Откровения Фелиде

Виктория Романюк
      Нина c ранней юности увлекалась искусством, на своем любительском  дилетантском уровне, часами рассматривая репродукции картин великих мастеров.  Она мечтала, что наступит время и у нее появится возможность увидеть оригиналы. А пока,  сидя в  библиотеке , девушка   читала   биографии великих художников, изучала нюансы техники написания картин,  историю их создания. Время пришло, ей удалось побывать в лучших галереях мира и не просто созерцать работы , а чувствовать их, вспоминать библейские сюжеты, узнавать  портреты представителей  знати, замирать от восторга, вглядываясь в  цветовую гамму.
 
     Ее любимый гений- бунтарь , грубиян со вспыльчивым характером , азартный игрок и участник массовых потасовок- Микелянжело Миризи, получил прозвище Караваджо по названию коммуны в Италии. Она всегда , увидев его работу, здоровалась с мастером, вела  с ним  немой диалог, придумывая ответы на свои вопросы. Первая работа Караваджо, которую Нина увидела в оригинале - ,,Распятие Святого Петра "  в церкви Санта - Мария -дель - Пополо   в Риме. Для того, чтобы включилась подсветка и шедевр  явил борьбу света и тени, ощущение напряжения и тревоги, нужно было опустить в специальный автомат монету 2 евро, на пару минут включалось освещение. Нина  ахнула, произошло усиление галлографического эффекта и такая выразительная реалистичность, что она невольно  на миг зажмурилась . Сюжет отразил  мученичество Святого Петра, который добровольно выбрал распятие вниз головой, поскольку считал себя недостойным принять ту же смерть, что и Иисус. После, когда свет погас, Нина снова и снова бросала монетки, чтобы побыть с этим чудом, ощутить боль, смахнуть   набежавшие слезы...
 
    Особенным желанием Нины , было увидеть тайную подругу Караваджо- Фелиде Меландрони. Уже в 14 лет, эта особа была арестована за проституцию, она не отличалась кротким нравом, могла напасть на соперницу с ножом, целясь в лицо, вырвать волосы , тому, кто ее обижал. При таком воинственном характере, природа щедро   одарила  Фелиде  красотой, которая сводила с ума, покоряла сердца мужчин. Дуэли из- за чаровницы  случались довольно  часто, в сражении участвовали  и знатные господа, нисколько не гнушаясь социальным статусом Фелиде.
 
      Встреча состоялась в мадридском  музее.  Нина  , затаив дыхание,   всматривалась в знакомое  лицо  , ощущение реальности  было такое сильное, что казалось, Фелиде дышит , что она лишь на минутку преклонила колени   ,  привлекая  откровенным  взглядом  внимание мастера.  Нина   мысленно  завела разговор , обращаясь к царственной львице:   ,,Какая же ты порочно- красивая"-   прошептала она, любуясь  полотном ,,Святая Катерина Александрийская" . Святая  , приняла  мученическую смерть за веру в Христа.  На холсте Караваджо запечатлел колесо пыток с шипами и шпагу- орудие убийства.  А Фелиде, в образе Святой Катерины , поражала  загадочностью, интригующим  взглядом, холеными руками и изящной линией шеи.
 
     -Что смотришь- донесся до Нины приглушенный  голос-  хочешь, я расскажу тебе о нашей первой встрече  с ним? А? Чего ты молчишь? Я открою  правду о нем, о его любви ко мне , об одержимости...- голос шел прямо из полотна. Фелиде гримасничала, пугая Нину, сверкала глазами, хищно улыбалась.

   - Я слушаю тебя, - борясь  с волнением, ответила Нина.

   - Слушай, пока я не передумала, иначе никогда не узнаешь правды, никто не узнает, - злобно рассмеялась красавица.
 
     -Ш-ш-ш-ш... закрой глаза... Представь, я шла его  соблазнять, поэтому выбрала для встречи  нежно - голубое платье, которое выгодно  подчеркивало    фигуру  и тонкую талию . Ох уж этот его дурной характер,  он мог отказать мне, сослаться на загруженность, понимаешь, он мог мне отказать!

      Переступив порог, я оказалась  в   полумраке мастерской  , лишенной окон, свет  попадал через проем  в потолке. Запах, едкий, щиплющий глаза,   мешал дышать.
     ( Нина вспомнила, что Караваджо смешивал краски со свинцовым порошком и другими токсичными веществами, содержащими ртуть.)

      Великий Караваджо  стоял ко мне спиной- продолжила Фелиде- растирал, нагревал,  смешивал краски, добавляя все новые компоненты, встряхивал , взбалтывал.  Я  случайно чихнула,  напугав мастера, он вздрогнул и обернулся.  В его глазах вспыхнуло   пламя страсти, всепоглощающей, дерзкой.    Нарушив неловкое  молчание, я  попросила написать мой портрет.  Он сказал, что напишет меня в образе Святой. Святой???? Я рассмеялась ему в лицо:

     - Да известно ли вам,   что  я - жрица любви?
 
      -Это не важно, я хочу, чтобы ваша красота  была вне времени!

    Он в ажиотаже стал ходить по комнате , размахивал  запачканными краской руками,  натыкаясь на чудной предмет. ( ,,Обскура" - догадалась Нина, Караваджо проецировал изображение через линзу и зеркало  и наносил  на холст свинцовыми белилами).

     -Да, да!!! Именно в образе Святой- вы - ангел, женщина с ликом  светлым !

      Фелиде капризно выпятила пухлую губу,  и чтобы закрепить свою победу,  стала  неспешно расстегивать   дорогие одеяния , соблазняя, дразня. Он все понял и не устоял на краю искушения, отдался   пучине страсти , забыв обо всем на свете.
 
      -Я стала его тайной возлюбленной, я изрядно помотала ему нервы, я так хотела! Как страстно  он ревновал,  вымещая свой гнев на случайных людях. Ему ничего не стоило  после ссоры ,  запустить поднос  в нерасторопного официанта в таверне или разбить окна в чужом доме. А однажды,  - Фелиде понизила голос, -   он исполосовал ножом известного нотариуса, решив, что мужчина проявляет   ко мне интерес.
 
       А знаешь, как тяжело оставаться неподвижной часами? Затекает спина, устают ноги- жаловалась Фелиде- а он был непреклонен.  Видишь, я стою на коленях на  подушке из красного домаста, которую    пожаловал  заказчик и   покровитель Караваджо- кардинал  дель Монте.  Чтобы спина меньше болела, я слегка опиралась на колесо в шипах- символ мученичества Святой Катерины. Первое время я не выдерживала, просила перерыв, он злился, швырял краски на пол, топча их в гневе ногами,  рвал холст с работой .    В неистовом  порыве он кричал , что испортил   такие дорогие компоненты,  что там ляпис - лазурь, крошка  полудрагоценного азурита, черный уголь, белый свинец!  Я усмиряла его неистовство, обвивала шею руками, шептала , что он великий, уговаривала  заново начать работу.

    -   Открой глаза!  Ты заметила, в этой работе   свет падает не как обычно с потолка, а справа. Почему?    Чтобы картина оживала только в определенном месте .  Я  знаю, кардинал готовился разместить полотно в особенном интерьере, грешен был, каялся, снова грешил... Смотри внимательнее, видишь,  Микеле и черты лица мне изменил , сделав их  как у юноши , как думаешь, хотел угодить покровителю или отомстить мне?
 
   - Нет же, совсем нет!- горячо возразила  Нина- он просто не мог иначе, он так видел, женские одиночные портреты были большой редкостью у  мастера.
 
   -  Я уговорила    запечатлеть меня  в красном платье, но  кардинал, он посчитал цвет вульгарным и вынудил  Караваджо  изменить  палитру    на фиолетово- синюю,   как  и цвет   тяжелых тканей  на колесе, которые  он тоже окрасил в темные тона, подчеркнув  драматизм и зловещесть .   Видишь   как тщательно и бережно  он прорисовал золотой нимб, как же, без него я выглядела обычной, земной.
 А белую блузу, расшитую золотом я выбирала сама, в  дорогой лавке на рынке ,   бархатное платье для меня шили на заказ, учитывая все пожелания  художника
. Мне так хотелось гордиться своим портретом, чтобы дамы из высшего света, куда путь мне был заказан, завидовали, восхищались. Я долго  терпела... Но в какой- то момент не выдержала:
 
    -Фелиде, подними руки повыше, так, замри... Нет, не получается, - восклицал он через время, теперь ниже, еще, расслабь пальцы, они очень напряженные...

    - Вот что, монсиньор ди салате ( так прозвали Караваджо за предпочтение этого блюда всем остальным) , баста!
 
      Я схватила посудину с нарезаными листьями, сдобренными оливковым маслом и запустила прямо в него.  Зелень разлетелась по всей мастерской, капли масла попали на холсты, а салатница угодила в плечо художнику. Он сжал кулаки в ответ на мой смех, но не проронил ни слова. Он любил меня!

     Знаешь, доверительно сказала Фелиде он  не позволял мне смотреть наброски,  прятал работу , накрывая   полотном, пока не доводил ее до совершенства, пока краски не начинали играть миллионами оттенков, преломляясь и возрождаясь в лучах солнца или свечи, завораживая  переходами и полутонами неземного очарования. Это была небесная симфония цветов, которая будила воображение, как будто сам создатель водил кистью художника, открывая   сокровенную  тайну совершенства.
 
     Он писал только в большом формате. Отчего? Ты знаешь, отчего?  Молчишь? Я скажу тебе- чтобы модели были наравне со зрителем,  чтобы  играли   эмоции, мельчайшие детали мимики, глаза в глаза со зрителем.
 
     Нина  читала, что Караваджо удалось уничтожить границы картины , на чернильно-черном фоне Святая Катерина не парит в облаках, она касается земли. У ее ног лежит пальмовая ветвь, Катерина осторожно сжимает меч, кончик которого окрашен красным. На лице нет выражения религиозной отрешенности.   Изначально Караваджо изобразил колесо полностью,чтобы вписать в композицию,  но после закрасил ту часть, которая по легенде сломалась от прикосновения Святой.  Непокорный  обещающий так много взгляд Фелиде,каштановые волосы,  округлые и  соблазнительные формы, она искушает, манит пьянящей красотой,  что вовсе не вяжется с  библейским образом . Караваджо нравилось провоцировать общество, вносить хаос и смуту в сознание людей. 
 
    - Десять лет длилась наша связь, а картин, в которых я ему позировала, он  написал всего пять ,- злилась Фелиде. Я убила его! - зло выкрикнула куртизанка. Да, да,  это он был в образе Олоферна, которого обезглавливает Юдифь.  Эти светские неженки из высшего света , впадали в панику от вида картины, он постарался, это выражение ужаса на лице Олоферна... Он забавлялся, видя, как они бледнеют  , созерцая  его творение.
 
    Вспомнив  лицо Фелиде,  позирующей для картины ,,Юдифь, обезглавливающая Олоферна" , Нина  осознала, что женщине  нравилось убивать, ни тени смятения, только жестокость, упоение  насилием. Караваджо усиливает эффект,   противопоставляя свет и тень, драматизм обострен до предела. Фелиде не читала библейские притчи, она была собой, наслаждалась   властью над мужчиной.
 
    Ты, Ты...- Нина никак не могла подобрать подходящие слова- она  отвернулась и зашагала прочь, подальше от этого исчадия зла, воплощения жестокости. Ей вслед  несся хриплый смех музы Караваджо.