Евангелие от Яна ван Эйка

Римма Соловьёва
С официальной историей в спор не вступаю и на истину в последней инстанции не претендую. Это всего лишь моя личная точка зрения, которую публикую для ознакомления.


                "Ложь, повторенная сто раз, становится правдой."
 
      "Католичество - все равно что вера нехристианская! ...
- Нехристианская вера, во-первых ...- это во-первых, а во-вторых, католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение. Да! таково мое мнение! Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас! Это мое личное и давнишнее убеждение, и оно меня самого измучило... Римский католицизм верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле, и кричит: Non possumus! По-моему, римский католицизм даже и не вера, а решительно продолжение Западной Римской империи, и в нем все подчинено этой мысли, начиная с веры. Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех пор все так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа, все, все променяли за деньги, за низкую земную власть.»
Ф.М.Достоевский "Идиот"
 
Кажется, ну какое нам россиянам дело до творчества выдающегося нидерландского художника Яна ван Эйка, жившего во Франции и Бельгии в XIV веке? Вот и я так думала, когда решила рассмотреть подробно только одну его картину "Портрет четы Арнольфини". Поиски заставили глубоко погрузиться в его творчество, и то что там открылось, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Все картины Яна ван Эйка на религиозную тему - это подробный рассказ об одной истории, организованной и силовыми методами воплощённой в жизнь группой заговорщиков.

Эта статья не о религии, она только об истории.
В музее с его слабым освещением, бликами на стеклах, закрывающих картины, другими посетителями, которые дышат в спину, нет возможности детально рассмотреть интересующее нас произведение, а мелкие детали и вовсе ускользают от нашего взгляда.

По правилам, следовало бы начать рассказ с первой картины в этом ряду, но придётся долго добираться до сути, проходя через следующие полотна, поэтому я решила начать с самой главной  - центральной, в которой всё очевидно и от которой любознательный читатель сможет сам пойти по линии событий либо в начало, либо в конец истории.

« «Мадонна каноника ван дер Пале» — картина Яна ван Эйка, написанная около 1434—1436 годов. Вторая по величине сохранившаяся картина ван Эйка после «Поклонения агнцу» из Гентского алтаря.
В течение столетий «Мадонна каноника ван дер Пале» хранилась в соборе Святого Донатиана в Брюгге. Во время французской оккупации Южных Нидерландов храм был разрушен, а картина была увезена в Лувр вместе с Гентским алтарем и другими работами великих живописцев. В 1816 году она вернулась в Брюгге и, попутешествовав по общественным собраниям, оказалась в Музее Грунинге.
 
«Мадонна каноника ван дер Пале»;  — означает человека, который ее заказал у художника. На картине изображено явление святых её донатору Йорису ван дер Пале – писарю папской канцелярии, сделавшему успешную карьеру священника. В интерьере храма восседает на троне Божья Матерь с младенцем Иисусом на руках. Справа от Девы Марии (слева от нас) возвышается величественная фигура святого Донатиана, епископа Реймского (ему был посвящен собор, в котором долгие годы находилась картина), а справа от нас и слева от Девы Марии стоят закованный в доспехи святой Георгий, небесный покровитель заказчика, и на коленях сам каноник ван дер Пале.

Для описания этой сцены часто применяют итальянское название Sacra conversazione, то есть «Святое собеседование». Персонажи священной истории — Мария и Христос изображены рядом с предстоящими им святыми, но не объединены с ними общим действием, а скорее погружены в медитативное состояние. Иногда в Sacra conversazione включается заказчик, и эта картина — первый известный нам случай в северном искусстве, когда заказчик современник художника оказывается в одном пространстве на равных с Марией и Христом (а не, например, на отдельной панели или в другом масштабе)."   общепринятое описание

Кажется, всё ясно любому зрителю. По меркам нынешним получается, что каноник ван дер Пале был психически не очень здоровым человеком, которого посещали видения, в которых встречались друг с другом герои из разных исторических эпох и стран, далёких друг от друга. И одно такое видение он решил запечатлеть на картине, заказав её дорогому художнику. В описаниях жития святых такое часто встречается, что только подтверждает их духовную исключительность. Возможно, и каноник ван дер Пале был человеком высокодуховным.

Ян ван Эйк не бедствовал настолько, чтобы тратить время и талант на отображение чьей-то нездоровой фантазии, судя по официальной версии создания картины, долго отказывался от заказа, потом, всё-таки согласился. Думаю, согласился тогда, когда уже в его голове полностью созрел замысел будущей картины со всеми, заложенными  в неё загадками и символами, чтобы выразить своё личное отношение к событию, изображённому на полотне и поведать зрителю то, о чём вслух говорить тогда было смертельно опасно. И снова получилась картина-ребус.      

Строить свои рассуждения на датах – заранее пойти по пути, ведущему в тупик - это моё субъективное мнение.  Не один Пётр I вольно обращался с календарём, ему было с кого брать пример в так страстно любимой им Европе. Придерживаюсь их условно, чтобы вам было легче понять последовательность событий. Держать народ в страхе и повиновения можно было только военной силой - так считали католическая церковь и король.

Состав французской армии того времени был, по нашем представлениям, как на пиратском судне, где "всякой твари по паре". Наёмники: беглые преступники, должники перед казной, дворяне, прокутившие своё состояние, игроки в азартные игры и прочие случайные люди разных сословий и национальностей. Армия росла, когда золота и драгоценностей, чтобы расплатиться с наёмниками, не хватало, то их силой изымали у населения захваченного города. Это был их откуп от разрушения и сожжения города вместе с жителями.   Сколько в Европе и в России уничтоженных дотла городов по этой причине, нам не ведомо.    

Сперва безумная, дикая армия-орда окружала город, и если не получалось сразу заставить жителей отдать всё ценное, что они имели, то рушила самые главные объекты: плотину-гидроэлектростанцию (сразу огромная волна шла на город, сравнимая с цунами) и замок, регулирующий потоки воды в город на объекты жизнеобеспечения города водой, теплом, работу систем канализации и пр. Над городом зависал летающий объект, начинённый огнём, который для устрашения пугал жителей для начала небольшим «потоком горящей серы с неба». Каждому городу был обеспечен свой индивидуальный потоп и пожар. Многие задаются вопросом, почему города затоплены илом, занесены песком и завалены камнями. Вот потому…

Посмотрите внимательно на любой из «засыпанных» городов России, окружающий ланшафт сам подскажет, в каком месте в прошлом стояла плотина, было водохранилище и откуда шла разрушительная волна. Каждый «священный» холм с неизвестными развалинами и легендой – место, на котором, в не таком уж далёком прошлом, стоял замок-крепость, управляющий водой.

Горожане, оставшиеся без воды, еды и тепла быстро теряли человеческий облик в борьбе за выживание. Блокаду для Ленинграда придумали и опробовали на людях задолго до Алоизыча. Наступил «конец Света», это не образное выражение, а специальная военная операция по уничтожению Земного Рая. Имя Ангелов, как воплощение зла, использовали в известной книге об Анжелике её авторы Анна и Серж Голон. Анжелика попадает в разбойничью шайку, члены которой называли себя ангелами. Во время Гражданской войны в России прославился своими бандитскими налётами батька Ангел. Это что, у них было такое искажённое представление о природе ангелов-душеспасителей или сарказм, или  информация о подлинных ангелах в те времена ещё не являлась секретом?

После рождения Иисуса происходит прекращение действия законов Моисея («Sub Lege» - под ногами) и наступает эра  - Sub Gratia - под благодатью. Согласно Священному писанию, с рождением Иисуса Христа, начинается эпоха благодати и что же обещают людям? Обещают Страшный Суд и Конец Света, хотя многие города и так уже утонули в во тьме, болезнях и нечистотах. Не думайте, что я спутала времена, упоминая Христа.

Второе пришествие Христа – вот то, что вбивали, в буквальном смысле, в головы людям католики. Ватикан желая получить полную и безграничную власть над миром, назначал королей по своему усмотрению и получая всю, даже самую личную, интимную информацию о каждом человеке от него же на исповеди, решил сам организовать Второе пришествие. Был написан сценарий, найдены исполнители, проплачены декорации и костюмы. Образ жестоко казнённого Ангелами Светлого Русского Царя-Вождя,  решили заменить новоявленным младенцем Христом с придуманной для него новой историей.

Католической церкви не удавалось добиться от населения полного, безропотного и рабского подчинения, хотя методы применялись самые жестокие: блокада, потоп, публичные казни: страшные пытки, сожжение живьём на костре, вислицы, гильотина и пр.  Н.В.Гоголь в «Тарасе Бульбе» подробно описывает казнь Остапа,  Шарль де Костер в «Тиле Уленшпигеле».  Мороз идёт по коже! Читайте… Художники Эпохи Возрождения на своих полотнах изображают. Смотрите, изучайте!

Такие были времена, когда Ян ван Эйк написал картину «Мадонна каноника ван дер Пале». Картина на религиозную тему – это не икона, не освящённый образ,  написанный в состоянии медитации или религиозного экстаза, это историческое художественное полотно. Прошу это учитывать читателей с остро религиозным мышлением или не читать текст дальше.

Главная фигура на картине Богородица с младенцем Христом, которая по канону должна быть выше всех других изображённых людей. Но художник располагает на одной линии с ней Донатора – слева от зрителя и Георгия Победоносца – справа от неё, уравнивая их по положению. Почему? Ответ прост: они современники и просто люди, как люди.

Святой Донатион занимает позицию слева от Девы Марии. На его сине-золотой парче вышиты изображения святых Петра и Павла. В левой руке он держит украшенный драгоценностями процессионный крест, в правой — колесо с пятью зажжёнными свечами, являющееся его обычным изображаемым атрибутом, напоминающим об инциденте, когда он чуть не утонул, будучи брошенным в Тибр, а папа Дионисий спас его, бросив колесо от своей повозки, которое тот смог использовать, как спасательный круг." -  общепринятое описание.
 Тот, кто придумал историю с колесом, наверное,тележного колеса никогда не видел и  в руках не держал, иначе знал бы, что оно может помочь лишь скорее утонуть, но не спастись. Другие сведения о жизни Донатиана не сохранились.

Пять свечей на колесе в руке Донатиана – пять живых людских душ – участников этого собрания, объединённых общим делом. Художник часто использует этот приём. Он намеренно подчеркнул одномоментное физическое существование всех героев картины. Английский термин «round-robin» известен с XVII столетия и обозначает петицию, которую подписывали по кругу без соблюдения иерархии, чтобы избежать наказания для подписавшегося первым — своеобразный вариант круговой поруки. Подписи в ней располагались, как спицы на колесе. Синий цвет одеяния Донатиана - геральдический цвет французского королевского дома, одежда украшена трилистниками-лилиями, ими же заканчиваются концы креста, который он держит в руке.

Это было время безграничной папской власти. Авиньонское папство «прославилось» своей моральной коррупцией, финансовыми поборами, экстравагантностью своего двора и открытым кумовством и протекционизмом (например, Климент V сделал кардиналами пятерых своих родственников). Папы вели роскошную жизнь и больше занимались светской политикой, чем церковными делами (например, Иоанн XXII тратил больше половины своих доходов на военные цели). Сбор средств и поток финансовых поступлений был четко организован, а также, была организована и доведена до совершенства система распределения привилегий, званий и услуг за наличные деньги. Что мы и видим на картине, но об этом дальше.

Для усиления своей и так, почти безграничной церковной власти, было решено всех жителей подконтрольных территорий заставить принять католичество любой ценой.  Именно для этого был составлен план действий или сценарий под примерным названием «Второе пришествие Христа» и Конец Света. Были найдены и научены герои для будущей драмы. Скоро по всей Европе бродячие артисты под строгим контролем церковников и армии начнут показывать сцены из Нового Завета. Эти театрики назовут вертепами.

Вертеп в словарях:
1.Притон преступников, развратников (устар.)
 2.Большой ящик с марионетками, место кукольных представлений на библейские и комические сюжеты (стар). Словарь Ожегова
То же, что пещера (устар.). Словарь Ефимовой.
Но русское ухо слышит:"Верьте!"  Верьте тому, что мы показываем.  Русский язык в те времена знали все народы.
 
Какое высокомерие во взгляде и позе епископа! Донатион изображён в монументальной позе, и он, как две капли воды,  похож на Дионисия Парижского – первого парижского епископа, скульптура которого стоит на Реймсском соборе, где он держит в руках свою собственную голову. Получается, что Донатион и Св.Дионисий – одно лицо. Сам себя спас. Многолик, как все святые… Кто скрыт за ним?  По всем признакам, это Жан-Жермен епископ Шалонский и будущий канцлер ордена Золотого Руна.

Другое  действующее лицо картины, он же заказчик - каноник ван Пале.
«Ван дер Пале, коленопреклонённый справа от Девы Марии, кажется слегка отвлечённым и рассеянным. По словам искусствоведа Брета Ротштайна, он преднамеренно изображён «отключённым» от осязаемого мира, полностью погрузившись в мир духовный, что подкрепляется очками в его руках, символизирующими не только образование, богатство и мудрость, но и подверженность земных человеческих чувств ошибочному восприятию реальности. В соответствии с традициями поздней средневековой живописи ван дер Пале не смотрит прямо ни на кого из святых — он направил свой взор в пространство, соблюдая тем самым светское и духовное приличие. Ван Эйк безжалостно демонстрирует воздействие болезни на внешность каноника, включая потрескавшуюся кожу, увеличенные височные артерии, опухшие пальцы. Неловкость, с которой ван дер Пале сжимает свой молитвенник, указывает на проблемы с левой рукой. Сохранившиеся церковные записи свидетельствуют, что с начала 1430-х годов ван дер Пале всё чаще стал освобождаться от утренних обязанностей, а к 1434 году прекратил посещение церкви окончательно. Современные врачи диагностируют его вероятное заболевание как ревматическую полимиалгию и височный артрит.» 
 
"Очки символизируют образование, богатство и мудрость." Бред! Очки символизируют только одно, что "мартышка к старости слаба глазами стала".

Нет исторических данных о том, что он прошёл обучение в каком-либо европейском университете, что предполагалось для людей его рода занятий. В конце жизни он получил звание магистра, но это, скорее всего, было лишь знаком почёта. Это было время  после, так называемого, Авиньонского пленения, когда папский престол разделился между Авиньоном и Римом; каноник принял сторону римского папы, затем служил пизанским папам, а после избрания единого папы Мартина V начал служить ему.

Ван дер Пале родился в Брюгге около 1370 года и начал своё служение в качестве писаря папской канцелярии в Риме, вернулся в родной город в 1425 году уже состоятельным человеком. Бедность писарей любых учреждений была известна всем, а тут, такой прецедент. С каких барышей? Ответ на этот вопрос художник оставил на полотне.

Пропаганда была и есть один из основных видов оружия.
Одним из важнейших средств пропаганды является издание и распространение печатных материалов. Именно такое оружие держит в руках каноник – книгу «Новый завет», некоторые считают, что это "Часослов», но это сути не меняет.  Стоять на коленях ему не только тяжело, но и больно, как говорят современные врачи. Он весь сосредоточен на том, чтобы выдержать время ритуала и не упасть. Что же его заставляет терпеть такие муки? Ответ банально прост и очевиден:  деньги. За своё согласие стать стать членом ордена Золотого руна и его казначеем, бывший писарь – каноник станет очень богатым человеком. 

Кусок замшевой ткани, на которой лежит книга, это мошна, свисает вниз, горлышко растянуто, на завязке что-то вроде брелка висит. Мошна – кожаный или замшевый средневековый мешочек для денег, который стягивался завязкой и крепился на поясе. Но эту мошну к поясу не пристегнёшь, только в руках или на спине унесёшь. Верх мешка сильно растянут, даже дырочка есть, значит, им часто пользуются. Услуги пропагандистов всегда хорошо оплачивались, видимо, туго затянувшуюся завязку пришлось поддеть кончиком ножа и нечаянно продырявили.

Вот и весь секрет внезапного обогащения каноника. И ван Эйк, как говорится, сдал его со всеми потрохами потомкам, изобразив на картине и происхождение его внезапного богатства, и стремительную церковную карьеру.
От тех, у кого мошна туго набита, родилось слово мошенник, подразумевая способ обогащения. На Руси мошну называли калитой. Князь Иван Данилович носил прозвище Калита. Принято считать, что от богатства и щедрости. Скорее, наоборот, как Владимир Красно Солнышко получил своё прозвище не от того, что был ликом прекрасен и добр, как солнце.

Согласно Евангелию, Иисус Христос - сын Божий, рождённый от непорочного зачатия.Однако, у Богородицы на безымянном пальце левой руки обручальное кольцо, которое художник непременно рисует ей на каждом своём полотне с её изображением. Понятно, что мы не ищем на картине изображение Бога, от которого зачат младенец, а напрасно. На груди у Георгия Победоносца надпись: ADONAI.

 имя Адонай*, которое встречается в Торе более 7000 раз означает "Мой Господь".

Так же: адон — авиадивизия особого назначения авиа, воен. Источник: Коммерсантъ Власть , 14.05. 2005

Летучие Ангелы-архАнгелы и сегодняшняя авиадивизия ОСОБОГО назначения под одним именем - удивительное совпадение...

Если же разобрать слово по смыслу, то А - против; Дон - река, текущая вода; Ай - светлый, белый, лучистый, бог. Адонай - против Светлой (Белой) Воды, иначе, против Беловодья, что абсолютная правда: разрушали плотины, горные родники пускали мимо зАмков, управляющих водными потоками, что отображено на иконах, как героические подвиги архАнгелов - победа над родниками и реками, которые изображались в виде драконов, змей и прочей родственной им живности.

Святой Георгий - «По мнению искусствоведа Макса Фридлендера святой выглядит неуверенным и нерешительным в такой торжественной обстановке; его молодое простоватое лицо с пустой улыбкой «создаёт странный контраст с престарелым тяжёлым каноником», а ноги кажутся неустойчивыми. На его блестящем шлеме можно различить отражение Девы Марии, на щите за спиной — автопортрет самого ван Эйка за мольбертом. Как и на «Портрете четы Арнольфини»  художник изобразил себя в красном тюрбане.»

На груди рыцаря под надписью в треугольнике изображён символ - математический граф в виде трилистника, получившегося из трёх пересекающихся окружностей, то есть св.Георгий – титулованный граф. Граф-геометр, размечал землю (сверху) на сектора, ну и … "Вижу цель, не вижу препятствий."

Чрезвычайно интересно его облачение, ранец, несомненно, технологическое устройство, а не щит. Мужчины, вам есть чем заняться на досуге, вдруг, разберётесь? На его поясе прикреплена небольшая цепочка, такую в наши дни имеют профессионалы, работающие на большой высоте, как средство безопасности. Очень большой шлем, явно, для защиты от шума, наушники имеются, и место для размещения внутренней шапки из звукоизоляционного материала.

Даже навершие шлема точь-в-точь антенна. Итого: граф в защитных доспехах от высоких температур, лицо разгорячённое, только что со службы прибыл, или  со спецзадания, слегка оглушённый. Очень спешил, даже руки вымыть не успел, правая рука сверху в копоти или саже. В спешке встал на белый стихарь канонику и не заметил.  Работает на большой высоте или на летающем объекте. Какие-то города сдавались быстро, на некоторые приходилось сбрасывать «красные цветы» или «жалящих змей». Что-то говорит Донатиону, видимо, задаёт вопрос и ждёт его подтверждения, что стоящий на коленях человек вошёл в круг посвящённых лиц.

Рыцарь на картине это Гийом Вьенский или Гийом III (или IV) де Вьен (фр. Guillaume III de Vienne; ок. 1360г. – после 14 марта 1435г.) по прозвищу МУДРЫЙ !) — бургундский военачальник, государственный деятель и дипломат, первый рыцарь ордена. Ордена Золотого руна (потом вы поймёте за какие заслуги он стал Первым рыцарем).

И небольшая информация к размышлению: Георгий=Юрий=Юрик=Рюрик. Рюрик пришёл (налетел) на Русь, Юрий Долгорукий – основал Москву, на гербе Москвы Георгий По(бедоносец?), а ведь, это всё варианты одного имени.

Исходя из истории европейских государств, сначала город разрушали, затем принимали ключи, если ещё оставались те, кто мог ключи вручить, ставили колонну – объявив город колонией, давали ему новое название, считая этот день днём основания города, о чём в хрониках и летописях делалась соответствующая запись. Так может, и с Москвой так всё было?

 В 1420 году граф Гийом III стал советником и камергером Филиппа III Доброго, наградившего его за преданность землями и почестями. В 1422 году был назначен капитан-генералом Бургундии, а в 1425 стал членом «ближнего совета» при герцоге.  Напомню, Филипп III – главное закулисное лицо этой истории – режиссёр, хозяин Бургундии, потомок принцесс из «Нельской башни» и Великий Магистр – гроссмейстер  ордена Золотого руна, им созданного, у него на службе находился художник Ян ван Эйк, своими глазами видевший всё тогда происходящие, о чём писал на многих своих полотнах «Ян ван Эйк был здесь», он для нас главный свидетель.

Об ордене Золотого Руна нужно бы рассказать отдельно для полного понимания сюжетов картин ван Эйка и других художников этого периода, и значения каждого действующего лица в этой истории, которая потрясла мир.

«Действие на картине происходит в апсиде хора полукруглой церкви в романском стиле с боковыми деамбулаториями. Освещение исходит из окон слева, находящихся за краем картины.  Престол Девы слегка отодвинут вглубь апсиды, что создаёт иллюзию объёма сцены.» …   

«Иллюзия объёма сцены»... В знаменитой «Сикстинской мадонне» Рафаэля все герои вообще находятся на сцене: занавес открыт, идёт спектакль, в котором каждый играет свою роль. Видимая картинка, как капкан для мозга - вижу сцену и занавес, но требуется верить, что это условный занавес между мирами земным и небесным. А зачем изображать условную занавеску, если и так каждому ясно, что пока мы живы, мы на земле, а не витаем в воздухе, как призрачные души на картинах Рафаэля. Вам выбирать, какой вариант принять – видимый или условный, то есть придуманный.

«Богоматерь с младенцем Христом, изображённые на месте церковного алтаря… восседает на возвышенном престоле, к ступеням которого ведёт восточный ковёр с узором из белых роз, символизирующих её чистоту. На мантии Марии вышит латинский текст из Книги Премудрости Соломона: Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше."
 
И хоть надпись на мантии Богородицы гласит, что « в сравнении со светом она выше», однако в отражении в сегментах рыцарского шлема св.Георгия над её фигурой рисует огромное светящееся окно, показав, что Свет выше, хотя в реальности над ней окна  нет. Окна расположены по бокам от неё и мы видим только льющийся от них свет.  Художник повторяет отражение в каждом сегменте блестящего шлема для того, чтобы показать, что вскоре её изображение будет многократно повторено в живописи, гравюрах, книжных иллюстрациях и других средствах церковной пропаганды.

 Есть в истории картины один интересный момент: долгое время гениталии младенца Христа были закрашены белой краской, которую сняли лишь во время реставрации в конце XX века.
И очень печальный факт:  ребёнок всю жизнь будет сильно хромать, большой пальчик на правой ножке растёт не своём месте, а значительно ниже. В будущем его ждёт сильное искривление позвоночника, так как правое бедро будет значительно выше левого. Оказывается, не только ван Эйк, но и другие художники той эпохи отмечали этот недуг, изображая Христа, даже великий Рафаэль.
Случайно ли история сохранила для нас имена Тамерлана и Ярослава Мудрого, называя их Великими Хромцами?

В 1492 году Россию тоже пугали концом Света и Страшным судом. Россия тогда не покорилась, покорилась позднее, когда выжгли небесным огнем всю огромную территорию вместе с людьми, на ней живущими, когда, собственно, и покоряться было некому. На фотографиях Прокудина-Горского вся Россия XIXв. безлесная, деревья маленькие, только пошли в рост. У Гоголя в «Мёртвых душах» весь путь Чичикова проходит по степям.

«Белая ткань под Христом, постеленная поверх красной мантии Марии, может символизировать собой гостию в обряде евхаристии — распространённый элемент в ранней нидерландской живописи, указывающий на то, что картина использовалась при проведении мессы. Смысл сочетания букета из красных, синих и белых цветов в руках Марии с попугаем, иногда считающимся символом Девы, остаётся спорным.  По одной из версий фигурки Адама и Евы на престоле, цветы, попугай и цветочный узор на балдахине символизируют Эдемский сад, а цвет лепестков букета — чистоту, любовь и смирение. Таким образом повествования о первородном грехе, изгнании и искуплении связываются в единую композицию.» 
Вот такое описание Богородицы.

Белый цвет со средних веков и до сего дня в живописи и в жизни, - цвет служебный и не более. Белая ткань под Христом обычный подгузник,  стихарь каноника – одежда на время службы. Белое платье невесты на свадьбе, фартуки, кружевные  наколки горничных,  белые халаты медперсонала, до недавнего времени, одежда продавцов в продовольственных магазинах, провизоров в аптеках, воспитателей в яслях и детских садах и т.п.

Попугай сомволизирует Эдемский сад не более, чем павлин. Но только попугай служит символом того, что человек способен повторять только чужие слова, заученные назубок. Мать и ребёнок, когда вырастет, будут играть назначенную им роль с заученным текстом. Трёхцветный букетик – три взаимосвязанных воедино ветви: церковь, герцог-король, армия. Звучало это, как "союз трона и алтаря", опирающийся на армию. Почему смысл остаётся для многих спорным, непонятно? Ведь художник всё нарисовал, для чего нам за него додумывать. Донатион в синем, Богородица в красном, Георгий с белым флагом, чтобы его цвет обозначить – он человек военный, на службе, поэтому не в цивильной одежде.

Белый, синий и красный цвета являются набором цветов французского флага и символа Франции - петуха, пришедшего из глубины веков от тайного общества гульярдов. Все присутствующие на картине являются членами этого общества (кроме женщины), которое в разных источниках называется разными именами. На деле же, это не разные сообщества, как принято считать, а многочисленные маски-ники одного круга лиц.
Ян ван Эйк, как все умные люди, старался приспособиться к новым жизненным реалиям, чтобы не причинить вреда себе и близким, и в то же время, показать своё собственное отношение к происходящему.

Мадонна с сожалением смотрит на стоящего на коленях пожилого человека, но помочь ему не может. Не только он, но и другие разные пройдут через этот ритуальный обряд. У ван Эйка есть два известных портрета, на которых изображённые держат в руке кольцо. Искусствоведы уже одного сделали ювелиром, другого в женихи записали перед сватовством, оба же изображённых просто входили в это «братство Кольца» - круговой сговор.

Видно, что художник не жалеет Деву, на её лице он не изобразил ни малейшего предчувствия от будущих страданий, которые выпадут на долю её и сына. Он точно знает весь сценарий, по которому станут развиваться события, поскольку был свидетелем появления Девы в кругу своего покровителя - герцога Бургундии Филиппа Доброго, её обучения, приручения, убеждения, уговоров и пр. Он знал, что конкретно с этой дамой и её малышом всё будет в полном порядке, и хотя казнь и состоится в назначенное время, но этот спектакль сыграют другие актёры. Он глубоко понимал масштаб планируемой затеи и её последствия для будущих поколений в случае победы. Возможно, тогда и родилось выражение, что цель оправдывает средства. А цель была великой – полная власть над всем миром.
 
Ян ван Эйк служил камердинером у герцога Бургундии Филиппа Доброго и был допущен к государственным и личным тайнам двора, решал не только личные, но и дипломатические задачи. Словом, нёс службу, за которую получал хорошее жалованье, а своё личное отношение к событиям мог выразить только в живописи. И сделал это великолепно!
Он рассказал эту историю в своих работах очень тонко и аккуратно, чтобы не поплатиться за это жизнью. В каждой картине есть несколько важных и точных деталей, которые идеально связываются с другими, как пазлы, из чего складывается общая и понятная картина мероприятия, организованного группой высокопоставленных лиц.

Бургундия, Капетинги – утратившие права на французский престол вследствии дела о «Нельской башне», но не утратившие амбиций на него. Реймсский собор – памятник и свидетель, а правильнее - театр, в котором писали, репетировали и после представили миру спектакль под названием «Страшный суд и Второе пришествие Христа». Посмотрите скульптурное убранство собора, там всё есть, все герои налицо и декорации сохранены для потомков.

Девушка на роль матери Христа, не могла быть простой крестьянкой или мещанкой, она имела родственное отношение к одной из обвиняемых по делу «Нельской башни», в её жилах также текла та же кровь по линии матери. « Да, прав Коровьев! Как причудливо тасуется колода ! Кровь !»

По утверждениям историков матерью Антуана Бургундского, более известного, как Великий Бастард, стала любовница герцога Филиппа Доброго - Жанна де Прель, о которой не сохранилось ни информации, ни портретов. На картине Жанна и её сын Антуан в роли Богородицы и младенца Христа. Она не была его любовницей, мало того, их интимная встреча была единственной, к тому же герцог был в маске. Встреча была спланирована и являлась ключевым звеном в амбициозном плане герцога, молодая мать с новорождённым младенцем стали послушными шахматными фигурами на игровом поле. Тут нет портретного сходства,  художник не мог и не стремился это сделать. Похоже, что и эта пара так же заняла своё место в истории России.

Не будем забывать, что первыми историками Руси стали католики! И примкнувшие к ним,  то есть принявшие их доктрину, русские академики.


        Продолжение:http://proza.ru/2022/10/23/1439

Римма Соловьёва 07.10.2022

фото из интернета: "Мадонна каноника ван дера Пале" Ян ван Эйк