Школьная история с подтекстом.
Салик появился в этой школе в середине учебного года. Сюда его перевели по каким-то причинам из другой, одной из самых престижных школ города. Ещё было известно, что этот мальчик из весьма состоятельной и известной в городе семьи: родители - авторитетный врач и успешный адвокат. Вездесущие девчонки-сплетницы очень быстро разузнали, где он живет, и даже поначалу напрашивались в гости. Эпидемия такая была в классе – играли в любовь. Всеми этими шуры-мурами и амурами заправляла Лизка, здоровенная деваха, обогнавшая одноклассников в физическом развитии, при этом умственное развитие её оставалось на скромном уровне. Однако новичок разгоревшихся надежд не оправдал, хотя и внешне выглядел совсем ничего – довольно высокий, смуглый. Правда, дохловатый какой-то и взгляд странноватый у него был.
Да, похоже, у новичка были проблемы, не с хорошей жизни пришлось менять школу в середине учебного года, да еще престижную среднюю школу на обычную, хотя и хорошую восьмилетку в восьмом-то (!) классе. Впрочем, очень скоро все полезло наружу. Во-первых, у парнишки начисто отсутствовали способности к точным и естественным наукам. Если пересказывать какой-нибудь учебный материал по истории или литературе, а особенно по английскому (всё же раньше учился в школе с английским уклоном и это даром не прошло) ему удавалось более менее прилично, то с алгеброй и, особенно, с геометрией, физикой, черчением и т.п. положение было трагическим. Напрасно классный руководитель, которую родители Салика слезно просили позаниматься с ним дополнительно, пыталась приучить его пользоваться простейшими чертежными инструментами - карандаш, циркуль, линейка просто не держались в его худых руках с длинными пальцами. Они отказывались подчиняться. Похоже было, что у него явно отсутствовала связь головы с руками, и здесь уже ничего нельзя было изменить. Но если бы это было единственной проблемой…
Посадили Салика на первую парту в среднем ряду, где он сидел один, поскольку пришёл в середине года, когда в классе уже все имели свои места. Непонятно почему он начинал лезть в лицо ребятам, сидевшим на первых партах в соседних рядах. Странновато улыбаясь, он совал прямо к глазам соседа свои длинные пальцы, при этом тягучим голосом приговаривая:
- М-и-и - ша, М-и-и-ша…
(или Гриша, Саша, Тома, смотря как звали «адресата»). Делалось это, когда учитель не видел, например, отворачивался к доске, или на перемене.
Конечно, это не могло не выводить одноклассников из себя . И вот уже обычно спокойный и миролюбивый, похожий на медвежонка, Миша не выдерживал и, доведенный до белого каления, давал сдачи. А вот это уже невозможно было не заметить, и Мише доставалось «за агрессию». Впрочем, если посмотреть чисто формально, разве он давал сдачи? Ведь Салик до него даже не дотрагивался. Он просто лез в лицо и провоцировал соседа на нападение. Не по злому умыслу, а скорее всего из-за странностей психики. Ну и кто тут был агрессор? Это только в политике толерируется такой особый вид агрессии - провоцировать оппонента на нападение первым, а потом на весь мир кричать: за что меня бьют? В классе этот номер не проходил. Терпение у одноклассников очень быстро лопнуло, и Салика просто начали лупить. Можно было бы попробовать обвинить одноклассников в антисемитизме, но когда доведенные до белого каления Изя и Хона раскладывали осточертевшего Салика на парте и с энтузиазмом давали в кость, назвать это антисемитизмом было уже проблематично. В общем ситуация сложилась интересная.
Инстинкт самосохранения кое-какой у Салика всё же был. Когда учителя по какой-то причине иногда выходили из класса во время урока, Салик почти мгновенно вылетал следом и всё время отсутствия учителя околачивался в коридоре под присмотром сердобольной технички тёти Нюры, которая могла и шваброй огреть за «фулюганство», не разбираясь, кто прав. Страсти накалялись и уже перехлёстывали через край. Как-то раз, когда учительница черчения вышла из класса, а следом за ней, как обычно, вылетел Салик, мстительные одноклассники приготовили для него сюрприз - прислонили к двери перевернутую швабру. Фокус не удался и превратился в скандал, так как первой в класс зашла учительница, застукавшая в коридоре Салика…
Ситуация только обострялась, ребята взаимно ожесточались, они уже ненавидели Салика, Салик в свою очередь ненавидел своих оппонентов. Конечно, когда всё это выяснилось, учителя стали работать в этом классе в режиме повышенной бдительности, следили, чтобы во время уроков не происходило стычек между детьми, не оставляли ребят наедине. Но разве возможно за всем уследить? Есть ещё двор, коридоры, туалет, в конце концов.
Пытались уговорить ребят:
- Миша, ну зачем ты его ударил?
- А чего он в лицо лезет?
Как-то раз дипломатичная Тамарка даже попробовала посидеть с Саликом на одной парте и спокойно пообщаться , но что-то из этого ничего не получилось.
Подключились даже уборщицы тётя Нюра и тётя Нюша, разгонявшие разъярённых детей швабрами. Одно утешало - до конца учебного года оставалось недолго.
Салик явно проигрывал. Соперников было много, конечно, не весь класс враждовал с ним, но большая его часть , ну и физически он уступал практически всем своим оппонентам. Да и некоторые ребята в свою очередь были довольно жестоки. Происходила эскалация ненависти. С ним дрались уже превентивно, заслуженно или незаслуженно, уже было непонятно, кто первый начал, да и начал ли. Особенно выделялась здоровенная Лизка, о которой упоминалось выше. Лизка была крупнее и физически сильнее самого сильного мальчишки в классе. Она, наверно, вышибалой будет работать в каком-то кабаке, так как-то предположил кто-то из учителей. Возможно, она нашла более интересное применение своим способностям, через несколько лет эмигрировав в Израиль, но кто тогда мог знать. А тогда… Ну что этой гренадёрше стоило приложить какого-то дохленького не оправдавшего её шуры-мурных надежд Салика по поводу и без повода? Он просто был бессилен против неё и задыхался от ярости.
Однако, говоря языком политиков, если ядерной войной долго грозят, она может и случиться. Как-то после урока физкультуры взбудораженные ребята приходили в себя в классе во время перемены. Лизка, распустив роскошные длинные золотистые волосы, расчёсывала их, наклонив голову вниз. Салик сидел на своём месте и затравленно озирал класс. Что там произошло на физкультуре, неизвестно, но что-то его взбудоражило, а может , и накопилось. Разъярённый он подскочил к Лизке и вцепился в спадавшие на лицо волосы и повис на них. Отодрать его удалось с большим трудом и только с помощью учителя. Всё зашло слишком далеко…
P.S. Поскольку этот. давний эпизод вызвал у читателей различные ассоциации, хочу добавить пару слов.
Автору хотелось на этом примере просто обсудить один единственный аспект : что вообще такое есть агрессия - провокация или ответ на нее. В данном реальном сюжете, конечно же, не было злого умысла в действиях несчастного нездорового подростка. Но результат все равно был очень невеселый. Реальная же современная ситуация во всей полноте требует гораздо более серьезного обсуждения, чем в рамках этого эпизода.