Быть тренером... Часть 19

Оля Сома
*** Дружба ?... ***

Со временем всё больше друзей уходили из клуба. Не потому что становилось трудно или неинтересно. Потому что вырастали и погружались во взрослую жизнь. Уходили в армию, женились, заканчивали школу и получали работу, после которой по вечерам мало у кого оставались силы придти на занятия.
Самые стойкие держались долго несмотря ни на что. Но их уже можно было пересчитать по пальцам.

Новые подростки заполняли группы старших. Все они уже были на порядок младше меня и такого общения как с первой командой увы не могло быть. Суета и веселье никуда не пропали, а значит за ними было так же интересно наблюдать со стороны. Но не быть в команде.

Иногда становилось грустно. И спасало только то, что все они по-прежнему бежали ко мне за советом и помощью в случае если тренер был на них зол или предстоял очередной "серьёзный разговор"...

Они бы может справились и без меня... но в нашем дружном клубе по прежнему работала "слив-машина". И почему её никто не брал замуж?.. Вот о её уходе из клуба явно никто бы не сожалел... По этому поводу уже ходили слухи, но я предпочитала в них не углубляться. Принимая её как данность, помогала ребятам чем могла.

За эти годы тренер так ко мне привык, мы с ним прошли через столько историй... что часто он прощал мне многое что не спустил бы им. Умные дети быстро это просекли и всё чаще просили меня выручить их... Зачем это мне было делать?.. Ну так просто и не стала бы, но!.. Дискредитировать в очередной раз стукача было сказочным наслаждением. И вскоре это стало главным моим развлечением.

В то время мы с Ленкой уже были старше всех в клубе... не считая взрослой группы. И в глазах всех подростков выглядели как две противоборствующие стороны. Она как обычно жёстко сливала всех за малейшие провинности. Я оправдывала их перед тренером и по возможности помогала избежать наказания. И мне эта роль нравилась. Сейчас вот подумалось... не будь тогда Ленки, как скучно мне бы жилось... Но она не давала скучать. Да... не будем забывать между прочим, что и сам тренер чудесно узнавал о приключениях парней. Так что работы у меня было лом.

- Ты опять их выгораживаешь?!...

- Они тут вообще ни при чем!.. С чего ты взял, что там были именно они?

- Потому что мне сказали, что там были именно они!

- Покажи мне этого человека... кто именно их там видел?...

Это был в каком-то смысле риторический вопрос... мы с ним оба понимали кто это ему сказал. Но дело в том, что я точно знала, она не видела наверняка... только догадывалась.

- А кто мог еще это сделать, если они выбежали оттуда последними и после этого всё затопило?...

- Затапливать могло начать раньше, еще до того как они вошли, правда?.. Или она действительно видела как они стояли и скручивали резьбу на кране в умывальнике??? Нет. Она не видела этого. Она видела только как они оттуда выбежали. Согласен?!

Он вздохнул. Мои доводы звучали убедительно. И она действительно ничего не видела.

- Ладно, тогда кто?..

- А вот это уже не мой вопрос... Сами вычисляйте, это ваша работа. Или вдвоём уже не справляетесь? Моё дело было защитить от твоих криков парней... Они не виноваты... и не надо их обвинять зря.

Он недовольно смотрел на меня. Его линия обвинения рассыпалась в связи с  недостатком улик. Весь его жизненный опыт кричал - это они! Но что он мог этому дать в подтверждение?

- Доча, не зли меня!..

- Так и знала что разумных аргументов больше нет. Дискуссия окончена. Я в зал.

Уверенно развернувшись вышла из тренерской в фойе. Вроде многое поменялось, но это... в спину мне опять летела боксерская лапа... Всё тот же родной любимый клуб...

И таких вот разборок было много. Домыслы и предположения против железной логики. Научившись оправдывать себя (а это был жизненно важный навык для этого места) я с легкостью пользовалась им в защите других.

Конечно часто были случаи когда хулиганов ловили "на месте преступления" и тогда мне приходилось включать роль амортизатора между взрывным тренером и его подопечными, принимая основной удар на себя. Иммунитет к его крикам уже давно выработался и теперь очень выручал. Со временем он осознал, что в этом есть свои плюсы. Ведь наехав на кого-то сгоряча, он потом понимал что не сдержался и его начинала мучить совесть. А если в это дело успевала влезть я, то и покричать можно... и совесть мучить не будет. Он знал что я не отношусь серьезно к подобным "взрывам". Да и мальчишки, наблюдая со стороны подобные разборки уже крепко задумывались в следующий раз стоит ли им нарываться на гнев тренера. В общем, симбиоз в действии.

Всегда удивляло... почему в ситуациях когда всё налажено и работает по своим схемам всегда найдется недовольный. И из-за него начинает всё перестраиваться, ломаться и переосмысливаться.

К вышеперечисленным обстоятельствам я адаптировалась быстро, но как видимо остались и недовольные... И похоже это был кто-то из линии обвинения.   

Однажды...
Однажды днем еще до начала занятия старшей группы мы с тренером сидели за чашкой чая. Чудесное начало дня... ничто не предвещало грозы... И вдруг...

- Я вот не понимаю, почему все так не любят Ленку?...

Я чуть не подавилась. Он рассуждал вслух спокойно, как будто что-то обдумывая. Но вопрос был дико глупым. Решила продолжить столь изящную линию глупости -

- Ну не знаю... правда не знаю...

Он посмотрел на меня с пониманием что я издеваюсь над ним.

- Нет, я серьёзно... Почему её все так не любят? У неё тут нет ни одного друга или подруги.

- А сам как думаешь?..

- Так вот у тебя спрашиваю. Вроде хорошая, спокойная, дружелюбная. А никто с ней не общается...

Внезапно вселившееся в меня чувство восхищения этим человеком распирало и подмывало открыть ему глаза... Что произошло с тем умным тренером, который раскалывал нас на раз-два?!.. который просчитывал все наши ходы вперед на три шага?!.. Или это снова риторический вопрос?..

- Давай подумаем... ты действительно не понимаешь?

- Я правда не понимаю. Хватит переспрашивать!

- О... ну как бы тебе это объяснить...

Я осознала что в его глазах она была божьим одуванчиком и он действительно этого не понимал. С чего бы начать... Как бы потактичнее объяснить... Хотя, к чему эти сопли...

- Я скажу почему. Ты точно хочешь это знать?

- Говори.

Набрав воздуха в грудь я выдала громко как только было возможно -

- Потому что она СТУЧИТ !!!

Он с недоумением и возмущением посмотрел на меня. Я продолжала... прорвало...

- Она СТУЧИТ НА ВСЕХ !!! Нет в клубе такого человека, на кого она не настучала бы! НЕТ его. Со стукачами никто не дружит! НИКТО НЕ ДРУЖИТ!!!

После паузы он взорвался -

- Она не стукач! Я просил тебя так её не называть!

- Да? А кто она? Ты сам просил правду. Я не навязывалась. Вот она - чистая правда. Держи, пользуйся.

- Она помогает мне поддерживать порядок в клубе, следить за дисциплиной...

- Называй это как хочешь. В глазах всего клуба она - стукач. Даже новички это знают.

Пришлось срочно прервать переговоры с чаепитием... сами понимаете, летела боксерская лапа...

Через пять минут в зале он подошел ко мне.

- Пойдем... мы не договорили.

Раунд два. Соперники заняли свои позиции. Бой.

- Неужели всё так плохо?

- Да.

- Может это просто ты так видишь?..

- Хорошо... решай сам... Тебя когда-нибудь сдавали? Тренеру или родителям? В школе стукачи были? Как вы к ним относились?

- Это вообще другое...

- Да ну? Подумай ка... есть группа, есть веселая игра, есть человек который подставляет всю группу и сдает их тренеру... Понимаешь?

- Так это ради порядка. Всё правильно.
 
- Хорошо... Насколько я знаю ты тоже не всегда по правилам поступаешь... хочешь я сдам тебя начальству?

Он резко вдохнул от возмущения.

- Только попробуй!

- Почему нет? Это ведь тоже для порядка...

- Потому что будут последствия!..

- Воооооот... стукачи никому не нравятся. Расслабься, я тебя не сдам. А вот она - не знаю...

Это предположение вызвало улыбку на моем лице, и ему это не понравилось. Вероятно он впервые посмотрел на проблему в этом ракурсе.

Выйдя в зал я поняла что наш громкий разговор слышали многие. И сейчас были весьма удивлены как я вообще вышла от него живой. Вероятно тогда я показалась им неубиваемой... Забавно.

Ещё пару дней я наблюдала как между ними что-то происходит. Сначала она ходила надувшись как мышь на крупу, потом он не говорил ей ни слова... Наконец он снова решил обратиться ко мне.

Раунд три. На ринге всё те же. Бой.

- Она на понимает почему её не любят.

- Не напрягайся, её уже никто тут не будет любить, что бы она ни сделала. 

- В чем она виновата?

- В том что играет на твоей стороне.

- Кстати... доча... а ты почему играешь не на моей стороне а против меня?..

- ... вот прямо сейчас очень в зал захотелось пойти...

Убежала вовремя... сами понимаете, боксерской лапой, да с его-то силой... лучше убежать.

Через пять минут в зале.

- Пойдем... мы не договорили.

Раунд четыре. Когда уже всё это закончится?.. Бой.

- Доча... Мне между прочим обидно, почему ты против меня?...

- Да уж, тебя обидишь!... Я не против тебя, я за них. Чтобы ты глупостей не наделал.

- О чем это ты? Какие глупости?

- А вспомни сколько раз мне от тебя прилетало ни за что?! Потом жалеешь, а уже поздно...

- Кто жалеет? Я?..

- А ты считаешь нормально наехать ни за что?!

- Будем считать, это для профилактики.

Я подозрительно на него посмотрела. Он улыбнулся. Клиент готов, теперь можно и поговорить.

- Теперь давай по факту, без эмоций и обид.

- Давай.

- Тебе нужен порядок, так?

- Так.

- Соответственно стучать она не перестанет. Так?

- Так.

- Отсюда вывод - друзей у нее тут нет и не будет. Так?

Он завис. Этот вывод совсем не нравился его радужному миру с розовой пони - Леной. Я решила оставить его там и продолжила.

- Вот видишь как всё просто. Смирись. Я в зал.

Еще пару дней наблюдала за его молчанием в её присутствии, за её молчанием в присутствии группы... Короче, какие радуги рушились в их мире фантазий даже не заморачивалась, не интересно. Сами разберутся. В моем мире всё шло по плану и без остановок. Но это до определенного дня.

Раунд пять. Вот это новость... Бой.

- Доча... у меня к тебе огромная просьба...

Его тон не внушал надежды на счастливый финал предложения.

- ... ты можешь... с ней подружиться?...

Через секунду осмысления меня пробрал нервный смех. Он издевается? Как такое вообще могло прийти ему в голову?.. Никого во всём клубе она не сдавала больше чем меня... И вот насколько нужно быть мазохистом, чтобы махом забыть всё и начать с ней дружить?... Пока всё это летело в моей голове смех не прекращался. Похоже он обиделся...

- Я серьёзно. Больше некому. Остальные младше вас с ней. Вы обе девочки. Обе давно в клубе. Найдете общий язык...

Слов не было вообще. Я смотрела на него и молча мотала головой давая понять что не будет этого никогда. Ни - ког - да!

Не дождавшись конструктивного диалога он махнул рукой и я ушла в зал.

Ещё долго обдумывала его слова. Нет, не с целью прийти к консенсусу, а с целью понять, как вообще такое предложение могло родиться в его умной голове?.. С какого перепугу я должна это делать? Однозначно нет.

С его стороны временами предпринимались попытки вновь поднять данный вопрос, но ответ всегда был кратким и однозначным. И его уже начинало это злить. Папуля... во что ты вляпался... подружить столь разных девчонок... Бедолага.

Но это не тот человек, который так просто сдается. Понимая тщетность переговоров, он перешел к действиям. Вероятно проанализировав наши характеры и поведение, он решил найти общее и для начала заставить меня... да и всю группу... ей посочувствовать. Как он ошибся...

Разыграв спектакль на тренировке, что она якобы случайно села на его электронный секундомер и "сломала" его. Мы с ребятами молча наблюдали за действием, так интересно... Он строго посмотрел на нее, негромко строго сказал чтобы та прямо сейчас ехала в мастерскую и сдала секундомер в ремонт. И она ушла. Ну... купились на это только парни, я прекрасно знала как он злится по-настоящему. Вероятно спектакль предназначался мне, дабы вызвать к ней сочувствие... ха. Даже не интересно. Забыла как только закрылась за ней дверь зала. Позже в тренерской случилось продолжение оного спектакля... Те же и Сэнсэй.

- А где сегодня Ленка?

Сэнсэй хорошо сыграл свою роль. Правдоподобно, я почти поверила.

- Представляешь, сломала мой секундомер... такие деньги за него отдал, а она как-то умудрилась сломать... Вот отправил в ремонт сдавать.

Я сидела и с невозмутимым видом пила чай. Не... со мной такое не прокатит.

- Оля, ты видела что там произошло? Я так и не понял... она его уронила?..

Непринужденный разговор должен был сделать меня стукачом в данной ситуации... ха. Как она на него села видели все. Но это не значит что сейчас я сдамся тренерам и опущусь до её уровня... знаем мы что последует - "вот, ты её тоже сдала... а она не обижается...". Отхлебнув чай ответила -

- Что? Не... не видела. Вообще на неё не смотрела. Спроси у неё сам, она же тебе всё про всех рассказывает. Что про себя не рассказала?..

С невинным взглядом смотрела ему в глаза. Он вздохнул. Поймать меня не получилось. И он снова злился, но подавать вида не хотел... В его взгляде прочитала, что переходит к плану "б".

- Представляешь, Сэнсэй как расстроился... опять не сдержался, накричал на неё при всех, выставил из зала...

Я делала вид что меня это не касается. Сэнсэй обратился ко мне -

- Видишь, не только на тебя ругаются. Другим тоже достаётся.

Продолжая излучать спокойствие ответила -

- Ну всё правильно... кто виноват того и наказали... а в чем проблема-то? По моему здесь всегда так было... Что случилось-то?...

Решив что не хочу больше в этом участвовать вышла из тренерской.
В этот день Лена приезжала в клуб, но не занималась. Посидев с бумажками ушла домой. На следующий день демонстративно уехала из клуба "в ремонт" и через пол часа вернулась с секундомером. Я понимала что ни в какой ремонт она не ездила. И ремонтировать там было нечего. Спектакль малобюджетный, сценарий так себе, актеры плохо готовились... не впечатлило. И тренер это понял.

В следующий раз мне прилетело задание от Сангера поинтереснее. Душещипательная история в стиле индийского кино... На клубной дискотеке он позвал меня и запер дверь в тренерской.

- Выручай... Похоже к Ленке клеится парень...

Выглядел тренер озадаченно и серьёзно. Но для меня суть вопроса была странной сама по себе...

- И что?... Поздравить её подойти?..

- Мне не нравится этот парень...

- А ты тут при чем?.. Он ей должен нравиться.

- Ты можешь меня выручить?

Понимая к чему он клонит ответила -

- Тебя могу. Её - нет.

Он сердито посмотрел на меня сказав -

- Мне это важно. Так выручишь или нет?!

- Говори в чем суть вопроса. Если смогу, помогу.

- В общем... нужно "отбить" у неё того парня...

- Что я должна сделать??? Ты хоть представляешь о чем просишь? С чего вдруг он будет смотреть на меня, если ему нравится она? Мы совершенно разные.

- Я редко о чем тебя прошу... вот сейчас помоги мне.

- Ну ты понимаешь что я не умею этого делать! Папуля, я не занимаюсь этим... И не представляю как это вообще...

- Или ты попробуешь или я на тебя обижусь!

- Ну ладно... но что из этого получится... нашел кого просить...

Что сказать... не так уж клеился тот парень к Ленке. Один медляк они потанцевали. Я смотрела на всё происходящее и понимала что полный ноль в таких делах. Решив сдаться, вернулась назад и объявила о снятии с себя полномочий. Он злился. Чем там закончилось не знаю, не наблюдала.

Но на этом маневры по сдруживанию нас с Ленкой не закончились, прости господи.

Как-то после очередной ночной репетиции перед выступлением, актерская группа клуба не собрала оружие в верхнем зале. Наспех расходясь по домам в первом часу ночи всё решено было оставить на столах. Разрешил конечно тренер. Никто другой бы так не рискнул поступить самовольно. 
А сегодня, открывая клуб мы с Ленкой услышали звонок телефона. Звонил Сангер, сказал что задержится и приедет позже. Просил нас открыть клуб и начать занятия. Когда в нижнем зале бегало две группы детей, Лена пошла открывать верхний зал. Я оставалась в нижнем и контролировала эту веселую толпу.
Вернувшись, она сказала мне что всё в порядке и можно запускать в верхний зал одну из групп. Я так и сделала. "Отфильтровав" группу Сэнсэя, открыла дверь в фойе и сказала им идти с ней наверх. Сама осталась с группой рукопашного боя внизу. Занятие началось, всё как обычно.

Вскоре приехал Сангер. Он заглянул в наш зал и пошел в верхний. Через какое-то время вернулся оттуда и заменил меня на другого старшего.
Мы втроем зашли в тренерскую.

- Вы в курсе что сейчас происходило в верхнем зале когда я туда зашел?!..

- Нет...

- Дети бегали одни и фехтовали дорогими спортивными мечами для таолу!.. Как вы это объясните?!..

Судя по его тону и виду пришла к выводу что скоро нам наступит трындец. И чем громче он говорит, тем трындец ближе...

- Кто в этом виноват???!

Вдруг стало страшно... Что там происходило на самом деле я не видела, какое оружие пострадало - тоже... Но если учесть что за один меч мне когда-то влетело "мама не горюй"... что же будет сейчас?.. Фантазия самоизолировалась... и это возможно к лучшему.

Он кричал на нас долго и разнообразно. Лена на удивление спокойно сидела и смотрела в пол в одну точку. А я думала... какого чёрта она не убрала оружие из зала когда открыла его? С какой целью это было сделано? Всегда аккуратная лена, складывающая даже спортивные штаны ровно на четыре сложения... и вдруг забыла убрать кучу спортивного концертного оружия... что-то не складывалась... она меня решила подставить? но каким образом? Я была в нижнем зале и даже не поднималась по лестнице... Бред какой-то. Логика отказывалась дружить с ситуацией. Но... после следующих слов тренера всё встало на свои места.

- Раз вы обе виноваты, обе и решайте эту проблему!...

Эмоционально и грозно он говорил что-то еще, но мой мозг уже решил эту загадку и дальнейшие "танцы с бубнами" его не интересовали.

Вероятно "посадив нас в одну лодку", сделав обеих виноватыми, поставив на одну сторону против себя, он решил тем самым сдружить нас... Бедолага.
Как только я это поняла, пришло осознание что всё это снова большой спектакль... с применением реквизита... Кстати только по его словам мечи были попорчены, я этого не видела... Вряд ли он дал бы портить оружие по настоящему. А она не очень-то волнуется между прочим... хотя рыдала после бесед про снег... она тоже в игре! И Сэнсэй в игре. Всё это спектакль для меня? Вот уж фигушки! Срочно выходить из него... так, думай... надо уходить красиво!

- Так что молчите? Кто из вас всё-таки виноват? Или обе?!

Решила дать ей еще один шанс... раз уж за это так беспокоятся оба тренера... ладно, если поддержит, возможно есть вероятность подружиться. Тем более, она тоже в игре, ей ничто не угрожает, велика вероятность что сделает этот шаг...

- Не кричи... допустим я виновата... что дальше?

Я ждала её реакцию. Её ход. Вина на самом деле полностью на ней. Жду пробуждения совести. Давай!... Хотя бы скажи что ТОЖЕ виновата... это тоже сойдет. Но не молчи.

Но она продолжала так же молча сидеть и смотреть в точку на полу. Зато ответил тренер -

- Значит ТЫ признаешься что виновата в этом?!..

И тут я не выдержала...

- Лена!!! Тебе не кажется что это уже чересчур??? Ничего не хочешь сказать???

Он смотрел на нас не перебивая. Но она молчала.

- Лена, на твоих глазах я беру ТВОЮ вину на себя. Ты ничего не хочешь сказать тренеру? Лена? У тебя совсем совести нет???

Наконец тренер вмешался -

- Что происходит? кто виноват?

Она молчала. После паузы я продолжила с наездом уже обращаясь к нему -

- А ты сам решай кто виноват - Я была с детьми в нижнем зале, она открывала верхний. Она сказала мне что там всё в порядке и можно туда отпустить одну группу. Она должна была пойти с ними наверх. Я вела группу в нижнем зале. Теперь вопрос - Кто виноват в том что произошло в верхнем зале???

Они оба молчали. Он грозно смотрел на нас, затем снова повторил свой вопрос -

- Так кто виноват?!..

Это взбесило меня окончательно. Он издевается?... он хочет чтобы я вместе с ней разделили её вину или чтобы сдала её, став стукачом и поставила точку? Игры у вас, тренер!..

- А ты у неё спроси кто виноват!!!

Прокричав это я вышла хлопнув дверью. Последствия этого уже мало волновали, они решили взломать мне мозг... фигушки! За мной в фойе вылетел тренер... хлопать дверью... щас мне влетит... Он рявкнул на всё фойе -

- А ну иди сюда!!!

Вдруг поняла что еще не всё сказала, развернувшись очутилась в метре от него... опасное расстояние. Так же громко крикнула ему в ответ -

- Ты хотел чтобы я с НЕЙ подружилась??? Да у нее совести нет!!! Она готова подставить всех чтобы только ей не влетело!!! Запомни, Я НИКОГДА НЕ БУДУ С НЕЙ ДРУЖИТЬ!!!

Меня трясло от напряжения и адреналина. Минуту мы стояли глядя друг другу в глаза. Потом одновременно развернулись и разошлись - я в зал, он - в тренерскую.

Доигрывали свой спектакль они уже без энтузиазма. Она сделала вид что повезла какой-то меч в ремонт... бред.

Успокоило лишь то, что больше тренер не предпринимал попыток меня с ней подружить. Во всяком случае в ближайшее время.