слово спонтанно сказанное

Василий Петренко
Слово спонтанно сказанное.               
Сабыр Рахметович день своего рождения мог бы отпраздновать в подведомственном ему ресторане, но на востоке так уж заведено-семейные торжества проводятся в своём семейном доме.               
….Кроме сотрудников общепита и родственников юбиляра, в торжествах должны были принять участие начальники Сабыра Рахметовича и, главное, земляки азербайджанцы, проживающие в Ташкенте.. Наплыв гостей обещал быть таким, что под крышей особняка мест на всех  явно не хватало. Однако, ум Сабыра Рахметовича был приучен находить выход из любого затруднительного положения.               
И выход был найден: всё лето и осень в его дворе, в балагане, (теплице) под  полиэтиленовой плёнкой, цвели белоснежные хризантемы и радостно благоухали пионы. Теперь месяц декабрь был на исходе, следовательно, цветы были срезаны и реализованы на украшение столов торговых точек общепита. Балаган, занимая половину двора, бесполезно хлопал на ветру полиэтиленовой плёнкой.  ……                Организацию мероприятия Сабыр Рахметович поручил  Рустаму Кадырову—завхозу ресторана и местному весельчаку и острослову. Благодаря отлично развитому говорильному аппарату, Рустам был бессменным тамадой на всех торжествах нашей махали.                .Тандем, Сабыр Рахметовичх-Рустам, работал в подготовке мероприятия, слаженно и продуктивно: Сабыр Рахметович давал деньги, Рустам их тратил.  Вот только с прогнозом погодных условий они прогадали. Но в этом их вины не было.  В Ташкентской области Узбекистана предсказать погоду в осенне—зимний период невозможно. То в начале ноября снег покроет землю, то жаркое азиатское солнце сияет на небосклоне весь декабрь. В этот период времени житель региона в течении одних суток может переместиться из лета в зиму и обратно из зимы в осень.               
О непостоянстве погоды в декабре, конечно, знали все, но гости не предполагали, что чествование юбиляра будет происходить не под крышей его дома, а в балагане. Поэтому пришли на торжества в лёгкой одежде.-пиджаках да кофточках.            …                …Полиэтиленовая плёнка надёжное укрытие от дождя и снега, но для дедушки Мороза она препятствием не является. Внутри балагана он создаёт такие же условья, что и во внешней среде.                ……
.Гремела музыка, столы ломились от напитков и яств. Супы, бифштексы и другие изделья ресторанной кухни (Ольга шеф-повор постаралась) дразнили обоняние гостей. Тамада уверенно правил балом, не позволяя веселью померкнуть, хотя бы на минуту, или выплеснуться за пределы намеченного русла. Гости рвались к микрофону: одни славословить юбиляра, другие, чтобы засветиться в области вокальных достижений.                ……               
Полукиловаттные электролампы, осколками летнего солнца, сияли под сводом балагана . Диск электросчётчика не безумствовал в круговерти (всю электронагрузку я посадил на провода рядом проходившей электролинии).               
В самый разгар веселья в балаган, незвано, явился Карбобо (дедушка Мороз). Постепенно лица развеселившейся было  публики стали приобретать синюшный оттенок и покрываться пупырышками. Клацанье зубов заглушили звон столовых приборов. Жители Ташкента начали высказывать хозяину свою благодарность за оказанное радушие, намереваясь, не подвергая здоровье риску, слинять.                Уговоры  Сабыра Рахметовича, повременить с отъездом, не возымели на гостей никакого действия.
  Преждевременный отъезд гостей бьёт по авторитету тамады. И Рустам поспешил на помощь хозяину.                «Гости дорогие, ваш Ташкент никуда не денется, но если вы сейчас нас покинете, то лишите нас светлой радости.  Без вас для нас и сияние этих ламп померкнет и Сабыр-ака огорчится до крайности.               
Однако, холод, как и голод, не тётка родная- гости уговорам не поддавались.                «Ну, так скатертью вам дорога!»-сорвалось с языка Рустама.                -Что ты сказал, собака!—взревел старинный друг Сабыра Рахметовича и  вцепившись в отвороты  пиджака Рустама. начал  Рустама трясти.. Сотрудники  общепита, повскакивали с мест и стали снимать свои галстуки.                .Я подобрал выпавший из рук Рустама микрофон и динамики наполнили балаган моим голосом:-Хурматлик дустлярым, (уважаемые друзья).-- сказал я,-тамада вовсе не хотел вас обидеть. Он хотел сказать: поскольку вам никак нельзя остаться, то пусть ваш путь будет устелен белой скатертью. Но, обескураженный поспешностью вашего отъезда половину  слов забыл.               
.После моих слов лица присутствующих расплылись в дружеских улыбках. Гости из Ташкента прежде, чем отбыть в  славный город Ташкент, наполнили свои и наши бокалы искрящимся шампанским. На брудершафт не пили.  Не принято.