Нина c ранней юности увлекалась искусством, на своем любительском дилетантском уровне, часами рассматривая репродукции картин великих мастеров. Она мечтала, что наступит время и у нее появится возможность увидеть оригиналы. А пока, сидя в библиотеке , девушка читала биографии великих художников, изучала нюансы техники написания картин, историю их создания. Время пришло, ей удалось побывать в лучших галереях мира и не просто созерцать работы , а чувствовать их, вспоминать библейские сюжеты, узнавать портреты представителей знати, замирать от восторга, вглядываясь в цветовую гамму.
Ее любимый гений- бунтарь , грубиян со вспыльчивым характером , азартный игрок и участник массовых потасовок- Микелянжело Миризи, получил прозвище Караваджо по названию коммуны в Италии. Она всегда , увидев его работу, здоровалась с мастером, вела с ним немой диалог, придумывая ответы на свои вопросы. Первая работа Караваджо, которую Нина увидела в оригинале - ,,Распятие Святого Петра " в церкви Санта - Мария -дель - Пополо в Риме. Для того, чтобы включилась подсветка и шедевр явил борьбу света и тени, ощущение напряжения и тревоги, нужно было опустить в специальный автомат монету 2 евро, на пару минут включалось освещение. Нина ахнула, произошло усиление галлографического эффекта и такая выразительная реалистичность, что она невольно на миг зажмурилась . Сюжет отразил мученичество Святого Петра, который добровольно выбрал распятие вниз головой, поскольку считал себя недостойным принять ту же смерть, что и Иисус. После, когда свет погас, Нина снова и снова бросала монетки, чтобы побыть с этим чудом, ощутить боль, смахнуть набежавшие слезы...
Особенным желанием Нины , было увидеть тайную подругу Караваджо- Фелиде Меландрони. Уже в 14 лет, эта особа была арестована за проституцию, она не отличалась кротким нравом, могла напасть на соперницу с ножом, целясь в лицо, вырвать волосы , тому, кто ее обижал. При таком воинственном характере, природа щедро одарила Фелиде красотой, которая сводила с ума, покоряла сердца мужчин. Дуэли из- за чаровницы случались довольно часто, в сражении участвовали и знатные господа, нисколько не гнушаясь социальным статусом Фелиде.
Встреча состоялась в мадридском музее. Нина , затаив дыхание, всматривалась в знакомое лицо , ощущение реальности было такое сильное, что казалось, Фелиде дышит , что она лишь на минутку преклонила колени , привлекая откровенным взглядом внимание мастера. Нина мысленно завела разговор , обращаясь к царственной львице: ,,Какая же ты порочно- красивая"- прошептала она, любуясь полотном ,,Святая Катерина Александрийская" . Святая , приняла мученическую смерть за веру в Христа. На холсте Караваджо запечатлел колесо пыток с шипами и шпагу- орудие убийства. А Фелиде, в образе Святой Катерины , поражала загадочностью, интригующим взглядом, холеными руками и изящной линией шеи.
-Что смотришь- донесся до Нины приглушенный голос- хочешь, я расскажу тебе о нашей первой встрече с ним? А? Чего ты молчишь? Я открою правду о нем, о его любви ко мне , об одержимости...- голос шел прямо из полотна. Фелиде гримасничала, пугая Нину, сверкала глазами, хищно улыбалась.
- Я слушаю тебя, - борясь с волнением, ответила Нина.
- Слушай, пока я не передумала, иначе никогда не узнаешь правды, никто не узнает, - злобно рассмеялась красавица.
-Ш-ш-ш-ш... закрой глаза... Представь, я шла его соблазнять, поэтому выбрала для встречи нежно - голубое платье, которое выгодно подчеркивало фигуру и тонкую талию . Ох уж этот его дурной характер, он мог отказать мне, сослаться на загруженность, понимаешь, он мог мне отказать!
Переступив порог, я оказалась в полумраке мастерской , лишенной окон, свет попадал через проем в потолке. Запах, едкий, щиплющий глаза, мешал дышать.
( Нина вспомнила, что Караваджо смешивал краски со свинцовым порошком и другими токсичными веществами, содержащими ртуть.)
Великий Караваджо стоял ко мне спиной- продолжила Фелиде- растирал, нагревал, смешивал краски, добавляя все новые компоненты, встряхивал , взбалтывал. Я случайно чихнула, напугав мастера, он вздрогнул и обернулся. В его глазах вспыхнуло пламя страсти, всепоглощающей, дерзкой. Нарушив неловкое молчание, я попросила написать мой портрет. Он сказал, что напишет меня в образе Святой. Святой???? Я рассмеялась ему в лицо:
- Да известно ли вам, что я - жрица любви?
-Это не важно, я хочу, чтобы ваша красота была вне времени!
Он в ажиотаже стал ходить по комнате , размахивал запачканными краской руками, натыкаясь на чудной предмет. ( ,,Обскура" - догадалась Нина, Караваджо проецировал изображение через линзу и зеркало и наносил на холст свинцовыми белилами).
-Да, да!!! Именно в образе Святой- вы - ангел, женщина с ликом светлым !
Фелиде капризно выпятила пухлую губу, и чтобы закрепить свою победу, стала неспешно расстегивать дорогие одеяния , соблазняя, дразня. Он все понял и не устоял на краю искушения, отдался пучине страсти , забыв обо всем на свете.
-Я стала его тайной возлюбленной, я изрядно помотала ему нервы, я так хотела! Как страстно он ревновал, вымещая свой гнев на случайных людях. Ему ничего не стоило после ссоры , запустить поднос в нерасторопного официанта в таверне или разбить окна в чужом доме. А однажды, - Фелиде понизила голос, - он исполосовал ножом известного нотариуса, решив, что мужчина проявляет ко мне интерес.
А знаешь, как тяжело оставаться неподвижной часами? Затекает спина, устают ноги- жаловалась Фелиде- а он был непреклонен. Видишь, я стою на коленях на подушке из красного домаста, которую пожаловал заказчик и покровитель Караваджо- кардинал дель Монте. Чтобы спина меньше болела, я слегка опиралась на колесо в шипах- символ мученичества Святой Катерины. Первое время я не выдерживала, просила перерыв, он злился, швырял краски на пол, топча их в гневе ногами, рвал холст с работой . В неистовом порыве он кричал , что испортил такие дорогие компоненты, что там ляпис - лазурь, крошка полудрагоценного азурита, черный уголь, белый свинец! Я усмиряла его неистовство, обвивала шею руками, шептала , что он великий, уговаривала заново начать работу.
- Открой глаза! Ты заметила, в этой работе свет падает не как обычно с потолка, а справа. Почему? Чтобы картина оживала только в определенном месте . Я знаю, кардинал готовился разместить полотно в особенном интерьере, грешен был, каялся, снова грешил... Смотри внимательнее, видишь, Микеле и черты лица мне изменил , сделав их как у юноши , как думаешь, хотел угодить покровителю или отомстить мне?
- Нет же, совсем нет!- горячо возразила Нина- он просто не мог иначе, он так видел, женские одиночные портреты были большой редкостью у мастера.
- Я уговорила запечатлеть меня в красном платье, но кардинал, он посчитал цвет вульгарным и вынудил Караваджо изменить палитру на фиолетово- синюю, как и цвет тяжелых тканей на колесе, которые он тоже окрасил в темные тона, подчеркнув драматизм и зловещесть . Видишь как тщательно и бережно он прорисовал золотой нимб, как же, без него я выглядела обычной, земной.
А белую блузу, расшитую золотом я выбирала сама, в дорогой лавке на рынке , бархатное платье для меня шили на заказ, учитывая все пожелания художника
. Мне так хотелось гордиться своим портретом, чтобы дамы из высшего света, куда путь мне был заказан, завидовали, восхищались. Я долго терпела... Но в какой- то момент не выдержала:
-Фелиде, подними руки повыше, так, замри... Нет, не получается, - восклицал он через время, теперь ниже, еще, расслабь пальцы, они очень напряженные...
- Вот что, монсиньор ди салате ( так прозвали Караваджо за предпочтение этого блюда всем остальным) , баста!
Я схватила посудину с нарезаными листьями, сдобренными оливковым маслом и запустила прямо в него. Зелень разлетелась по всей мастерской, капли масла попали на холсты, а салатница угодила в плечо художнику. Он сжал кулаки в ответ на мой смех, но не проронил ни слова. Он любил меня!
Знаешь, доверительно сказала Фелиде он не позволял мне смотреть наброски, прятал работу , накрывая полотном, пока не доводил ее до совершенства, пока краски не начинали играть миллионами оттенков, преломляясь и возрождаясь в лучах солнца или свечи, завораживая переходами и полутонами неземного очарования. Это была небесная симфония цветов, которая будила воображение, как будто сам создатель водил кистью художника, открывая сокровенную тайну совершенства.
Он писал только в большом формате. Отчего? Ты знаешь, отчего? Молчишь? Я скажу тебе- чтобы модели были наравне со зрителем, чтобы играли эмоции, мельчайшие детали мимики, глаза в глаза со зрителем.
Нина читала, что Караваджо удалось уничтожить границы картины , на чернильно-черном фоне Святая Катерина не парит в облаках, она касается земли. У ее ног лежит пальмовая ветвь, Катерина осторожно сжимает меч, кончик которого окрашен красным. На лице нет выражения религиозной отрешенности. Изначально Караваджо изобразил колесо полностью,чтобы вписать в композицию, но после закрасил ту часть, которая по легенде сломалась от прикосновения Святой. Непокорный обещающий так много взгляд Фелиде,каштановые волосы, округлые и соблазнительные формы, она искушает, манит пьянящей красотой, что вовсе не вяжется с библейским образом . Караваджо нравилось провоцировать общество, вносить хаос и смуту в сознание людей.
- Десять лет длилась наша связь, а картин, в которых я ему позировала, он написал всего пять ,- злилась Фелиде. Я убила его! - зло выкрикнула куртизанка. Да, да, это он был в образе Олоферна, которого обезглавливает Юдифь. Эти светские неженки из высшего света , впадали в панику от вида картины, он постарался, это выражение ужаса на лице Олоферна... Он забавлялся, видя, как они бледнеют , созерцая его творение.
Вспомнив лицо Фелиде, позирующей для картины ,,Юдифь, обезглавливающая Олоферна" , Нина осознала, что женщине нравилось убивать, ни тени смятения, только жестокость, упоение насилием. Караваджо усиливает эффект, противопоставляя свет и тень, драматизм обострен до предела. Фелиде не читала библейские притчи, она была собой, наслаждалась властью над мужчиной.
Ты, Ты...- Нина никак не могла подобрать подходящие слова- она отвернулась и зашагала прочь, подальше от этого исчадия зла, воплощения жестокости. Ей вслед несся хриплый смех музы Караваджо.