Гибель МРК Муссон

Александр Митрофанов 2
16 апреля 1987 года во время флотских учений малый ракетный корабль «Муссон» (проект 1234 «Овод», по классификации НАТО - Nanushka-1) был поражен ракетой-мишенью и затонул на глубине 2900 м в 33 морских милях к югу от острова Аскольд (Приморский край). Погибло более половины экипажа. Все обстоятельства этой трагедии неясны по сей день.
Корабль был построен на Владивостокском Судоремонтно-судостроительном заводе по проекту ЦКБ «Алмаз» и вступил в строй Тихоокеанского флота 9 февраля 1982 года. «Муссон» входил в состав 192-го дивизиона малых ракетных кораблей 165-й бригады ракетных катеров Приморской флотилии разнородных сил. При полном водоизмещение 670 т МРК имел серьезное вооружение. Главком ВМФ СССР адмирал С. Г. Горшков, любуюсь этими боевыми кораблями, произнес: «Эти МРК - пистолет у виска империализма».
Действительно, главным оружием «Оводов» являлись шесть противокорабельных ракет П-120 «Малахит» с дальностью стрельбы до120 км, стартовой массой 5,4 тонны и 500-килограммовой боевой частью, часть ракет оснащалась специальной (т.е. ядерной) боевой частью мощностью 200 кт. Ракетный залп МРК мог нанести серьезный ущерб даже американскому авианосцу.
Для самообороны корабль был вооружен зенитным ракетным комплексом «Оса-МА» (20 зенитных ракет, эффективная дальность стрельбы – 10 км, минимальная высота поражения цели - 25 м, скорострельность - 2 выстрела в минуту, время перезаряжания пусковой установки – 20 секунд) и универсальной спаренной артиллерийской установкой АК-725 калибра 57 мм (число патронов в ленте на ствол - 550, скорострельность - 200 выстрелов в минуту на ствол).
Однако, корабли проекта 1234 обладают рядом серьезных недостатков: низкой мореходностью, заметной валкостью при сильном волнении и плохой остойчивостью, увеличивающей риск опрокидывания кораблей в шторм. Сильная бортовая качка затрудняет, а при сильном волнении моря делает невозможной боевое применение ЗРК и зенитной артиллерии.
Кроме того, корабли имели слабое зенитное вооружение и высокую пожароопасность. Последнее было вызвано тем, что надстройка и значительная часть водонепроницаемых переборок были выполнены из алюминиево-магниевых сплавов (АМг), которые легко воспламенялись и сгорали с большим выделением тепла и токсичного дыма. При температуре 300-400 градусов АМг начинает плавиться, а при более высокой - гореть, потушить его практически невозможно.
Но применение АМг было не ошибкой конструкторов, а мерой вынужденной. Большой вес высокорасположенного вооружения, радиолокационных антенн, надстройки больших габаритов не позволял изготовить надстройку из стали, так как это привело бы к повышению центра тяжести и недопустимому снижению остойчивости корабля. Кроме того, АМг обладают отличной коррозийной стойкостью в морской воде, хорошей свариваемостью и высокой механической прочностью.
Алюминиевые сплавы применялись и применяются и в иностранном военном кораблестроении. Так, корпуса современных американских боевых кораблей LCS (Littoral Combat Ship) полностью выполнены из такого сплава.
Боевая живучесть базового проекта 1234 из-за слабых возможностей ПВО и ПРО (низкой эффективности средств самообороны - АУ АК-725 и ЗРК «Оса-М», «Оса-МА») оценивалась как низкая. Это удалось в основном устранить на кораблях усовершенствованного проекта 1234.1 «Овод-1», которые строились в 1977-1991 гг.
На них вместо АК-725 установили одноорудийную 76-мм артустановку АК-176, снаряды которой с неконтактным радиолокационным взрывателем могли эффективно поражать самолеты и ракеты типа американских «Гарпун» и «Томагавк». Кроме того, добавилась «металлорезка» - шестиствольная 30-мм артустановка АК-630М скорострельностью 5000 выстрелов в минуту. В первой половине 80-х годов на вооружение стал поступать комплекс «Оса-МА2», который мог поражать цели, летящие над гребнями волн на высоте от 5 метров.
Во второй половине дня 16 апреля 1987 года отряд кораблей в составе МРК «Муссон» и «Вихрь», малого противолодочного корабля МПК-117, ракетных катеров Р-42 и Р-87 проекта 205 снялся с якоря в заливе Стрелок и направился в залив Петра Великого для отработки зенитно-ракетных стрельб. МПК и МРК должны были поразить выпущенные с ракетных катеров ракеты- мишени РМ-15М «Термит-Р». Эти мишени представляли из себя стандартные противокорабельные ракеты с отключенной системой самонаведения и инертным весовым эквивалентом боеголовки.
В 18.41 (Владивостокское время) по «Муссону», следовавшему средним в ордере ПВО с «Вихрем» и МПК-117, с дистанции 21 км с ракетного катера РК-42 был произведен пуск ракето-мишени РМ-15М. Через одну минуту, летя со скоростью 1150 км/ч, она попала в «Муссон».
Вот как описывал этот момент командир МРК «Вихрь» Алексей Остриков:
« Я наблюдал, как с «Муссона» выпустили по ракете-мишени две ЗУР. Был их подрыв, после этого - пять выстрелов из артиллерийской установки АК-725. Ракета резко изменила направление и пошла на «Муссон». Далее - оранжевое облако в районе корабля.»
Следует отметить, что артиллерийская радиолокационная система управления стрельбой «Муссона» была неисправна и наведение АК-725 производилось вручную от выносного пульта с кольцевым прицелом. Учитывая то, что 57-мм снаряды артустановки имели только контактные взрыватели, поразить ракету было практически невозможно.
Но даже если предположить, что осколки при подрыве ЗУРов вывели ракету-мишень из строя, то даже при остановившемся двигателе она по инерции еще могла пролететь 5-10 километров, что было определено при испытаниях.
Мишень весом в 2,5 тонны врезалась в район радиорубки - ГКП (главный командный пост). Если в радиорубке погиб только один матрос, то на ГКП погибли все. Много жертв было в штурманской и ходовой рубках, включая командира корабля капитана 3 ранга Виктора Рекиша, первого заместителя командующего объединением капитана 1 ранга Рината Тимирханова, командира дивизиона кораблей капитана 2-го ранга Николая Кимасова.
Разлившиеся из поврежденной ракеты-мишени топливо (150 литров ТГ-02) и окислитель (около 500 литров АК-20К) воспламенились. Корабль обесточился, что исключило возможность использования пожарных насосов, исчезла внутрикорабельная связь и радиосвязь. Загорелась алюминиевая надстройка.
Старшим на борту остался помощник командира корабля капитан-лейтенант Игорь Голдобин. Несмотря на травму позвоночника, перелом ноги и ожог руки, он вместе с замполитом старшим лейтенантом Василием Загоруйко пытался организовать борьбу с пожаром, а видя ее бесполезность - обеспечил спасение оставшихся в живых членов экипажа.
В 18.55-19.20 личный состав покинул корабль. Штатные спасательные средства корабля состояли из пяти спасательных плотов ПСН-10М вместимостью по 10 человек, четырех спасательных кругов и спасательных жилетов (предусмотрены для всего личного состава). Но уцелел только один плот, который взрывом выбросило на корму (остальные ПСНы сгорели), поэтому в качестве спасательных средств использовали пустые контейнеры из-под зенитных ракет, которые не успели сдать на склад, и спасательные нагрудники. Морякам пришлось прыгать в воду, температура которой едва достигала +4 градусов. Находившиеся поблизости корабли подняли на борт 37 человек.
Опасаясь взрыва боезапаса «Муссона», в первую очереди ПКР «Малахит», руководивший учениями Командующий Приморской флотилией контр-адмирал Л.И. Головко запретил другим кораблям подходить к горящему МРК для оказания помощи в тушении пожара. Его опасения оказались напрасными - контейнеры с ракетами П-120 или вывалились за борт, или сгорели без детонации. Боезапас ЗРК начал взрываться только в 21.55, артиллерийский - в 22.34.
В 22.50 к месту катастрофы подошел спасательный буксир СБ-408, но его помощь уже не потребовалась - в 23.30 МРК «Муссон» скрылся под водой.
Погибли 39 из 76 человек, находившихся на борту. Из 16 офицеров – 6. Из 7 мичманов – 5. Из 46 матросов и старшин – 23. Из 5 курсантов мореходной школы и школы техников ВМФ – 5.
Расследованием катастрофы занималась специальная комиссия, результаты работы которой были сформулированы в 40-страничном докладе.
Вывод комиссии: «Стечение случайных обстоятельств и непредвиденных трагических факторов, приведших к катастрофе.»
Дискуссии о причинах случившегося не прекращаются до настоящего времени. В основном на просторах СМИ и Интернета мелькают «творения» некомпетентных и падких до жареного журналистов. Но можно найти и мнения специалистов и непосредственных участников событий, которые часто диаметрально противоположны.
У нас принято считать подобные проиcшествия свойственными только отечественному ВМФ по причине разгильдяйства, безответственности, очковтирательства и т.п. Но и иностранцы не обходятся без таких недостатков. Пример: 16 ноября 2013 г. крейсер УРО ВМС США USS Chancellorsville (CG 62) получил прямое попадание ракеты-мишени BQM-74 в надстройку. Система управления ракеты-мишени отказала и она не отвернула от корабля, самоликвидатор тоже не сработал. Из-за малого веса мишени (123 кг) корабль отделался незначительными повреждениями, пострадали два моряка. Оператор системы ПВО крейсера не открыл огонь, так как не получил на это приказ.