Неволя - слово актуальное. Охота на слова

Александр Ерошкин
В повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» есть очень значимый эпизод, когда Петруша Гринёв едет с Пугачёвым в одной кибитке в Белогорскую крепость, чтобы освободить из швабринского плена  Машу, дочь капитана Миронова. Естественно, они между собою беседуют.
 
— Что говорят обо мне в Оренбурге? — спросил Пугачев, помолчав немного.
— Да, говорят, что с тобою сладить трудновато; нечего сказать: дал ты себя знать. 
Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие.— Да! — сказал он с веселым видом. — Я воюю хоть куда. Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой?  Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон. Как ты думаешь: прусский король мог ли бы со мною потягаться?
Хвастливость разбойника показалась мне забавна.
— Сам как ты думаешь? — сказал я ему, — управился ли бы ты с Фридериком?
— С Федор Федоровичем? А как же нет? С вашими енаралами ведь я же управляюсь; а они его бивали. Доселе оружие мое было счастливо. Дай срок, то ли еще будет, как пойду на Москву.
— А ты полагаешь идти на Москву?
Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:— Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.
— То-то! — сказал я Пугачеву. — Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?
Пугачев горько усмехнулся.— Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.
— А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!
— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?
— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.
Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления.

Мне думается, что фраза «Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал» несёт очень большую нагрузку, об этом уже говорят многие, но официальная точка зрения пока остаётся прежней, без изменений. Имею в виду, что автор «Капитанской дочки» понимал, что официальная история наполнена  ложью, потому симпатии его на стороне мятежников, которые верны данному слову, честны и помнят сделанное им добро.

Коснёмся нескольких моментов, предшествующих этому разговору.

Приехав в Оренбург, Петруша Гринёв попал сразу к  генералу Андрею Карловичу, с которым когда-то служил отец Петруши. Генерал направил служить Гринёва « в    полк и на границу киргиз-кайсацких степей». Гринёв пообедал втроём  с генералом и его старым адъютантом. «Строгая немецкая экономия царствовала за его столом, и я думаю, - говорит Пётр Гринёв, - что страх видеть иногда лишнего гостя за своею холостою трапезою было отчасти причиною поспешного удаления моего в гарнизон».

От себя добавлю, что генерал плохо говорил по-русски, он даже не понял, что значит держать в ежовых рукавицах.

О Пугачёве мы знаем исключительно со слов победителей. В шестой главе повести сообщается первая весть о «пугачёвщине»  в письме из Оренбурга нём коменданту Белогорской крепости:

«По секрету.
 Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства. Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца, а буде можно и к совершенному уничтожению оного, если он обратится на крепость, вверенную вашему попечению».

На что хочу обратить внимание. Раскольниками в России стали называть тех, кто остался верен старой вере, кто не изменил прежних своих убеждений. Раскол произведён патриархом Никоном по указанию царя. Никона обвинили в превышении полномочиями,  Никона низложили, но ни одного изменения, введённого Никоном, не отменили. Значит, царская власть Романовых была заинтересована в проведении именно такой реформы, которая раскалывала общество и давала  возможность принимать  на  госслужбу иностранцев. По сути с приходом династии Романовых, поддержанных Западом, Россия была оккупирована на триста лет. Но эти триста лет отнесли на далёкое прошлое и татаро-монгольское иго, которого не было и нет никаких доказательств, что оно оставило значительные следы.

В Белогорскую крепость поступило  воззвание Пугачёва. Текст его нам не известен, но есть комментарии. Читаем фрагменты повести «Капитанская дочка»:

«Мы собрались опять. Иван Кузмич в присутствии жены прочел нам воззвание Пугачева, писанное каким-нибудь полуграмотным казаком. Разбойник объявлял о своем намерении немедленно идти на нашу крепость; приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал не супротивляться, угрожая казнию в противном случае. Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей. 
- Каков мошенник! — воскликнула комендантша. — Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамена! Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись? Неужто нашлись такие командиры, которые послушались разбойника?
— Кажется, не должно бы, — отвечал Иван Кузмич. — А слышно, злодей завладел уж многими крепостями.
— Видно, он в самом деле силен, — заметил Швабрин.
— А вот сейчас узнаем настоящую его силу, — сказал комендант. — Василиса Егоровна, дай мне ключ от анбара. Иван Игнатьич, приведи-ка башкирца да прикажи Юлаю принести сюда плетей».

И ещё один фрагмент.

«Пытка в старину так была укоренена в обычаях судопроизводства, что благодетельный указ, уничтоживший оную, долго оставался безо всякого действия. Думали, что собственное признание преступника необходимо было для его полного обличения, — мысль не только неосновательная, но даже и совершенно противная здравому юридическому смыслу: ибо, если отрицание подсудимого не приемлется в доказательство его невинности, то признание его и того менее должно быть доказательством его виновности. Даже и ныне случается мне слышать старых судей, жалеющих об уничтожении варварского обычая. В наше же время никто не сомневался в необходимости пытки, ни судьи, ни подсудимые. Итак, приказание коменданта никого из нас не удивило и не встревожило. Иван Игнатьич отправился за башкирцем, который сидел в анбаре под ключом у комендантши, и через несколько минут невольника привели в переднюю. Комендант велел его к себе представить.
Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем. «Эхе! — сказал комендант, узнав, по страшным его приметам, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. — Да ты, видно, старый волк, побывал в наших капканах. Ты, знать, не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстрогана башка. Подойди-ка поближе; говори, кто тебя подослал?
Старый башкирец молчал и глядел на коменданта с видом совершенного бессмыслия. «Что же ты молчишь? — продолжал Иван Кузмич, — али бельмес по-русски не разумеешь? Юлай, спроси-ка у него по-вашему, кто его подослал в нашу крепость?
Юлай повторил на татарском языке вопрос Ивана Кузмича. Но башкирец глядел на него с тем же выражением и не отвечал ни слова.
— Якши, — сказал комендант, — ты у меня заговоришь. Ребята! сымите-ка с него дурацкий полосатый халат да выстрочите ему спину. Смотри ж, Юлай: хорошенько его!
 Два инвалида стали башкирца раздевать. Лицо несчастного изобразило беспокойство. Он оглядывался на все стороны, как зверок, пойманный детьми. Когда ж один из инвалидов взял его руки и, положив их себе около шеи, поднял старика на свои плечи, а Юлай взял плеть и замахнулся, — тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, в котором вместо языка шевелился короткий обрубок».


Одна  и та же ситуация повторяется и даёт возможность автору делать выводы. Рассмотрим такие моменты в деталях.

Невеста Петруши Гринёва  Маша, дочь капитана Миронова, находится в неволе, в плену  у  Швабрина. Эта территория контролируется сторонниками Пугачёва.

Гринёв участвует в военном  совете в Оренбурге, где, кстати, кроме генерала,  других военных нет.

- А что Маша, капитанская дочка? -  Я отвечал, что она осталась в крепости на руках у попадьи. «Ай, ай, ай! — заметил генерал. — Это плохо, очень плохо. На дисциплину разбойников никак нельзя положиться. Что будет с бедной девушкою? 
 Я отвечал, что до Белогорской крепости недалеко, и что, вероятно, его превосходительство не замедлит выслать войско для освобождения бедных ее жителей. Генерал покачал головою с видом недоверчивости. «Посмотрим, посмотрим, — сказал он. — Об этом мы еще успеем потолковать. Прошу ко мне пожаловать на чашку чаю: сегодня у меня будет военный совет. Ты можешь нам дать верные сведения о бездельнике Пугачеве и об его войске.

 Вопрос о возможности малыми силами освободить Белогорскую крепость даже не обсуждается.

 Между тем собрались и прочие приглашенные. Между ими, кроме самого генерала, не было ни одного военного человека. Когда все уселись и всем разнесли по чашке чаю, генерал изложил весьма ясно и пространно, в чем состояло дело. «Теперь, господа, — продолжал он, — надлежит решить, как нам действовать против мятежников: наступательно или оборонительно?»

Ещё факт, который характеризует, кто и чего стоит. Маша, находясь в плену у Швабрина в Белогорской крепости, написала Петру Гринёву письмо, что Швабрин принуждает её стать его женою.  « А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович. Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезет меня в лагерь к злодею, и с вами-де то же будет, что с Лизаветой Харловой».

Гринёв предложил генералу в Оренбурге с небольшим числом солдат и казаков очистить Белогорскую крепость  от мятежников. Ответ генерала поражает своим цинизмом.
— Дочь капитана Миронова, — сказал я ему, — пишет ко мне письмо: она просит помощи; Швабрин принуждает ее выйти за него замуж.
— Неужто? О, этот Швабрин превеликий Schelm , и если попадется ко мне в руки, то я велю его судить в двадцать четыре часа, и мы расстреляем его на парапете крепости! Но покамест надобно взять терпение...
— Взять терпение! — вскричал я вне себя. — А он между тем женится на Марье Ивановне!..
— О! — возразил генерал. — Это еще не беда: лучше ей быть покамест женою Швабрина: он теперь может оказать ей протекцию; а когда его расстреляем, тогда, бог даст, сыщутся ей и женишки. Миленькие вдовушки в девках не сидят; то есть, хотел я сказать, что вдовушка скорее найдет себе мужа, нежели девица.
— Скорее соглашусь умереть, — сказал я в бешенстве, — нежели уступить ее Швабрину!
— Ба, ба, ба, ба! — сказал старик. — Теперь понимаю: ты, видно, в Марью Ивановну влюблен. О, дело другое! Бедный малый! Но все же я никак не могу дать тебе роту солдат и полсотни казаков. Эта экспедиция была бы неблагоразумна;   я не могу взять ее на свою ответственность.

И совсем иначе отреагировал на ту же просьбу Пугачёв. Он сам поехал освобождать Марию Ивановну Миронову, и приведённый ранее разговор состоялся по пути к Белогорской крепости.


В крепости Швабрин сказал Пугачёву:
- Гринев вас обманывает. Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова, который казнен при взятии здешней крепости.
Пугачев устремил на меня огненные свои глаза.
— Это что еще? — спросил он меня с недоумением.
— Швабрин сказал тебе правду, — отвечал я с твердостию.
— Ты мне этого не сказал, — заметил Пугачев, у коего лицо омрачилось.
— Сам ты рассуди, — отвечал я ему, — можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива. Да они бы ее загрызли. Ничто ее бы не спасло!
— И  то  правда, — сказал, смеясь, Пугачев. — Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их.
— Слушай, — продолжал я, видя его доброе расположение. — Как тебя назвать не знаю, да и знать не хочу... Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем бога молить о спасении грешной твоей души...
Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. «Ин быть по-твоему! — сказал он. — Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»

Я уже отмечал, что о Пугачёве мы знаем только то, что о нём говорили и писали победители. Подлинные протоколы допросов не сохранились, есть только копии  более позднего изготовления.

Воспроизвожу полный текст ПРЕДИСЛОВИЯ Александра Сергеевича Пушкина к «Истории пугачёвского бунта».


«Сей исторический отрывок составлял часть труда, мною оставленного. В нем собрано все, что было обнародовано правительством касательно Пугачева, и то, что показалось мне достоверным в иностранных писателях, говоривших о нем. Также имел я случай пользоваться некоторыми рукописями, преданиями и свидетельством живых.
Дело о Пугачеве, доныне не распечатанное, находилось в государственном санкт-петербургском архиве вместе с другими важными бумагами, некогда тайнами государственными, ныне превращенными в исторические материалы. Государь император по своем восшествии на престол приказал привести их в порядок. Сии сокровища вынесены были из подвалов, где несколько наводнений посетило их и едва не уничтожило.
Будущий историк, коему позволено будет распечатать дело о Пугачеве, легко исправит и дополнит мой труд – конечно несовершенный, но добросовестный. Историческая страница, на которой встречаются имена Екатерины, Румянцова, двух Паниных, Суворова, Бибикова, Михельсона, Вольтера и Державина, не должна быть затеряна для потомства.
А. Пушкин
2 ноября 1833, село Болдино».

Историки, писавшие о Пугачёве и его времени, без всякого основания назвали его раскольником. Они нарисовали из его образа  пьяницу. Но это как раз не характерно для раскольников, то есть сторонников старой веры. Всю жизнь я присматриваюсь к людям этой веры. Многие скрывали свои связи с прошлым, но всё равно я выделял их по незначительным признакам. Даже Терентий Семёнович Мальцев, народный академик из Курганской области, в личной беседе со мной признался, что у него корни от старой веры. И пугачёвщина – это не крестьянская война, это война по искоренению остатков  древней империи. И многие последующие войны – это стремление паразитических слоёв общества покорить всё человечество  и подчинить своей воле. И мы участники этого процесса, и мы должны понимать, как постепенно ущемляются наши естественные права, и мы оказываемся в неволе у обстоятельств.

Смотрим словарь Владимира Ивановича Даля.

НЕВОЛЯ ж. противопол. воля, непростор, несвобода, принуждение, нужа, нуда, подвластность силе, зависимость, покорность чужой воле, внешнее ограничение хотения, желания и самого действия.
|| Рычаг; подвести неволи, рычаги, подъемы, ваги, чегени. Всяк под неволей у страстей своих! Все под неволей обычаев. Узники содержатся в неволе. Неволя барский дом: походя наешься, стоя выспишься! В полюбовном дележе никакой неволи. И медведь в неволе пляшет. Такая воля, что рад бы неволе, худо. Степени неволи, как состояния, весьма различны: невольничество, рабство, крепостной быт (стар. холопство), кабала, плен, заключение (узничество); зависимость, подвластность, подчиненность и пр.
Неволей, заневолю, поневоле, изподневоли, вопреки хотению, принужденно, по принуждению. Неволею (осиливая) города берут. Заневолю с мужем — коли друга нет. Поневоле клин из-под обуха прет. Изподневоли одну барщину работать, как-нибудь.
Воля доводит до неволи, своеволие. Не бойся неволи, а бойся воли. И в неволе, да в холе. Волк на воле, да и воет доволе.
Неволя крушит, а воля губит.
Воля, неволя — да такая наша доля. Горькая неволюшка заела мою долюшку. Неволя чего не делает! Неволя учит и ума дает. Неволя и сама неволит.
Волю неволя учит. И на волю приходит неволя. Неволя волю одолевает. Неволя песням учит (птицу). Неволя скачет, неволя пляшет, неволя песенки поет. Неволя пьет медок, а воля — водицу.
Бог даст волю, забудешь и неволю.
Неволя стоит до воли.
Воля, спаси, и неволя, спаси! т. е. терпи.
Воля заведет в неволю.
Своя воля страшней неволи.
Такое дело, что неволя приспела.
Неволя бьет Ермола: Ермол и не виноват, да нельзя миновать.
И боярин в неволе — у прихотей своих.
Холоп в неволе у господина, а господин у своих затей.
Под старость все неволя.
Неволей только татары брали.
 В гостях, что в неволе.
Врать, своя неволя (охота).
Неволье ср. неволя, насилие. Живем под невольем. Кому приволье, кому неволье или подневолье.
Невольный, сущий в неволе, зависимый, несвободный, кому не дано своей воли, исполняющий волю другого. Мы люди невольные, что прикажут, то и делаем. Больно, да дело-то невольно. Гость невольный человек, где посадят, тут и сядет.
|| Сделанный не по своей воле, по принуждению, от покорности силе, власти; вынужденный людьми или обстоятельствами. Служба дело невольное. Невольно уступишь, как на горло наступят. Невольное замужество не веселье.
|| Неумышленный, ненамеренный, ненарочный; что сделано нечаянно, невзначай или нехотя, невознатьи арх., невнарок, ненароком; ошибкой или по неведению. Невольный грех и Бог простит. Невольные поступки невменяемы. Невольный грех живет на всех. Невольный грех (или прегрешение) отпускается. Невольный бус, горн. сор, мелочь рудная. С вами невольно согрешишь, и нехотя.
Невольно пролжется дитя, когда без толку бьют.
Невольность ж. состояние невольного; неволя, неволье. Невольство ср. то же, но говор. только о сост. живого существа.
Тяжело невольство и скоту. Неволить, неволивать кого чем, к чему; нудить, принуждать, вынуждать, понуждать, заставлять силой или властью. Кто тебя неволит? хочешь, утопись, не хочешь, удавись! Я сроду никого не неволивал. Всего лучше, себя неволить. Потчивать потчуй, а неволить не неволь. || Неволить чего, не хотеть, не желать, не соизволять. Неволишь есть, так сыт. Неволиться, принуждаться: быть приневоливаему; || неволить себя, нудиться. Я много неволился, да не могу есть молока. Он бы и не стал так делать, да неволится родными. Выневолить подарок. Доневолиться донельзя. Он меня изневолил совсем. Поневольтесь, говор. потчуя гостей. Нашего бурмистра подневолили главному управителю. Его не переневолишь, упрям. Приневоливай его учиться. Проневолился целый день, нет, к вечеру слег.
Неволение ср. неволька ж. действие по знач. глаг.
|| Неволька, снаряд различного вида, для сгнета, стягивания, сжима; скоба с лапами и с винтом, для стяжки обода, при шиновке колес; род тисочков, для сжатия и вставки на место ружейной пружины.
Ем неволькой — а еще бы столько! Людям неволька, а бобину сыну поволька. Неволевать кем, чем, перм. не владеть, не владать, не управлять по своей воле, не иметь власти, силы.
Невольник м. невольница ж. зависящий не от своей воли, порабощенный какой-либо сторонней силой. Всяк невольник обстоятельств, а иной и страстей своих. Невольник не богомольник. Божьи невольники счастливы. || Арестант, узник, заключенник, подстражник, колодник, стар. вязень, взятый под караул, под стражу. В деловых сношениях слово невольник заменено сл. арестант.
|| Иногда вм. пленник, особ. говоря о воровском набеге, полоненик.
|| Раб, холоп, смерд, крепостной, купленный и кабаленный, давший на себя кабалу, которой теперь уже нет у нас. Мусульмане охотно берут в жены невольниц. Торг невольниками ныне преследуется. Невольников, невольницын, им лично принадлежащий; невольнический, невольничий, к ним относящ., им свойственный. Невольническое состояние. Невольничий быт. Невольничество ср. состояние, быт и жизнь невольника. Невольничать кого, бесперечь неволить или держать под принуждением; невольничание ср. действие по глаг. Толковый словарь живого великорусского языка