Западный экспресс. Глава 5. Форт Росс и прочие...

Василий Морской
Погоды стояли отличные, двинулись в Форт Росс, это в 80-ти километрах от Сан-Франциско, дорога вдоль побережья, совсем тусклая, никаких особых достопримечательностей. При подъезде к форту дорога превратилась в однополосную почти грунтовку. Мы въехали на высокое плато, окружённое оврагами и ущельями. Дорога ведёт через лесной массив и неожиданно выводит на плоскую площадку, в середине которой и расположен квадрат, примерно сто на сто метров, огороженный высоким деревянным забором из секвойи, с простецкими воротами, с подстриженной внутри травой и ухоженными дорожками. Это и есть территория бывшего русского поселения Росс, объявленная государственным музеем-заповедником, на которой представлены три малюсеньких домика и часовня Троицы Живоначальной. Домики тоже имеют свои названия – Дом Ротчева, Дом Кускова и Дом-контора.

Иван Кусков – служащий Русско-Американской компании, который в 1812 году основал здесь крепость Росс с целью снабжения Аляски продуктами питания. Земли, по некоторым данным, принадлежащие индейским племенам кашайа-помо, были переданы русским для использования за «…три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги и несколько ниток бус…».

Дом Александра Ротчева, последнего русского управляющего фортом, по статусу генерал-губернатора, единственное, сохранившееся до наших дней строение с середины 19 века, представляло собой совсем не помпезное жилище большого начальника, а обычный небольшой удобный жилой дом с присутственным местом. Да, тогда жили скромней, и потребности, видимо, были тоже поскромнее. Весь осмотр форта занял 30 минут. Небольшая территория, по нашим меркам, так и совсем маленькая, но всё-таки бывшая русская, собирала когда-то до 300 человек, живущих и работающих в форте. Здесь процветало скотоводство и земледелие, был порт и судостроительная верфь. Жизнь бурлила по-своему и в своё время. Теперь время другое, видимо, не своё!

Проехали к старинному русскому кладбищу, походили, прикоснулись к могилам наших предков, которые боролись за эти далёкие земли, стало грустно и что-то защемило в груди, нахлынуло… Ладно, посмотрели и поехали дальше.

Решили на север не углубляться, а вернуться в район Фресно, там же заночевать, а наутро посетить Sequoia National Park (Национальный парк Cеквойи). Так и сделали. В глубокой ночи «причалили» к очередному «7 Motel», где и заснули крепким сном усталых путешественников.

Национальный парк Секвойи нас встретил плохой погодой, ветром и мелким дождём, но мы упрямо двигались вперёд, думая, что там, наверху, будет другая погода. И действительно, дорога вела круто вверх, закручивая иногда спиральные пируэты, поднимаясь всё выше и выше. Густая облачность и сумрак остались внизу. Наконец, мы подъехали к стоянке авто и воротам парка, где проезд далее уже был запрещён.

Дождь прекратился совсем и выглянуло Солнце. Где-то внизу осталась маленькая автозаправочная станция, на которой был размещён огромный плакат «Это – последняя заправка!», у нас был на старте подъема полный бак, поэтому нас это не очень волновало, однако, на парковке к нам сразу подошёл молодой человек, держа канистру, и попросил немного бензина. Мы загалдели между собой по-русски, мол, нет, наверное, не можем, нам ещё обратно ехать, мы не местные, он шарахнулся от нас как от чумных, побежал дальше. Мы, не особо разобрались что к чему, двинулись вверх в парк, смотреть окрестности.

Через несколько сот метров на лужайке, на небольшой бетонной подставке мы увидели микро-заправочную станцию, всего на 1 «сосок», цена за литр нас сразу поразила – 30 долларов за галлон (примерно 8 долларов за литр!!!), вот это бизнес, подумал я, ведь внизу 1 литр бензина стоил меньше 1 доллара! Тут же стояла небольшая очередь мужиков с одинаковыми красными канистрами и…, конечно же, точка продажи этих канистр для нерадивых водителей, кто пренебрёг предупреждением!

Несколько часов гуляния, а скорее даже лазания, по крутым склонам парка секвойи привели нас в полную усталость и лютый голод. Перекусывать решили уже на равнине, приходилось экономить каждый доллар, полетели вниз по дороге – спирали с открытыми окнами, вдыхали лесной ветер, пили эту природу всеми фибрами души и тела.

Не сговариваясь, погнали опять в Пасифику, в известный уже нам Beach Hotel. Вечером слоняясь по деревне, забрели на свою беду в местный пивной бар. Народу было немного, но в бильярдном зале, где стояли три стола для игры в «Пул», всё было занято. Взяли пива, мясных закусок, пристроились в уголке, но посидели недолго. Несколько раз подходили парни, предлагали играть в девятку на деньги. Олег подначивал меня, мол, ты же только рассказывал, как вы с американцем всех уделали! Пошли, мы за тебя поболеем…, чего мы теряем!

Я согласился только одну партию, поставим 20 долларов, проиграем и я ухожу пить пиво! Приняли приглашение очередной парочки игроков, однако я попросил single party (одиночную игру), на что ребята что-то долго обсуждали, потом согласились, но ставка – 50 долларов! Я просил одну партию, мол нет времени, устал и всё такое, однако, они попросили пять партий минимум, ладно, я согласился и начали играть! Кинули жребий кто начинает партию, бросив кости, которые услужливо предложила официантка. У них, видимо, что-то не сработало, потому что они кинули 4:5, я кинул и показало 6:6, они просто заревели от негодования, и я увидел краем глаза, как официантка с испугом на лице куда-то ретировалась в темноту! Олег мне шепнул, что они какие-то заведённые, больно шумные и надо им проиграть и отвалить!

Я с разбоя закатил четыре шара! Дениэл, мой американский друг показал мне пару приёмчиков на разбое шаров! А он был чемпионом военно-морского флота США по пулу в своё время, так что я у него кое-чему научился! Первую партию я их вынес на ноль! Ребята так заволновались, что я стал переживать за их нервное состояние. Вторую партию их представитель сопротивлялся, однако был не готов, я опять выиграл, третью партию - на ноль с разбоя, Олег мне показывал, крутя у виска и кивая на моего соперника, а он стоял с закрытыми глазами, и у него «играли» желваки на висках и скулах!

В четвёртой я промазал сознательно, потому что шар был закрыт, соперник, а его звали Френки, по крайней мере, так орали окружающие в баре, выиграл четвёртую, закатив «девяточку» точно в угол и затанцевал на месте, подвизгивая и подпрыгивая от восторга! Чего они так возбуждаются, я не понимал, счёт 3:1 по партиям, следующую он даже если и выигрывает, то по партиям я выиграл и конец! Френки с разбоя закатил всего один шар и начал атаковать, я заметил, что его правая ударная рука дрожала так, что кий иногда постукивал по столу. Он забил единицу, двойку, тройку, а на четвёрке поторопился и в открытую лузу ткнул несуразно, или рука его всё-таки подвела, шар стукнулся о губку стола закрутился и замер прямо в лузе. Бар заревел в голос и Френки, согнувшись пополам, издал гортанный клич, мол, всё пропало!

Я закончил партию под улюлюкание всех окружающих. Счёт 4:1, «фенита ля комедия», несите денежки, сказал я по-русски официантке. Френки в окружении ещё троих молодчиков навалились на меня, буквально прижали к стене бара, сзади Володя с Олегом тянули ко мне руки, пытаясь выхватить меня из «плена». Я ничего не понимал, потому что эта троица орала мне на каком-то местном, смешанном с испанским и ещё бог знает с какими языками, чего им надо?! По-видимому, отыграться, подумалось мне, хотя я денег ещё и не получил!

Олег, наконец, дотянулся до моей ладони, дёрнул как следует и потянул меня, а соответственно всю троицу к выходу из бара! Они повалились на пол, оказались очень лёгкими и немощными, я, спотыкаясь, перешагнул через тела и потянулся к выходу, однако кто-то держал меня за ногу, и я тащил и его тоже на улицу! Наконец все вывалились на свежий воздух и потихоньку приходили в себя.

Начал накрапывать мелкий дождик. Френки не унимался, тянул ко мне руки и что-то бормотал. Я вдруг заметил, что у него белки глаз несуразно «на выкате», вокруг глаз почти бардовые круги и трясущиеся руки, это он меня держал за ногу, когда мы ретировались к выходу. Френки сидел прямо на земле, опустив голову. Появился мощный мужик из бара, наверное, вышибала, и двинулся в нашу сторону.
- No problem, Sir! – я сунул руку в карман, нащупал там какую-то смятую купюру и, не глядя, протянул её громиле.

Но тот подошёл, нагнулся к лежащему Френки, поднял его как пушинку над землёй, посмотрел ему в лицо, а там уже всё потухло, и парень только мычал, изо рта выступила белая пена! А дождик всё усиливался, Олег с Володей стояли рядом, слышно было как они тяжело дышали, а я медленно пятился от бара к дороге. Вышибала даже не удостоил нас и взгляда, потащил Френки обратно в бар, в ту же секунду им навстречу открылась дверь и выскочила худощавая официантка и, увидев меня, подбежала и протянула ко мне руку со смятой бумажкой, я взял – это оказалась пятидесятидолларовая купюра, изрядно потрёпанная, но целенькая!

- Всё, давайте убираться отсюда! – Олег сохранил хладнокровие и потащил нас быстрым шагом почти бегом в сторону мотеля.
-  Ну, ты даёшь!! Где научился так играть?! – Володя в одной футболке был совсем промокший.

- Я же говорил - они, видимо, уколотые или пьяные!! Надо было проигрывать и уходить побыстрее! – мы двигались почти бегом, дождик моросил, холодало не по-летнему, и было совсем уже неприятно. Уже на подходе к мотелю начался сплошной ливень! Забившись в наш номер, дрожа от холода, абсолютно мокрые до нитки, мы обнаружили вчерашнюю начатую бутылку виски Jack Daniels и радостно стали её распивать. Через какое-то время всем стало хорошо, и компания разлеглась по кроватям и медленно заснула под шум дождя, который проникал даже через тонкие стенки мотельного номера.

Быстро пролетела эта неделя на Западном побережье США. На следующий день мы двинулись в аэропорт. Наша компания распадалась, кто куда. Олег должен был полететь назад в Монтану из Лас-Вегаса, а «Новосиб», оттуда же, сразу в Москву, через Нью-Йорк, поэтому меня ребята высадили первым в аэропорту Сан-Франциско, благо мы находились совсем близко. Я полетел в Нью-Йорк, а оттуда FinnAir-ом в Хельсинки, а потом домой в родной Питер. Путешествие у меня выдалось весьма насыщенное, я летел в полудреме, прокручивал сценки наших приключений и думал, что обязательно хочу здесь побывать ещё!

Эпилог.

Олег прилетел недели через две после меня, сразу позвонил, и мы поехали играть в теннис. Погоняли друг друга по корту, сидели, отдыхали потом в клубном кафе и Олег спросил меня:
-  Ну и как тебе «Штаты»?
-  Не знаю, сложное мнение…! - я действительно уже много раз рассказывал наши ощущения и домашним, и на работе, и чем больше проходило времени, тем более я упрощал излагаемую картинку. Красиво жить не запретишь, однако шага не ступить, пока его не оплатишь, фигурально выражаясь!
- Ты знаешь, когда я вернулся в университет, я обнаружил, что меня выселили из моей комнаты и вещи перенесли в камеру хранения. Пропуск мой был аннулирован и на мой вопрос, мол, а как мне быть, сказали получить документы в деканате и гуляй, …Вася! – Олег сказал это уже совсем без восторга.
- Goodbye, Америка, значит?! Если у вас нету «бабок», тогда прощайте, господин хороший!
- Да, похоже, Goodbye!