Четверо в лодках, не считая собаки... VI

Игорь Шулепов
ЧЕТВЕРО В ЛОДКАХ, НЕ СЧИТАЯ СОБАКИ... (литературный отчёт о сплаве по Приморской реке Арму)


Просыпаюсь от того, что по палатке барабанит дождь. Выходить из палатки совершенно не хочется, а посему лежу с открытыми глазами, закутавшись в спальник.
Глеб, очевидно, тоже не спит, поскольку поворачивается ко мне и желает «доброго утра».
В свою очередь, я здороваюсь с ним, и мы молчим, прислушиваясь к мерному стуку дождя о тент палатки.
Торопиться нам некуда —  сплав подошёл к концу и до места назначения —  «Орачёнского Бога», остаётся по реке меньше километра. Грузовик должен приехать за нами к 13 часам. Смотрю время на GPS-ке — 9 утра, времени у нас ещё остаётся «вагон и маленькая тележка»!
Прикрываю глаза, но сон не приходит.
Вспоминаю босоногое детство, пионерский лагерь...
В такие дождливые дни мы с ребятами в лагере травили друг-другу байки или тайком от вожатых резались в карты...
Вероятно Глеб ощущает то же самое, что и я.  Начинаем болтать о том, о сём, рассматриваем его новенький спальник, пытаемся перевести надпись на лэйбле.
С интересом слушаю историю Глеба о приключениях на Сахалине, и совершенно забываю про дождь...

Меж тем, в лагере наблюдается оживление — проснулись Виталич со Славычем.
Глеб заканчивает своё повествование. Засим, выползаю из палатки, и ковыляю под тент, где удобно расположились Славыч и Виталич.
Пъём традиционный утренний кофе «От Виталича» с пряниками.
Спустя пару минут появляется Глеб, который приносит чугунок с тушёной картошкой. Решаем основательно подкрепится перед отходом. Разогреваем картошечку на газовой печке, раскладываем по тарелкам салатики. Тем временем, Виталич готовит завтрак для Дрейка, которому тоже не мешает подкрепиться.

Мы все расслаблены и умиротворены. Наше священное спокойствие нарушает Глеб, который задаёт, совершенно неуместный в данной ситуации, вопрос:

— А где моя лодка?

Поворачиваем головы в сторону лодок и действительно — лодка Глеба отсутствует...

Сразу же вспоминаю о том, как на прошлогоднем сплаве товарищи меня разыграли, спрятав лодку в кустах у лагеря... Смотрю на Славыча, который подозрительно спокоен и думаю, что скорее всего, это его рук дело!
Осматриваем лодки — всё на своих местах!  На всякий случай всматриваюсь в близлежащие кусты, но лодки Глеба там не наблюдаю.  Затем обращаю внимание на то, что наши удочки стоят у самой воды!  А ведь вчера до воды было, по крайней мере, не меньше двух метров... При таких обстоятельствах лодка вполне могла уйти в самостоятельное плавание! Вот тебе, Глебушка, и «юрьев день»!

Глеб в шоке! Ещё бы, в последний день сплава потерять лодку!
Он просит Славыча переправить его на противоположный берег.  Андрюха отговаривает его  от этого безнадёжного мероприятия и мы решаем, что Глеб пойдёт со мной в лодке.

Сворачиваем лагерь и грузим вещи, распределяя их по трём оставшимся лодкам. Глеб, весьма профессионально, укладывает вещи в мою лодку, и мы прикидываем с ним посадку в моём резинопароходе. Разбираем вёсла — Глеб садится на нос, а я — на корму.
Глядя на это дело, невольно вспоминаю времена, когда я занимался греблей на каноэ.
Чем не каноэ двойка!? :)
Отчаливаем от берега. Впереди идёт Славыч, за ним — мы с Глебом, а замыкает процессию Виталич с Дрейком. У нас получается разношёрстная флотилия — у Славыча традиционные вёсла с уключинами, у нас с Глебом — каноэ-двойка, а Виталич гребёт своим байдарочным веслом. Дождь льёт, как из ведра, заливая всё содержимое наших лодок. Быстро проходим участок реки до места назначения и швартуемся к берегу.  Виталич с Глебом поднимаются к дороге, а Славыч ведёт меня к священному месту...

Подходим со Славычем к небольшой скале-камню на берегу реки. Это и есть легендарный Орачёнский Бог!  Останавливаемся у святилища и прикасаемся к скале ладонями. Пару минут стоим в полнейшей тишине и возвращаемся обратно.
У дороги стоит вполне приличная беседка. Прячемся от дождя под её сводами.
Смотрю время на CPS-ке — без пятнадцати час. Чтобы как-то скоротать время, Виталич достаёт из кармана игральные карты. Играем в «подкидного дурака»!
Расписываем несколько партеек, в результате — в дураках остаются все, кроме Виталича...

За игрой время летит довольно быстро, проходит ровно час, а «Германа всё нет!». Шутки-шутками, а грузовик так и не появляется... В глубине души мы конечно все надеялись на то, что он придёт, но, памятуя о нашей заброске, понимаем, что могло произойти всё что угодно...  «Hino» мог не зайти на паром, или застрять по дороге, тем более, что дорога, после прошедших дождей, превратилась в грязную кашу...
Принимаем решение сплавляться дальше - до базы «Усть-Арму». Спускаемся к лодкам.
В этот момент мимо нас проходит моторная лодка с двумя рыбаками на борту. Славыч всеми доступными способами, привлекает их внимание, они разворачиваются и подходят к берегу. Судя по внешнему виду, люди вполне приличные. Здороваемся и спрашиваем сперва про лодку, а затем про грузовик. Нашу лодку они видели совсем недавно — она ушла вниз по течению, а вот грузовик, увы, не проходил... Оставляют свои контакты, на тот случай, если, вдруг, найдут нашу лодку, и уходят вверх по течению.

Мы тоже отправляемся в путь, но вниз по течению. Первыми идём мы с Глебом, приноровившись к гребле в двойке. Замеряю скорость по GPS-ке, выходит в среднем около 9 км/час. Довольно неплохо для загруженной лодки! Спустя пару часов подходим к базе «Усть-Арму». На территории базы стоит одинокий джип и не видать ни души! Ждём наших товарищей и, кода вся команда в сборе, начинаем поиск живых душ. Души находятся — два пожилых смотрителя базы. Предлагаем им разделить нашу скромную трапезу и располагаемся в беседке. Мы с Глебом приносим из лодки консервы и хлеб, а Виталич варит горячий кофе. У меня зверски ноет ушибленное колено, а в сапогах хлюпает вода. Выпиваем сто грамм наркомовских с хозяевами для сугреву, перекусываем бутербродами под горячий капучино «от Виталича». И пока мы общаемся со смотрителями базы, Дрейк заводит знакомство с местной собакой. Покончив с трапезой, прощаемся с мужиками, рассаживаемся по лодкам и отправляемся в дальнейший путь.
Мы изрядно измучены, но стараемся держать себя в тонусе, тем более, что Виталичу и Глебу нужно быть завтра во Владивостоке!

Выходим на слияние двух великих рек — Арму и Имана (Большой Уссурки).
Я сижу на корме, согнув ноги в коленях, в таком положении чувствую себя вполне сносно.
Проходим ещё пяток километров, уже не обращая никакого внимания на физическую усталость. Привыкнув к размеренному темпу гребли, мы попутно ведём с Глебом неспешную беседу. Вижу, что мой напарник уже смирился с потерей лодки, и слегка повеселел.

Но, что это за яркое пятно на плёсе? Подходим ближе и видим лодку, одиноко стоящую у берега и поджидающую своего хозяина! Глеб ликует! Мы снижаем ход и просим Виталича подобрать лодку.  Виталич кивает и гребёт к берегу. Искренне радуюсь за Глеба, вот уж повезло, так повезло!

Делаем ещё одну короткую остановку на Потаповом ключе, но и здесь не обнаруживаем наш грузовик. Нам ничего не остаётся, как ходом идти аж до Дальнего Кута.

Несмотря на непрекращающийся дождь и усталость, настроение у нас поднимается, и, как будто открывается второе дыхание. Мы налегаем на вёсла, фиксирую скорость на GPS-ке — 13, 8 км/час! Ба, да мы просто чемпионы по гребле! Славыч и Виталич порядком отстают от нас, и мы продолжаем идти вперёд, периодически определяя расстояние и скорость по GPS-ке.

Дождь ненадолго прекращается и мы попутно любуемся окружающими пейзажами.
Вот справа от нас коса, которая образует небольшое озерцо. В нём плавают безмятежные утки. Завидев нашу лодку, утки встают на крыло, и в мгновение ока скрываются в облаках.

Вечереет. Очень хочется поспеть в Дальний Кут до захода солнца! Проходим ещё пару изгибов и за поворотом видим силуэт подвесного моста. Прикидываем траекторию своего движения, поскольку вода достаточно полная, а течение довольно сильное.
Подходим ближе и видим «Hino», который стоит перед самой паромной переправой! Ура! Мы спасены! Есть шанс добраться до Рощино, а Виталичу с Глебом попасть завтра на работу. Благополучно походим к берегу и вытаскиваем на берег лодку.

Из кабины «Hino» выходит Володя и направляется к нам. Но что это? За пять дней Володя постарел лет на двадцать? Мы с Глебом несколько смущены... Оказывается, что это отец Володи... Расспрашиваем его, что да как. Он подтверждает нашу версию с паромом.
Всё довольно просто — паромщики просто отказались грузить тяжёлый и длинный «Hino» на паром... Водитель вернулся в Рощино, позвонил шефу, и получил указание дожидаться нас у переправы. Спустя минут двадцать появляется Славыч, который лихо подходит к берегу.  Последним финиширует Виталич. И пока лодка Виталича медленно, но верно движется к берегу, Дрейк выскакивает из лодки и вплавь добирается до берега! Картина Репина - «Приплыли»! 
Переводим дыхание, сдуваем и укладываем лодки, грузим вещи в кузов грузовика.
Наконец, погрузка закончена, забираемся в кабину «Hino» и едем в Рощино.
Дорогой рассказываем анекдоты и делимся впечатлениями о своём походе. Время пролетает незаметно и вот мы уже в посёлке. По-прежнему льёт дождь, и как и в самом начале нашего похода, одеваем налобные фонарики и выгружаем вещи из машины. Заканчиваем разгрузку, благодарим водителя и отпускаем его с миром!

Виталич с Глебом уезжают в город, а мы остаёмся со Славычем ночевать в Рощино.
Прощаемся, жмём друг-другу руки, и в момент расставания мечтаем о новом сплаве, который обязательно состоится!


Маршрут сплава: Обильная (Нанцы) - Арму - Большая Уссурка (Иман), 09-14 июня 2011 г.