестиво одеты! «Только бы нам и одетыми не оказаться нагими» - 2-Кор.5:3.
    Да благословит вас Господь!


ТВГ, октябрь 2022 г.