О БОРЬБЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Главным свойством природы является борьба противоположностей, которая возникает на уровне противоположных ощущений. Мы различаем два типа ощущений: неприятные от приятных. Пока нам хорошо, мы бездействуем, но, почуяв плохое, начинаем действовать, чтобы вернуться в хорошо. Но кроме ощущений есть противоположные мысли (идеи), борьба которых идет в наших мозгах. Это и есть логика. Так Коперник, как и все люди знал, что Земля неподвижна. Но вдруг усомнился. В его голове началась борьба противоположностей: движется или не движется Земля? Или-или? И ничего третьего, таких идей только две. Так и сложились три закона логики.
Закон противоречия: Сталкиваются два взаимоисключающих тезиса, один что-то утверждает, а другой отрицает. Тогда один из них обязательно истина, а другой ложь.
Закон исключенного третьего: Так как рассматривались только два тезиса, то ничего третьего не дано.
Закон тождества: Нужно следить, чтобы в процессе рассуждения, иногда очень длительного, не случилось подмены тезиса (объекта рассуждения).
Но кроме взаимоисключающих ощущений и идей, могут быть такие же действия, которые ввиду важности имели особое название: альтернатива, дилемма, дихотомия. БСЭ (1970 г.) альтернативой называла выбор одной из двух взаимоисключающих возможностей. Например, человек выбирает жениться ему или не жениться (идти замуж или нет)? Он или женится или нет. Или-или, и никакой третьей возможности нет. Но жену можно выбирать из многих невест. Это уже простой не альтернативный выбор.
После 1970 г. вышли три издания Советского энциклопедического словаря, в которых альтернативу называли возможностью выбора одной из двух или нескольких возможностей. Альтернатива стала не альтернативой. Я узнал об этом после третьего издания словаря, возмутился и написал несколько писем в разные издания. Но никто и нигде, даже журнал «Русская речь» не напечатал ни одной моей строчки. Но моя критика подействовала. В 4-м издании словаря (1988 г.) появилось новое толкование. Альтернативой назвали выбор одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей. Опять мимо. Взаимоисключающих возможностей не бывает несколько, их всегда только две. Наша беда в том, что мы не признаем главный закон природы: закон единства и борьбы противоположностей, из которого следует, что без критики нет развития. Если бы признавали, то могли бы критиковать Академию наук.
Каравдин Павел Александрович 9.10.2022