И кто тут агрессор?

Эми Ариель
Школьная история с подтекстом.


            Салик появился в  этой школе в середине учебного года.   Сюда   его перевели по каким-то причинам из другой, одной из самых престижных  школ города. Ещё было известно, что этот мальчик  из весьма состоятельной и известной в городе семьи:  родители -   авторитетный  врач и успешный адвокат.  Вездесущие девчонки-сплетницы очень быстро разузнали, где он живет, и  даже поначалу напрашивались в гости. Эпидемия такая была в классе – играли в любовь.  Всеми этими шуры-мурами и амурами  заправляла Лизка, здоровенная деваха, обогнавшая одноклассников   в физическом развитии, при этом умственное развитие её оставалось на скромном уровне.  Однако новичок разгоревшихся  надежд не оправдал, хотя и внешне выглядел  совсем ничего – довольно высокий, смуглый.  Правда, дохловатый какой-то и взгляд странноватый у него был.

          Да, похоже, у новичка  были проблемы, не с хорошей жизни   пришлось менять школу в середине учебного года,  да еще престижную среднюю школу на обычную, хотя и хорошую  восьмилетку в восьмом-то (!) классе.   Впрочем, очень скоро все полезло наружу.  Во-первых, у парнишки начисто отсутствовали способности к точным и естественным  наукам. Если пересказывать какой-нибудь учебный материал по истории или литературе, а особенно по английскому (всё же раньше учился в школе с английским уклоном и это даром не прошло)  ему удавалось более менее прилично, то с алгеброй и, особенно, с геометрией, физикой, черчением  и т.п. положение было трагическим.   Напрасно классный руководитель, которую родители Салика  слезно просили позаниматься с ним дополнительно, пыталась  приучить его пользоваться простейшими чертежными инструментами - карандаш, циркуль, линейка просто не держались в его худых руках с длинными пальцами.  Они отказывались подчиняться. Похоже было, что у него явно отсутствовала связь головы с руками, и здесь уже ничего  нельзя было изменить.     Но если бы  это было единственной проблемой…

         Посадили Салика на первую парту в среднем ряду, где он сидел один, поскольку пришёл в середине года, когда в классе уже все  имели свои места.    Непонятно почему он начинал лезть в лицо ребятам, сидевшим на первых партах в соседних рядах.  Странновато улыбаясь, он  совал  прямо к глазам соседа свои длинные пальцы, при этом тягучим голосом приговаривая:

- М-и-и - ша, М-и-и-ша…

(или  Гриша, Саша, Тома, смотря как звали «адресата»).  Делалось это, когда учитель не видел, например, отворачивался к доске, или на перемене.
   
     Конечно, это не могло не выводить одноклассников  из себя .  И вот уже обычно спокойный и миролюбивый, похожий на медвежонка,  Миша не выдерживал и, доведенный до белого каления,  давал сдачи.  А вот это уже невозможно было не заметить, и Мише доставалось «за агрессию».  Впрочем, если посмотреть чисто формально,  разве он давал сдачи?  Ведь Салик до него даже не дотрагивался. Он просто лез в лицо и  провоцировал  соседа на нападение. Не по злому умыслу, а скорее всего  из-за странностей  психики.   Ну и кто тут был агрессор?  Это только в  политике толерируется  такой особый вид агрессии - провоцировать  оппонента на нападение первым, а потом на весь мир кричать: за что меня бьют?  В классе этот номер не проходил. Терпение у  одноклассников очень быстро лопнуло, и Салика просто начали лупить.  Можно было бы попробовать обвинить одноклассников в антисемитизме, но когда доведенные до белого каления Изя и Хона раскладывали осточертевшего Салика на парте и с энтузиазмом давали в кость, назвать это антисемитизмом было уже проблематично. В общем ситуация сложилась интересная.

         Инстинкт самосохранения  кое-какой у Салика всё же был. Когда учителя по  какой-то причине иногда выходили из класса во время урока, Салик почти мгновенно вылетал следом и всё время отсутствия учителя околачивался в коридоре под присмотром сердобольной технички тёти Нюры, которая могла и шваброй огреть за «фулюганство», не разбираясь, кто прав.  Страсти накалялись и уже перехлёстывали через край.    Как-то раз, когда учительница черчения вышла из класса, а следом за ней, как обычно, вылетел Салик, мстительные одноклассники приготовили  для него сюрприз -  прислонили к двери перевернутую швабру.  Фокус не удался  и превратился в скандал, так как первой в класс зашла учительница, застукавшая в коридоре   Салика…

       Ситуация только обострялась, ребята взаимно  ожесточались, они  уже ненавидели Салика, Салик в свою очередь ненавидел своих оппонентов.  Конечно, когда всё это выяснилось, учителя стали  работать в этом классе в режиме повышенной бдительности, следили, чтобы во время уроков не происходило стычек между детьми, не оставляли  ребят наедине. Но разве возможно за всем уследить? Есть ещё двор, коридоры, туалет, в конце концов.

Пытались уговорить ребят:
- Миша, ну зачем ты его ударил?
- А чего он в лицо лезет?

Как-то раз дипломатичная Тамарка даже попробовала посидеть с Саликом на одной парте и спокойно пообщаться , но что-то из этого ничего не получилось.

      Подключились даже уборщицы тётя Нюра и тётя Нюша, разгонявшие разъярённых детей швабрами.  Одно утешало -  до конца учебного года оставалось недолго.
Салик явно проигрывал. Соперников  было много, конечно, не весь  класс враждовал с ним, но большая его часть , ну и физически он уступал практически всем своим оппонентам.  Да и некоторые ребята в свою очередь были довольно жестоки.  Происходила эскалация ненависти.  С ним дрались уже превентивно, заслуженно или незаслуженно,  уже было непонятно, кто первый начал, да и начал ли. Особенно выделялась здоровенная Лизка, о которой упоминалось выше. Лизка была крупнее и физически сильнее самого сильного мальчишки в классе.  Она, наверно,  вышибалой будет работать в каком-то кабаке, так как-то предположил кто-то из учителей. Возможно, она нашла более интересное применение своим способностям, через несколько лет эмигрировав в Израиль, но кто тогда мог знать.  А тогда…   Ну что этой гренадёрше  стоило приложить какого-то дохленького не оправдавшего её шуры-мурных надежд Салика по поводу и без повода? Он просто был бессилен против неё и задыхался от ярости.

       Однако, говоря языком политиков, если ядерной войной долго грозят, она  может и случиться.  Как-то после урока физкультуры взбудораженные ребята  приходили  в себя в классе во время перемены.  Лизка, распустив роскошные длинные золотистые волосы, расчёсывала их, наклонив голову вниз. Салик сидел на своём месте и затравленно озирал класс. Что там произошло на физкультуре, неизвестно, но что-то его взбудоражило, а может , и накопилось.  Разъярённый он подскочил к Лизке и вцепился в спадавшие на  лицо волосы и повис на них. Отодрать его удалось с большим трудом и только с помощью учителя. Всё зашло слишком далеко…


P.S. Поскольку этот. давний эпизод вызвал у  читателей  различные ассоциации, хочу добавить пару слов.
Автору хотелось на этом примере просто обсудить один единственный аспект : что вообще такое есть агрессия - провокация или ответ на нее. В данном реальном сюжете, конечно же, не было злого умысла в действиях несчастного нездорового подростка. Но результат все равно был очень невеселый. Реальная же современная ситуация во всей полноте требует гораздо более серьезного обсуждения, чем в рамках этого эпизода.