Как мы побывали во Львове

Лысенко Светлана
1. А не слетать ли нам?..
Конец 80-х годов. В стране уже начались кой-какие перемены, не всегда в лучшую сторону, но нам казалось, что это всё временное – на благо нашего светлого будущего.
Профсоюзы на работе панически стали тратить нереализованные дешевеющие деньги. А куда сразу столько потратить? Конечно, на экскурсии для членов профсоюзов, куда подальше и самолётом, чтобы подороже было. Когда? – на праздники. Причём, тогда ещё не было длинных зимних праздников. По паре-тройке-четвёрке (с выходными) дней на майские, да ноябрьские.
Слетали наши весной на Байкал. Я бы хотела зимой, чтобы посмотреть их прозрачный лёд. А так лететь уйму часов туда и обратно, чтобы осоловело посмотреть на воду, которая, верю, самая чистая в мире, мне не хотелось. Конечно, там красоты, но кого в России удивишь красотами природы? Вот так, покрутив носом, не полетела, хотя никогда не была на Байкале и очень туда хотелось.
Потом члены профсоюза полетели в Тбилиси. В Грузии я бывала, но не в столице. Однако я наслышана была, что там к русским относятся не очень. А я хотела лететь с дочерью. Поэтому тоже отказалась от этого путешествия. Кто слетал – потом говорили, что очень понравилось. Девчонки привезли какую-то кустарную симпатичную бижутерию и рассказывали о галантных молодых брюнетах. И опять мне жалко было, что я не посмотрела этот красивый город
Наконец, у нас засобирались во Львов. Ну, всё, я лечу. Собралась группа, в основном женщины. Говорили меж собой:
- Если сейчас не посетим Львов, потом уж – никогда.
Я особенно не задумывалась о глубине этой фразы. Но ведь как это оказалось близко к правде!
Итак, я лечу вместе с дочкой девятиклассницей на ноябрьские праздники.

2. В путь

Договорились встретиться в Аэровокзале. Оттуда автобус довезёт нас до аэродрома.
Мы с Олей прибыли первые. Встали в длинную очередь на автобус. Уже наша очередь подходит, а из сотрудников никого нет. Но вот они появляются, человек 10, и мы с дочкой пропускаем их вперёд. По мере поступления сослуживцев, народ в очереди всё больше начинал нервничать. И я их понимаю. Стоим на холоде. Ветер задувает. Сначала впереди два человека было, теперь – дюжина. Почувствуйте разницу.
Но самое неприятное для меня случилось, когда в прибывший автобус вошли все наши, а для нас с дочкой осталось лишь одно место. Водитель отказался брать лишнего пассажира, чтобы мы с дочерью вошли в автобус вдвоём, и мне пришлось отдать наше место стоящей за нами женщине. Она быстренько юркнула в автобус, а мы остались опять в очереди – на съедение гражданам, стоящим за нами. Они уже не сдерживались, ругая нас, свирепо на меня смотрели. Автобусы ходили реже, чем хотелось бы. Дочка-подросток, огрызнулась пару раз на недовольных, подлив тем самым масло в огонь. Тут народ совсем озверел, стали ругать мать, которая воспитала такую наглую дочь, и  как нас не вытолкали из очереди, я не знаю. Наконец, автобус пришёл, и мы уехали.
 Оказалось, что даже ещё рано приехали  – рейсы отменяют. Метель.
Мы должны лететь на Яке. Жаль, что не на «Ту» каком-нибудь. Посолидней, вроде, и надёжней. Но Як так Як.
Объявили посадку. Мы прошли по коридору из чернявых мужчин. Они стояли за железной перегородкой и напирали на неё. Странно они на нас смотрели. Как хулиганы-пацаны, а сами были уже взрослые, небритые дядьки. Глаза нахально, азартно блестели, улыбки шальные. Мы поглядывали на них, не понимая, откуда эти люди и кто они? Мне объяснили, что они тоже летят во Львов, только на другом самолёте.
Як был маленький, сильно трещал в полёте, но долетели благополучно.

3. Прибыли

Прилетели. Приехавшую группу разбили на две части. Людей из нашего НИИ поселили в одну гостиницу, в Центре. А служащих с другого предприятия повезли в гостиницу куда-то в другой конец города. Сказали, чуть ли не на окраину. Мы порадовались, что  оказались в Центре. Значит, можно будет в свободное от экскурсий время погулять по городу и зайти в магазины.

Сразу начались сюрпризы. Некоторые стёкла на двери гостиницы были заменены на фанерку. Нонсенс – это Центр областного города.
Когда поднимались в холл первого этажа, вдруг стали высыпать отовсюду какие-то молодые мужчины, и слышен был их оживлённый говор –  «Москвички, москвички!» На нас таращились жадными глазами. Странно. Кто это? Чем мы так особенно их поразили?

Стоим, ждём, куда нас распределят. Какая-то молодая женщина вышла к нам и с улыбками, по-простому, стала показывать нам свои вышитые крестиком полотенца, предлагая:
- Берите, берите!
Я сначала подумала:
- Надо же, как щедро здесь гостей встречают подарками!
Женщина ласково смотрит, протягивает своё шитьё, говорит, что у неё ещё есть разное. Вроде, как даром отдаёт, но я начинаю догадываться, что это не даром. Она их нам хочет продать. Странно как-то, неожиданно. Я отказываюсь:
- Мне не нужно. Спасибо.

3. Поселились

Получаем с дочкой ключ от номера. Ещё отдельный номер получила женщина с сыном  – Ольгиным ровесником. Была ещё семья с мальчиком таких же лет и женщина с девочкой, помладше Оли, но им отдельных номеров не хватило, и их расселили по разным номерам, как и всех остальных.
Лифт был один и очень маленький. Старый грузный вахтёр сидит мешком у входа и ворчит:
- Лифт может сломаться. Идите пешком. Ноги разомнёте. Молодые ещё.
Мы не хотим торчать в сломанном лифте и устало  поднимаемся на третий этаж по лестнице.
 
Мы с дочерью сначала обрадовались отдельному номеру. Но продолжились неприятные сюрпризы. Постель была не заправлена, а бельё в стопке, как выдают в вагоне, оказалось довольно сырым. Я сразу положила его на батарею.
У нас есть туалет и ванна, это хорошо, но удивили рядом стоящие баки. Оказалось, что периодически в городе не бывает воды, и тогда надо пользоваться водой из этих баков.
Но больше всего меня поразило то, что я не могла изнутри закрыть дверь.
- А как же спать? – обратилась я с этим вопросам к нашей сопровождающей, которая поселилась в служебном номере с одной сотрудницей гостиницы.
- А вы закройтесь на стул, – посоветовали они мне и показали, как это делается, засунув ножку стула в дверную ручку.
Мне показался этот способ очень ненадёжным, и, вспомнив алчные взгляды встречающих нас чёрных молодых людей, я категорически попросила дать мне другой номер.
- Мы можем с вами поменяться номерами, – сказала наша сопровождающая.
- Хорошо, – согласилась я.
Но здесь нет туалета и ванной, – предупреждающе сказала они.
Стоя в их номере, я могла уже это понять, и продолжала настаивать:
- Ничего, мы согласны.
Что, мы никогда не видели туалетов на этаже? А также душевых?
Девушки изобразили крайнее удивление, даже поглядели на нас, как на сумасшедших, и стали перетаскивать свои вещи, как-то странно на нас косясь. Я насторожилась. Что-то тут не то.  Но что? Я не знаю.
- Зато здесь у вас будет телевизор, – в качестве поощрительного приза порадовали нас девушки.
Наличие телевизора я тоже обнаружила, но когда ещё его будем смотреть?! Со своей программой посещений достопримечательностей и осмотра города.

4. Утро

Утром мы поняли, почему девушки приняли нас за сумасшедших, когда мы согласились поменяться с ними номерами.
Туалет на этаже был один. Это было довольно просторное помещение с унитазом, раковиной и ванной. Рядом стояли баки с водой. Но главное… Главное было то, что весь пол рядом с унитазом был в кругляшах какашек. О!!! Я никогда такого не видела. Сощурив глаза, мы вошли, стараясь не наступать на это, быстро сделали то, что хотели, и выскочили оттуда в ужасе. Что делать? Как в этом жить? Что это такое и куда мы попали?
Когда мы все собрались, то, перепуганные, стали задавать все эти вопросы друг другу. Только женщина с сыном не жаловались – у них туалет был в номере и, стало быть, в порядке. Мы все, как бедные родственники, стали проситься к ним на посещение их личного туалета. Они милостиво согласились. И вот мы утром и вечером гуськом ходили к ним умываться и ещё кое что делать. О ванной с душем уж не заикались – ничего, не баре, до дому потерпим. Но шок от всего этого у нас остался.
Потом нам объяснили, что здесь живут работники, приехавшие из провинции. Им так в туалет ходить удобнее.

5. Экскурсии

Куда-то нас водили, что-то нам показывали. Вот памятник легендарному разведчику Николаю Кузнецову. Вот Студенческий парк. Здесь молодёжь привела в порядок запущенную территорию, где в период войны фашисты расстреливали людей. Деревья уже без листьев, и меня удивили какие-то шары на деревьях, похожие на гнёзда.
- Это омела – болезнь такая, – объяснила нам экскурсовод.
Пошли смотреть католическую церковь. Красивая издали. А ближе нас экскурсовод не подвела, поскольку стёкла кое где выбиты, и зрелище было удручающе – так она нам объяснила.
Ещё нас сводили на стадион. Там была устроена ярмарка. Все мерно ходили по двум кругам в противоположные стороны и смотрели на товар. Мало кто что покупал. У нас, в Москве, тоже тогда на крытом стадионе ЦСК была утроена подобная ярмарка – активный переход к рынку. Здесь, во Львове, стадион был на возвышении, открытый, продуваемый. Продавцы стояли полузамёрзшие. Я ходила и думала, что бы мне здесь купить на память? Но ничего не видела подходящего. Немного заинтересовала шкатулка с наклеенной соломкой. Но тут же представила, как соломка отваливается – ненадёжно. Потом бусики из розового жемчуга заинтересовали, но к ним надо ещё делать замок. Да и какой это сувенир из Львова? У нас аналогичных сувениров во всех лавках достаточно.
Возвращались со стадиона, скользя по дороге мимо маленьких уютных хаток. Падали, поднимали друг друга, смеялись.

Но вот, где мне точно понравилось – так это в их старинной аптеке. Запомнился у входа трогательный кустик барвинка, тянувшегося в этом холоде своими сочно зелёными веточками к каменной вазе.
Внутри помещения было очень красиво, и я сразу увидела сувенир – керамическую посудку, стилизованную под старинный аптекарский пузырёк. Я пошла его покупать, остальные экскурсанты, изголодавшиеся по сувенирам, кинулись за мной. Экскурсовод – кстати, очень хорошая, видя такой ажиотаж, остановилась на полуслове и разрешила нам спокойно отовариться.

6. Прогулки по городу

Решили мы с дочерью вечером прогуляться по городу. Гостиница наша находилась возле их здания Оперы. Хороший ориентир. Вообще архитектура города – симпатичная, старинная, не совсем обычная.
Зашли в магазин. Ничего примечательного не увидели. Рассмотрела курточки с ситцевым верхом. Симпатичные, но одноразовые – куда? На дачу? Так у меня там уже есть.
Зашли поужинать в кафе, типа столовая. Взяли что-то скромное. К нам за столик попросился какой-то симпатичный молодой блондин. Что-то сказал о себе, спросил, откуда мы? И стал воодушевлённо со мной говорить на своём наречии, а я отвечала ему на своём, московском. Языки были понятные, но только я не понимала, зачем он со мной завёл этот разговор, смысл которого сводился к тому – почему бы им не отделиться от России? И спрашивал меня – я согласна? Видя такой натиск, я отвечала:
- Я-то согласна. Но вам точно это надо? Вы уверены? – недоуменно пожимала плечами, и перед моим мысленным взором вставали их неработающий лифт, фанерка на двери вместо стекла, баки с водой  и туалеты закаканные.
Я понимала, что в России тоже были проблемы. Но страна богатая, и со временем это всё будет поправляться. А Львов? С чем и кем он останется? Но молодой человек так фанатично горячился, с видом не терпящем возражений, что я и не возражала, а только хотела, чтобы он от нас с дочерью скорее отстал и дал спокойно поесть.
Всё, ушли.
Заметила, что в городе повсюду люди ходят с бутылками пива и грызут семечки. Везде валялась шелуха от них. Мы решили слиться с массами. Купила у старушки стакан семечек, высыпав их в карман пальто. Приобрели себе по бутылке пива и пошли гулять, держа их в руках и как бы прихлёбывая. Отмечу, что я терпеть не могу пиво (и дочь тоже), но решили создать себе местный имидж. Правда, я со своим объёмным пальто с пышным песцовым воротником не очень-то логично смотрелась с бутылкой пива, но мне хотелось понять – в чём же кайф? Не словили его и оставили где-то свои бутылки. Для алкашей. А семечки оказались очень вкусные, но их особо не было где грызть, и так я и доехала до Москвы с ними в кармане. А потом дома с удовольствием догрызла блестящие ядрёные семечки.
Забавно ещё было, что со своими бутылками, мы заблудились.
Пустынно. Сходили вдоль какой-то стены сначала туда, потом обратно. Помню, где-то здесь была та симпатичная аптека, но не видим её. Тут встречаем одну женщину, с виду простую такую, деревенского типа, в платке. Спрашиваю её – как добраться, называю адрес, говорю про оперу. Женщина решительно машет рукой в обратную сторону и посылает нас:
- Тудой!
- Мы уже там были
-Тудой-тудой! –  Настаивает она.
- Не тудой! Мы уже там два раза были, только что оттуда, –  уже горячусь я и боюсь, что женщина сейчас обидится, что я её передразниваю, но она и бровью не повела и опять своё:
-  Тудой-тудой.
Тьфу ты! Я так и не поняла, почему она говорила нам «тудой» совсем не на то, что  было «тудой».
 В общем, поблуждав какое то время и оставив эти проклятые бутылки где-то на столах, мы вышли, наконец, к своей гостинице.
А фильм «Ликвидация» с аналогичным эпизодом с этим «тудой» я увидела значительно позже.

7. Уезжаем
Скоро уезжать. Нас опять собрали вместе – сотрудников двух предприятий. Мы стали делиться впечатлениями, которые у всех оказались почти одни и те же. Любопытно отметить, что те, из другой гостиницы, тоже жаловались на свои условия, но им говорили, что у них лучше, чем у нас, а нам такое говорили  – про них.
Наши женщины купили на базаре грецкие орехи, очищенные. Я тоже в подарок мужу приобрела грецкие орехи, только в скорлупе. Действительно, хорошие оказались. Муж оценил.

На память об этой поездке у меня остался тот кувшинчик из аптеки и фотография, где мы все. В общем-то, неплохая поездка получилась. Наша группа была приятная и дружная. Вспоминаю всех с удовольствием.

Вместо эпилога

Через энное количество лет, уже в учебном институте,  я рассказала, про эту нашу экскурсию одной коллеге, приехавшей из Львова. Меня удивило то, что она мне не верила. Я рассказывала, а она фыркала – вроде, я всё выдумала. Но зачем мне это надо было? Я предположила:
- Вы нигде, наверное, и не бывали. Только дома и на работе. Да на дачу ездили. Вот Вам до этого никакого дела и не было.
 Нет, не верит, даже как-то возмущается, что я наговариваю на её город, из которого они, кстати, целым университетским кланом сбежали и угнездились в нашем ВУЗе.
 Только когда я стала рассказать про аптеку, в глазах у неё что-то потеплело, и она начала верить мне.

P.S. На фото - сувенир из Львовской аптеки.