Сасовское лётное училище ГВФ

Виталий Буняк
(Гл. 10,  из повести «Прошу взлёт!» (Записки пилота малой авиации).

         Ехать в Сасово мне предстояло через Москву. В столице я не был,  и решил  выехать пораньше, за несколько дней до начала занятий, чтобы познакомиться с Москвой. Остановился я у Бориса Леонова,  однокашника по Кременчугскому военному лётному училищу первоначального обучения лётчиков, которое было расформировано в 1960 году.  Борис был студентом второго курса  московского авиационного института и жил в общежитии.  Мы вспоминали наши курсантские будни в Кременчугском ВАУПОЛ, делились планами.
      
       Днем я знакомился с музеями столицы, а ночевать приходил к Борису в общежитие. Столица произвела на меня сильное впечатление. Мне удалось тогда побывать  в мавзолее Ленина – Сталина. В то время в мавзолее Ленин лежал во френче цвета хаки, а Сталин в форме генералиссимуса. Это был конец августа 1961 года, а через два месяца в ночь на первое ноября Сталина вынесли из мавзолея.
      
          Я сидел в вагоне поезда, который шел через городок Сасово, небольшую станцию на железнодорожной ветке Москва - Рязань – Пенза. На три года этот городок станет для меня самым главным городом в мире.
       Первые дни меня не  покидало радостное чувство удовлетворения, что я  приблизился к своей мечте, и с третьей попытки вновь стал курсантом  летного училища.  И такие чувства испытывал не я один.  Я встретил здесь своего однокашника по  кременчугскому  летному училищу  Пашу Шмакова.

        Были там  бывшие курсанты и даже лейтенанты  из других военных училищ, штурманских, военно-политических, попавших, как и я, под каток хрущёвского сокращения "миллион двести тысяч". Были отслужившие срочную службу, но в основном  там были ребята,  закончившие школу. Все мы теперь стали курсантами  Сасовского, имени Героя Советского Союза Григория Таран, летного училища ГВФ. Начальником училища в то время был Василий Григорьевич Наприенко, заместителем по лётной подготовке Фёдор Степанович  Лысенко, замполитом Данилович. Меня записали в  первую роту,  которой командовал  Бешенков, небольшого роста, худощавый мужчина с тремя белыми шевронами на рукаве.
      Позже его назначат начальником штаба первого летного отряда. Нас распределили по казармам, и поставили на довольствие. Мы помылись в бане, и получили синее  ХБ обмундирование.    На второй день  мы прошли медкомиссию.
         
  Над училищем с утра до вечера летали самолеты     Ан-2.  Это заканчивали летную программу  курсанты старших курсов.  Ежедневно         первокурсников  переодевали  в старые  БУ  комбинезоны  и с утра отправляли на уборку  картошки. Так прошла первая неделя нашей учебы.
   Я  был зачислен в первый  летный отряд командира Ермолаева, в эскадрилью  командира Третьякова, бывшего фронтовика. Заместитель  командира эскадрильи  -  Орехов, тоже бывший фронтовик.  Командир звена – Владимир Яковлевич Синев, интеллигентный  мужчина, лет тридцати пяти, всегда подчеркнуто опрятный,  был  грамотным методистом.
               
В нашей летной группе семь человек. Кроме меня,  старшина -  Костя  Архангельский из Москвы,  Толя  Вязовкин из Вологды,  Гена Манов из Усть-Цильмы,   Слава  Назаров из Москвы,  Витя  Торпашов из Кинешмы и москвич  Саша  Шуин.                Пилотом-инструктором у нас будет Владимир  Серафимович  Сергунин – опытный летчик и один из лучших инструкторов в отряде. Сам он родом из Пителино, где нам предстоит летать на учебном аэродроме. Ему было уже за тридцать. Среднего роста, слегка лысоватый, с худощавым лицом, и внимательным взглядом серых глаз.  На всю жизнь мы с благодарностью запомним  этого волевого человека, вырубившего  из нас, гражданских парней,  лётчиков.
 
      Нам предстоит выпускаться на устаревшем самолете Як-12, и это удручало. Некоторые  ребята переметнулись в другие  отряды, которые выпускали  вторых  пилотов на самолете Ан-2. Старшекурсники  нам  объясняли, что становление летчика быстрее приходит при самостоятельных полетах. При переучивании  главный  показатель  -  самостоятельный налет, и поэтому переживать не стоит.
   Распорядок  дня напоминал  распорядок военного училища в Кременчуге, но требования были не такими жесткими, и я быстро приспособился к новым условиям.

                ***
   
   Наступили холода. Нам выдали парадную форму (черную суконку)  и  шинели.  Первый год нам предстояло  летать на уже знакомом мне  самолете Як-18А. Я с удовольствием  вспоминал конструкцию самолета и двигателя вспоминались знания по самолетовождению, теории полета и по другим предметам.

     Зимнюю сессию сдали  на  «отлично»  Арминас Диджиокас,  парень из Каунаса,   Анатолий Вязовкин  и я.  Арминас   был  планеристом, беззаветно влюбленный в авиацию.  Как у большинства планеристов у него  было тонкое летное чутьё. Его все уважали за доброту, грамотность, за высокую культуру общения. В 1973 году мы с горечью узнали о его трагической гибели из-за нелепой случайности.

       Вскоре я был избран  комсоргом эскадрильи  и  забот у меня прибавилось.  Перед праздниками все   отряды готовили номера художественной  самодеятельности и с ними выступали на праздничных концертах. Я не только занимался организационными вопросами,  но ещё играл на мандолине в струнном оркестре  и читал стихи со сцены.
       У меня ещё были обязанности по обеспечению выпуска боевых листков и стенгазеты.  Приходилось заметки писать самому, а потом  я увлёкся стихами и тайно их писал для себя.

      Время пролетало быстро. Мы с нетерпением ждали начало полётов.
После сдачи экзаменов за первый курс  мы переехали  в лагеря на аэродром  Пителино, который находился в тридцати километрах  на север от Сасово.  Там в  деревянных постройках размещались казармы и все службы.
После наземной подготовки  и выполнения двух прыжков с парашютом начались полёты по вывозной программе с инструктором.

   Полёты по кругу чередовались с полётами  в пилотажную зону. Мы  набирали высоту  до  двух тысяч  метров и  отрабатывали,  на ряду с другими фигурами высшего пилотажа, штопор. Эту фигуру мы осваивали первой, чтобы в случае непреднамеренного срыва  в штопор, могли грамотно вывести  самолёт в горизонтальный полёт.
 
   Перед выполнением штопора  убирался газ и для потери скорости полёта ручка управления бралась полностью на себя, затем  педали и ручка   давались   в лево или вправо, в зависимости от того в какую сторону выполнялся штопор, и в таком положении надо было удерживать рули.   Самолёт опускал нос и,  ввинчиваясь    энергичными взмахами,  устремлялся к земле.

      Казалось набегающая  земля   рощами, долинами  и реками  бешено  кружилась вокруг  фонаря кабины. Тело в кабине прижимало к борту. Сквозь приглушённый  рокот двигателя  отчётливо слышалось жужжание упругих струй воздуха. Затем, отсчитав положенные витки,   рулями прекращалось вращение,  рули ставились нейтрально,  и самолёт пикируя, набирал скорость.
  На всю жизнь пилотаж  в зоне  остался ярким восприятием  необычайного изумления полётом  и  спустя много лет  пробуждает  в воспоминаниях ощущение молодости.

        Первым  в нашей группе  вылетел Слава Назаров,  который до училища летал в аэроклубе.
       28 июля 1962  года после проверочного полёта с командиром звена Владимиром Яковлевичем Синёвым,   мой  пилот - иструктор, Владимир Серафимович Сергунин, закрепил привязные ремни в задней  кабине самолёта Як-18А  №82815 (03),  закрыл фонарь,  и  махнул рукой:  «Лети!».  Взлёт был  в 7.58   утра.

      Я плавно  дал сектор газа вперёд,  Короткий разбег, и облегчённый  самолёт отрывается от земли, покрытой многоцветьем клевера. И вот я в воздухе, сам!  В развороте  тень от головы в шлемофоне медленно проплыла по приборной  доске слева направо.
 Я обернулся: в задней кабине  никого нет!  Ура-а!  От восторга,  я что-то пел, что-то  кричал.  И эта эйфория  сыграла злую шутку: я не заметил, что боковой ветер от второго к третьему  развороту снёс самолёт близко  к  посадочным знакам.
 
  Третий и четвёртый развороты  выполнял вместе, высоту потерять не успел, и мне дали команду уйти на второй круг.   Потом, руководивший  полётами командир эскадрильи  Третяков, дал указание всем бортам: на участке от второго к третьему развороту брать поправку на снос  - пять градусов.  Дальнейший полёт  я  продолжил, как учили, уже без телячих восторгов, и у меня закрепился первый  вывод – в полёте надо думать только о полёте!    
      
    Потом  я, некурящий, выкурил  папиросу из коробки «Казбек», припасённую  по традиции  для всех в день  первого самостоятельного вылета.  В тот день самостоятельно вылетели  ещё семь  курсантов.  Нас построили, поздравили и… направили на разгрузку кирпича. Перед этим я заскочил в умывальник  и весело подмигнул себе в зеркало: «Ну как? Чем не молодец!». Первая ступенька  в достижении мечты  - стать лётчиком была освоена!
   
     До конца лета  и осенью  мы продолжали  осваивать лётную программу. Летали по кругу, закрепляя навыки  взлёта, расчёта на посадку  и посадки.   Выполняли  контрольные и самостоятельные полёты в зону, где отрабатывали виражи, спирали,  скольжение, штопор,  петлю Нестерова, полупетли, перевороты,  «бочки» и  боевые развороты. Нам давалась тренировка по приборам  под шторками, и отрабатывали  полёты строем.
   Вспоминается, как  всё это время я не переставал с волнением  восхищаться очарованием  полёта, этим, ставшим  теперь  таким обыкновенным,  чудом.   

    Куда бы не вылетал самолёт, курсанты из группы обязаны были  за ним  следить. За самолётом, отрабатывающим   пилотаж в зоне, следили, используя артиллерийский прибор.  Наблюдая  в окуляр за самолётом, выполняющим фигуры высшего пилотажа, я мысленно представлял, что в каждый момент видит пилот  из кабины и  какие ощущения  он испытывает. Ещё год назад  мы были обыкновенными  парнями, которые с завистью смотрели на старшекурсников, уже побывавших  самостоятельно в воздухе.  И вот мы сами приобщились  к лётному братству!         
   
    Программа лётного обучения курсантов была  тщательно продумана и многократно  проверена, и при выполнении маршрутных полётов мы уверенно пилотировали самолёт.  Один из маршрутов проходил над Константиново – родиной Сергея Есенина.  При самостоятельных полётах  над этим населённым пунктом мы выключали барограф  (прибор, записывающий высоту полёта) и делали переворот с выходом боевым разворотом. Это называлось «поклон  Есенину». По-моему командиры знали о нашей выходке, но  делали вид, что не замечали. 
         
                ***

      На втором курсе  мы приступили  к изучению  самолёта Як-12М, лёгкого многоцелевого транспортного самолёта,  который  был разработан конструкторским бюро А.С.Яковлева, по личному заданию   И.В.Сталина.         С 1946  года самолёт начали выпускаться серийно.       

Преподаватели  в шутку нам говорили, что мы в изучении техники вернёмся назад в прошлое лет на  пятнадцать.  Лобовые стёкла  кабины  были  пришиты нитками «маккей»  к трубчатому каркасу.   Если снаружи  они закрывались полотняной полоской  приклеенной эмалитом,  то в кабине  они примитивно торчали.   Бензиномерами   служили,  расположенные слева и справа,  две стеклянные   пробирки  с градуировкой и поплавками.  Конструкция смешанная. При изготовлении самолёта использовался дюралюмин, сталь, дерево и полотно. Рассчитанный  на трёх пассажиров и  одного пилота,  это  был наш первый самолёт, на котором нам предстояло работать.

Пилотом-инструктором на Як-12 у нас был небольшого роста коренастый хитроватый татарин Рауль Кудяков,  уже много полетавший в производственных  отрядах. Кажись, он гордился тем, что был татарин. Личность колоритная, с ярким чувством юмора, он учил нас не только летать, но и открывал нам молодым глаза на прозу жизни, такой, какая она есть без лозунгов. По любому поводу у него к месту были поговорки, типа «Труд облагораживает человека, но делает его слегка горбатым».  Добродушно шутил по поводу выступления замполитов: «Не важно, что он думает, главное,  -  правильно  сказать». Не любил галстук, называл его собачья радость и всегда снимал, когда садился в самолёт

В   полёте в управление не вмешивался, но все время подсказывал, иногда с использованием ненормативной лексики.  На  послеполётном разборе, никогда, никого персонально не унижал. Говорил, как бы в общем: «Ну ни хрена не стараетесь. Высота – гуляет, курс – плавает, скорость не  выдерживаете. А на хрена вам приборы в кабине   установлены? Чтобы вы в них глазели и шлифовали технику пилотирования».  Особенно повышал голос, когда подходил. кто-то  из начальства.   На работу ездил на мотоцикле с коляской.

 Иногда  добродушно жаловался на свою ревнивую жену Розу, которая записывала каждый день показания счётчика спидометра и вычисляла, куда он ездит: «Но я же татарин, и ей невдомёк, что когда я везу молодицу в лесополосу, то счётчик отключаю». Перед  выпускным госэкзаменом по технике пилотирования он нас предупредил: «Не переживайте, экзамен будет принимать мой друг, такой же татарин, как я. А татарин татарина не подведёт».

Вся наша группа на экзаменах получила пятёрки. Но никакой натяжки не было, Кудяков действительно нас научил хорошо летать.      
 После провозных полётов 24 июня 1963 года  я вылетел самостоятельно на самолёте Як-12.  На этом самолёте мы получили по пять часов тренировочных  полётов ночью.  Зимой   мы  освоили полёты на лыжах.
 
   На третьем курсе  из нас начали готовить офицеров.  Сначала всех переодели в солдатскую форму. Преподаватели из военной кафедры  читали  нам спецдисциплины.   Мы прошли стрелковую подготовку  и начали готовиться к принятию военной присяги.

Лето 1964 года   было заключительным этапом пребывания в стенах, ставшего для  нас родным,  Сасовского  лётного  училища ГВФ.   Мы сдали государственные экзамены,  лётную практику  и  26 июля  я  получил красный диплом с отличием  об окончании  училища,  и   коричневое свидетельство пилота четвёртого класса  гражданского воздушного флота.

   Начиналась  лётная жизнь… 

2022