Подкаблучник

Алексей Аксёнов 2
      Да, я не приспособлен к нынешней жизни. Новые законы, менталитет, конъюнктура. Головой воспринимаю, а приспособиться к ним не могу. Консерватизм закладывался в те ещё, советские годы. Нам полагалось быть как все, и родители ревностно следили за этим. Индивидуальность не поощрялась, а инициатива пресекалась ремнём. Так поступали все сознательные люди.
     Лето. Каникулы. Мы всем двором на озёра. Там жгли костры, пекли картошку, купались. А ещё ползали в осоке, драли камыши, и продавали их парочкам в скверах. – Купи, дядя, за копеечку! – Дяденька перед тётенькой не жмотничал и покупал, как правило, несколько... И так пока не закончится товар. А потом бежали за фруктовым мороженым по семь копеек за штуку.
     Я участвовал в этом деле только раз… Вместе со всеми ползал по топкому дну, пыхтел, кряхтел, и охапку всё-таки надрал. Домой шёл с предвкушением понятных событий. Но сначала помыться решил на дворовой колонке, да и приодеться перед выходом в свет. Не босиком же!?
    Матушка заподозрила неладное: – Ты кудай-то намылился?!
    Я всё по-честному: – С пацанами торговать камышами.
    Реакция была бурной: – Я те покажу торговать! Я те покажу камыши!  Сымай портки!
    Перечить было нельзя и после внушения интерес к бизнесу пропал.
    Прошло время, женился. Семейная жизнь складывалась благопристойно. Изредка шумели, но чтоб соседи барабанили в стену, так этого не было. Потели на заводе и отдыхали у телевизора как все советские люди.               
     Непостижимой жена стала в перестройку, когда появились новые возможности. На них Маняша повелась, стала задумчивой, изучала законы, вникала в доходность, ценообразование, рентабельность. И объявила, наконец: – Хочу примериться на бизнес.
     Я опешил: –  Ты чо?! Не надо! – Она по-новаторски: – Ннадо, Вася! – Приобрела лицензию и с головой погрузилась в рыночные отношения. За её дебют я переживал конечно. Помогал, делал всё, что не делал раньше. Жарил яичницу, мыл посуду, выносил мусор и был доволен привычным – завод, дом, телевизор.
     А жене колбасный ларёк доставлял немало хлопот. Покрутись-ка между органами внутренних дел?! Их претензии возникали из ничего. Не там запятая в лицензии, или подпись неразборчива. Не так торгует, или не совсем тем. Тому улыбнулась чересчур подозрительно, а с другим подозрительно молчит. Если не угодишь Сцилле или Харибде, то шанс остаться в исподнем был реален вполне.   
      Зациклилась на рынке, извелась на колбасе, похудела. В постели не замечала меня, а во сне зубами скрипит: – Дешевле не отдам!
     И вот назрел психологический срыв. Явилась заполошная, плюхнулась на диван, антидепрессант запросила. Я меру знал, поднёс рюмочку, огурчик. Она расслабилась и её понесло:
    – Из колбасы надо выбираться. Хватит! Устала! К чёрту! Поперёк горла!
    Много базарной конкретики было, и я понимал её душевный мятеж. В школе училась на скрипке играть, а тут колбаса, рынок, проверки, да и мафия тоже с побором. И она внушать мне стала правильную мысль. Волновалась конечно, накладные ресницы отваливались, лезли в глаза. Маняша губы совочком и задувала беглянок на место. Но реснички падали вновь, и она опять их задувала на место. И так, кто кого, пока не высказала мне сокровенное.
     Надоел ей запах колбасы. Надоел сальный фартук, рукавицы. Захотела оставаться женщиной, с маникюром, с причёской, и чтоб аромат, как минимум, польского парфюма. И решение было уже.
    Надо менять профиль, переходить на бизнес с напитками. Пыль сдувать с бутылок –  не колбасу мыть под прилавком. Идея возникла неспроста. Водка дорожает, обещал ажиотаж безалкогольного товара. Это шанс! Но дело новое и за опытом решила съездить за бугор. Как они там?
    Содрала ресницы, уложила в контейнер, сосредоточилась… Я хотел упредить её: – Может не надо?  – Она по-новаторски: – Ннадо, Вася!
    Настырность её озадачила. Откуда что взялось?! С такой амбицией точно торговать Маняше в Кремле! Может и олигархом стать, если Россия пристрастится к безалкогольным напиткам.
    – Доставай, Вася, чемодан, едем в Европу. Посмотрим, как там живут люди, что пьют, почём и сколько. В Испанию заглянем, в Куршевеле покажемся, за деликатес пощупаем мир.
    – Маня, я же только в деревню езжу, и то не часто, а ты в Европу.
    – Ннадо, Вася! Бери отпуск, собирай монатки, а я с колбасой к маме. Буду скоро. На сухомятке не сиди. Не теряй ключи, закрывай шею шарфом. Пей мезим, не пей сырую воду. Деньги в шкафу под бельём… Ну, всё! – По-менторски поцеловала в маковку и умчалась.
     Я был подкаблучник, и эта патология с тех ещё времён. Вздохнул и стал приглядывать плавки для испанских пляжей и лыжную шапочку для Куршевеля.