Золотое дерево

Игорь Муханов
У всех алтайцев аилы как аилы, с коновязью и дымом, белеющим заячьим хвостом. А у шамана  Кайкаша, живущего в селе Тюнгур, аил особенный. Растёт из него золотое дерево, видное ясновидцу, по которому Кайкаш и забирается на небо, когда в этом появляется нужда.

Сегодня у Кайкаша день, полный забот и волнений. Пришёл сосед Байду, трясётся как заяц, попавший лисице на обед. Бегут его глаза как мутные реки, ничего не замечают вокруг. Лисья шапка одета задом наперёд, халат без опояски. Беда случилась в аиле Байду. Рожает его невестка первенца, никак не может родить! Нужно помочь ей с белым журавлём, который живёт на небе. Устроить с ним встречу, в пояс поклониться ему. Белый журавль могуч, ему всё на свете под силу. Даже принести  ребёнка в белом, как выпавший снег, платке, и вырвать невестку Байду из рук смерти.  Пусть весна превратится в хариуса, а лето – в тайменя. Пусть заблещут радуги над Тюнгуром. Пусть будет мама у малыша!

В прежние времена шаманов на Алтае было много. Над их аилами росла золотая тайга, опрокидывая свои деревья в воды Катуни. Тесной стеной стояли шаманы, охраняя местное население от злых духов. Но спустился на землю Ак-Бурхан в облике красноармейца в выцветшей на солнце гимнастёрке, и срубил золотые деревья топором. Некоторые деревья смогли вырасти снова, остальные забрал Эрлик-Хан в подземный мир, чтобы топить ими огненные ады. Семье, в которой родился шаман Кайкаш, повезло: над их аилом выросло золотое дерево!

Кайкаш надевает штаны из козьей шкуры и приступает к своей работе. Бьёт в шаманский бубен, пьёт отвар из мухомора, плавающего розоватыми дольками в кипятке. И поднимается по золотому дереву на небо.

Много дел нужно переделать Кайкашу, пока светит солнце. Нужно повидаться с Ульгенем, сообщить ему новости из мира людей. И попросить прислать журавля. Пускай род Байду, дружный и многочисленный, пополнится ещё одним ребёнком!

Чем выше взбирается шаман Кайкаш по золотому дереву, тем больше становится. На самой верхушке Кайкаш уже – великан, у которого руки с Уймонскую долину, а ноги – с Телецкое озеро. Встречают Кайкаша синие обезьяны, которые прислуживают Ульгеню, и ведут в его покои.

Дорога к Ульгеню не такая уж и короткая, как может показаться. Следует пройти с запада на восток Долину Предков, кланяясь подвижным теням и рассыпая зёрна ячменя, собранные лунной ночью. И только после того, как искупаешься в Молочном озере, окружённом тремя белыми горами, и станешь чистым как горный ручей, войти в покои Ульгеня…


*

Сидит в аиле Кайкаша земляк Байду, ждёт не дождётся его возвращения. Щёки раздулись дыней, бритая голова синеет луной. Пьёт с хозяйкой аила, старухой Мучан, чай, настоянный на травах. Болтает о погоде, о новых указах русского царя. Байду знает: волноваться ему нельзя. Иначе волны пойдут по всем мирам, окружающим человека, мешая проявиться желанному. Следует веру добавить к вере и радость рождения ребёнка – к всеобщей радости людей. И не забыть при этом зверей и птиц и даже существ, живущих в подземном мире!

На Алтае весна, в лесу кукуют кукушки, а из Катуни по утрам выглядывает таймень – мать и отец алтайцев. Скоро вернётся Кайкаш, уставший от трудного путешествия. Слезет с золотого дерева, поправит козьи штаны, стянутые на поясе верёвкой. Закурит алтайскую трубку, посмотрит Кайкашу в глаза и сообщит добрую новость.


Ульгень – создатель мира.

Эрлик-Хан – владыка подземного мира.

Ак-Бурхан – дух священной горы Белуха