Рецензия. Шукшин Сапожки, Игнаха приехал

Ангелина Воскресенская
Рецензия. Шукшин / Сапожки / Игнаха приехал.
Ангелина Львовна Воскресенская
 "Думай о великом, но находи удовольствие в маленьких радостях."
  Автор выбрал любимый им жанр рассказа, короткого литературного произведения. Жанр предусматривает несложный сюжет, ограниченное число действующих лиц. Действительно, сюжет можно пересказать в нескольких словах: Сергей Духанин, шофёр, приехав в город за запчастями, зашёл в магазин и неожиданно купил дорогие для него (целых шестьдесят пять рублей) сапожки для жены. Сапожки оказались малы, их отдали старшей дочери Груше. Вот и всё? Нет, не всё. Рассказы Шукшина только на первый взгляд несложные, незамысловатые. То, что мы называем сюжетом, - это верхняя плёнка рассказа. (Сюжет – «ход повествования о событиях, способ развертывания темы или изложения фабулы»). За простеньким сюжетом у Шукшина – мир сложных человеческих чувств. В мире сложных человеческих чувств с самого начала возникают проблемы, которые главному герою Сергею Духанину трудно разрешить. Крестьянская основательность и рассудительность заставляют Сергея подумать, обмозговать. Слёзы радости на глазах Клавдии – это та деталь, которая сыграет свою роль в повествовании. С этого момента автор открывает композиционный круг. Слёзы на глазах Клавдии появятся в конце рассказа. Для героя рассказа красующиеся на прилавке сапожки – не только красивая вещь. Это символ, это знак другой жизни, другого мира: мира мечты, желаний. Сапожки заставляют героя осмыслить свою жизнь, задуматься, для чего живёт человек? Время идёт, «сорок пять лет уже». А что успел увидеть, много ли радости было? «И так и пойдёшь к той ямке, в которую надо ложиться, - а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?»  В.Шукшин предлагает читателю задуматься о том, что такое жизнь, из чего она складывается; что ее украшает, делает привлекательной, а что – губит, уродует. Сапожки заставляют Сергея Духанина отвлечься от обыденности, подумать о счастье, о возможности маленького, но всё же праздника в их семье. Так что же такое эти сапожки? Это тот кусочек красоты, который, по мнению автора, способен изменить если не мир, то хотя бы жизнь героев рассказа. Пусть будет минута – но счастья, радости.  В этом маленьком эпизоде, как в капле воды, сконцентрировались извечные проблемы бытия, которые так трудно решать. Василий Шукшин предлагает не замахиваться на необъятное: принеси радость близким, освети, как лучиком, хоть один день их жизни. Такие радости не забываются, из них и составляются лучшие воспоминания о прожитом. В процессе истолкования рассказа замечается, что Шукшин умело совмещает в своем произведении два пласта. Первый – это несложный сюжет – покупка сапожек. Второй пласт интереснее и глубже: это внутренняя жизнь Сергея Духанина, его размышления, отношение к людям. Два пласта идут в рассказе параллельно. С юмором описывает автор процесс покупки сапожек. (Шукшин использует градацию, действие развёртывается, становясь всё более напряжённым.) Разговор с продавщицей, недоброй, хамоватой, всё более  раскрывает характер героя. Сергей — простой рабочий человек, не прочь иногда выпить, однако в нём есть чувство собственного достоинства, спокойная уверенность в себе. Столкнувшись с грубостью молодой продавщицы, Сергей не грубит ей в ответ. Наоборот, её несдержанность кажется ему странной: почему она не помогает ему в покупке вещи, не советует, не объясняет? „Белая ненависть" стояла в её глазах. „Больная, на¬верно," - пожалел Сергей. Не рассердился, не отчитал, а пожалел. Герой с юмором, неожиданным для продавщицы, обращается к ней: „Да не гляди ты  на меня, не гляди, милая, — женатый я". Сергей открыто улыбается, разговаривает по-доброму — и этим даёт отпор хамству. Такие люди идут по миру с открытым сердцем и притягивают к себе других. К кульминации автор подводит осторожно. втор замедляет ритм действия рассказа. Напряжённость нарастает. И вот он, вопрос дочери: „Пап, ничего не купил?" „Купил", — ответил Сергей, и действие замерло, остановилось. На него смотрят молча, потому что «так» это „купил" было сказано. Дальнейшее действие переключается на жену Клавдию. Её образ едва намечен в рассказе. Автор использует в её характеристике сравнения: „она иногда, как маленькая, до слёз радуется; они с утра до ночи, как заводные; тряхнула головой, как она делала когда-то, когда была молодой". Однако до того, как Клавдия возьмёт в руки сапожки, характер героини не проявляется.
 Итак, жена открыла коробку: „...из коробки выглянули сапожки". В выборе слов автор точен: „выглянули", как будто и сапожки не уверены в том, как к ним здесь отнесутся. Клавдия пытается натянуть сапожок, но он не лезет, „застрял. На ресницах жены Сергей видит капельки слёз. Вот они, слёзы, которые повторяет автор, но придаёт им уже иной смысл. Блестят слёзы и обиды, и радости. Обидно, что не удалось ей, трудовой женщине, хоть раз надеть такие сапожки; но и радостно, потому что... И здесь много причин и объяснений, почему мы иногда от радости плачем. Сапожки достаются дочери Груше, Сергей курит на ступеньке у кухонной двери, а в доме то „хорошее состояние», та „редкая гостья - минута", которая и запоминается на всю жизнь.
 Автор не ставит в рассказе точку. Жизнь героев продолжается. Но остается ощущение радости и того необъяснимого, того самого „чуть-чуть" чем наполнены рассказы писателя. Рассказ излучает тёплый свет, который нёс в себе талантливый человек Василии Макарович Шукшин.
                ИГНАХА ПРИЕХАЛ (Автор - Светлана Кузнецова)
   Этот рассказ написан в 1962 году и позже будет продолжен рядом других на важную для Шукшина тему - отток сельских жителей в город. Игнатий жил в алтайской деревне, затем отслужил в армии, где занимался с тренером спортивной борьбой, теперь живет в городе, женился. Вместе с городской красавицей женой приезжает к старым родителям в гости. И все вроде бы хорошо: отец и мать ему рады, брат и сестра - тоже. И Игнат им очень рад, соскучился искренне. Привез подарки каждому. А что-то нет праздника, почему нет, старик никак понять не может. В душе не приемлет он работу Игнатия -- тот стал цирковым борцом. И отец все подначивает его посостязаться с младшим братом, который, пожалуй, даже посильнее будет. Братья не дерутся. Игнатий в хорошем настроении, младший тоже. Но старший видит, что отец как-то хмур. И не понимает, отчего так. А отец, видимо, не рад, что старший советует младшему после армии присмотреться и тоже остаться в городе. Старик и сын -- два разных полюса. Младший Василий пока посередке. Еще непонятно, чего он сам хочет. И кто же здесь прав? В том-то и дело, что у каждого своя правда и нет здесь неправых. Понять можно и Игнатия, и отца его. Очень сложная тема, потому-то впоследствии не раз поднимал ее Шукшин снова. Для него самого всегда стояла дилемма: он стремился стать городским человеком и в то же время не мог и не хотел забывать деревню. Как раз сегодня об этом была передача по ТВ. Уже став известным писателем, актером, режиссером, Василий Макарович любил носить сапоги, брюки заправлял в них, говорил нарочито по-деревенски. Во второй половине ХХ века в нашей стране разница между городской и сельской жизнью действительно была проблемой. Так что тема рассказа оказалась очень актуальной. Используемая литература: Источник: Светлана Кузнецова "Игнаха приехал"; И.Н.Арефьева, М.В.Фрик «Литература XX века на уроках русского языка». – М.; ФОРУМ, 2006. – с. 339-342

P.S.!! ТЕАТР НАЦИЙ.- Спектакль "Рассказы Шукшина" — дебют в России всемирно известного режиссера Алвиса Херманиса (Латвия). Этот спектакль Театра Наций объездил с гастролями полмира и везде имел огромный успех. Живые и остроумные тексты Василия Шукшина, звездный актерский состав и тонкая режиссура Херманиса создали идеальный рецепт, в котором сложный театральный рисунок сосуществует с бытовыми историями российской глубинки, яркие герои рассказов превращаются в точные актерские образы, а зритель в каждом персонаже может узнать себя или своего знакомого. «Рассказы Шукшина» полны ностальгии: актеры не стремятся изображать советских деревенских жителей из 70-х, но пытаются вспомнить и понять, что делает их персонажей такими, какие они есть. Сквозь юмор и иронию здесь проступают трагические ноты обычных человеческих отношений, про которые, как правило, не пишут драмы. В спектакль вошли рассказы Василия Шукшина: «Степкина любовь», «Сапожки», «Микроскоп», «Игнаха приехал», «Беспалый», «Жена мужа в Париж провожала», «Срезал», «В воскресенье мать-старушка», «Степка». Спектакль принимал участие в крупных европейских театральных фестивалях, таких как Венский фестиваль (Австрия), «Театрформен» (Ганновер, Германия), Международный фестиваль в Хельсинки (Финляндия), «Золотая маска» в Прибалтике — Рига (Латвия), Таллинн (Эстония) и Вильнюс (Литва), Фестиваль, посвященный 100-летию Тель-Авива (Израиль), «Голландский фестиваль» (Амстердам), «Неизвестная Сибирь» (Лион, Франция), Международный фестиваль в городе Лодзь (Польша), 2-ой Международный фестиваль современной драматургии F. I. N. D (Театр «Шаубюне ам Ленинер Платц», Берлин, Германия).
   Основная сцена
Продолжительность: 3 часа с одним антрактом
Режиссёр: Алвис Херманис
Автор: Василий Шукшин
Сценограф: Алвис Херманис
Художник по костюмам: Виктория Севрюкова
Актёры:  Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Александр Новин, Павел Акимкин, Наталья Ноздрина, Юлия Свежакова, Александр Гришин, Дмитрий Журавлев.

Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/46/event/303770/  Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/teatr/46/event/303770/


09.08.2021г.


ИЛЛЮСТРАЦИЯ: "ИГНАХА ПРИЕХАЛ" Шукшина в представлении Театра Наций ( TheatreHD).