000 Введение 1001 загадка подземного мира, а сколь

Виорэль Ломов
000 Введение  1001 загадка подземного мира, а сколько разгадок?


— Под землей ты всегда знаешь, где ты находишься,— сказал Крот. — Ничего с тобой не случится и никто на тебя не набросится. Ты сам себе хозяин…

— Именно это я всегда и говорю,— сказал Барсук. — Нигде нет такой тишины и покоя, как под землей. И нигде ты не чувствуешь себя в большей безопасности… Нет, наверху, пожалуйста, работайте, веселитесь, гуляйте — всё это хорошо. Но жить надо под землей. Я в этом глубоко убежден.

Кеннет Грэм


Сразу же оговоримся: великих загадок у подземного мира вовсе не 100. Их 1001, и гораздо больше. Крот и Барсук давно разгадали их все: Подземелье для них — безопасность.

А хомо сапиенс? Что ищет он в таинственном, но далеко не сказочном мире? Чем привлекает поверхностного (во всех смыслах) человека темное практически непознаваемое нутро Земли? Сходством с его душой? Подземный мир — это terra incognita (с латыни — «Неизвестная земля»). Изучают его бесстрашные первопроходцы, знатоки своего дела — путешественники, геологи, археологи, спелеологи, палеонтологи, гляциологи, вулканологи, биологи, географы, историки, лингвисты, уфологи… Перечень одних только специальностей может перевалить за сто.

Пока исследовано менее 2 % подземных полостей — пещер, туннелей, воронок, причем изучено большей частью поверхностно и фрагментарно. Скажем, исследованная часть пещеры Сак-Актун, по заверениям ученых, составляет всего лишь 1-2 % системы, протяженность которой не менее 30—40 тыс. км. (См. очерк «Сак-Актун — царство Шибальбы (Мексика)»).

В связи с этим, а также с тем, что большая часть загадок подземного мира еще не разгадана, а некоторые вряд ли когда будут разгаданы вообще, вопросы повисают в воздухе. И от них никуда не деться. Вот лишь некоторые из них.

Подземный мир — для Крота с Барсуком не только безопасность, но тишина и покой, красота, если угодно. Человек же, погружаясь в него, погружается в неизвестность, в кромешную тьму, холод, сырость и опасность поджидает его не то что на каждом углу, а окутывает его, да еще и прячется в нем самом. Оторопь охватывает и прерывается дыхание, как только представишь, что спелеологу приходится протискиваться иногда в 20-сантиметровую щель, где «нужно не то, что выдыхать, здесь нужно, чтобы грудная клетка присосалась к позвоночнику», а ведь за щелью смельчака ожидает не комната отдыха с баром, а полная опасностей новая неизвестность. Волосы дыбом встают при чтении отчета спелеологической экспедиции, в котором обыденно описывается «перескок» с одного края колодца или пропасти глубиной 300 метров на другой край. Трудно даже представить, что людям приходится сутками, неделями, месяцами исследовать глубины. При этом они не только лишены привычных бытовых удобств, но еще вынуждены тащить на себе по два десятикилограммовых рюкзака, а еще батареи, приборы, альпинистское снаряжение, горелки, фонари, провизию, бухты телефонных кабелей и канатов… Как они умудряются делать это? Где берут силы на каторжный труд и черпают бесстрашие? Об этом смотри очерки: «Три открытия пещеры Крубера-Вороньей (Абхазия)», «Сон в руку, или История исследования пещеры Верёвкина (Абхазия)»,  «Оптимистическая пещера в гипсах (Украина)» и др.

Было бы ошибкой описывать подземные ловушки и чертоги пещер и гротов синонимами «дикий, черный, мрачный, жуткий, зловещий, ужасный» и т.п. Ведь они еще и «таинственные, непостижимые, необъяснимые, диковинные». Мало того — «фантастические, необыкновенные, чудесные, феерические»... Как на такое чудо сподобилась Природа? Может, дело в том, что для нее это естественно. Ведь эти подземные полости так и называются — природными, естественными. Вы только загляните в них — в «Пещеру тростниковой флейты (Китай)», «Кунгурскую ледяную пещеру (Россия)», «Куэва-де-лос-Вердес, рожденную вулканом Монте-Корона (Испания)»…

А как обстоит дело с рукотворными созданиями: подземными храмами, жилищами, городами, хранилищами, водными цистернами, бункерами, военными объектами, противоядерными убежищами? Как могли люди создавать их терпеливо и скрупулезно, точно муравьи, вот только не за один сезон, а часто на протяжении сотен лет? И не просто копая землю лопатами, а вырубая камеры и проходы в толще гранита, от которого отскакивает лом?

Как можно в кромешной тьме пробивать ходы, строить великолепные храмы, не имея чертежей и современного горного оборудования, расписывать стены красками, которые не потускнели за тысячи лет, создавать здания и скульптуры, которыми восторгаются нынешние зодчие и скульпторы, добывать природные ископаемые, покорять жуткие глубины, в конце концов, преодолевать собственный ужас перед мраком и невидимой пустотой? Нет ответа.

Есть лишь данность: эти уму непостижимые города и туннели. Для начала достаточно посмотреть два очерка, чтобы оценить грандиозность этих сооружений: «Глубокий колодец» Деринкую — визитная карточка Каппадокии (Турция)» и ««Подобного храмам Лалибэлы не отыщешь во всем мире» (Эфиопия)». А потом: «Царство жизни и смерти — подземелья Парижа (Франция)», «Подземный Кёнигсберг-Калининград (Россия)» и т.д.

Ладно, когда люди строят сообща, всем миром. Но как один вручную пробил самую глубокую шахту в мире, вырытую в зоне вечной мерзлоты, глубиной 116,4 м. в начале XIX в. купец Федор Егорович Шергин? («Шахта  Шергина (Россия)»). Или как садовод-любитель в одиночку за 28 лет превратил необитаемый остров в образцово-показательный центр туризма? («Подземные грибные плантации месье Шамбери (Франция) и подземные сады Бальтазара Форестьера (США)»). 

Подземные города — вовсе не древность. И сегодня живут в них не бомжи и изгои, а целые провинции. Сорок миллионов человек проживает в подземных жилищах-яодунах. Возможно ли такое? («,Яодуны, или Страна подземных жителей (Китай)».

Здесь уместен вопрос, а каков он, этот подземный мир? Ведь в нем пребывают ныне все хомо сапиенсы, жившие до нас, а это, по самым скромным подсчетам, более 100 млрд человек — в 13,5 раз больше ныне живущих. И они были захоронены не только в холмах («Тайны и загадки курганов Керчи (Россия)») и в «Катакомбах Вечного города Рима (Италия)», но по всей Земле, на разной ее глубине. Поневоле начинаешь задумываться, может, и впрямь, наша планета — «Полая Земля»? Во всяком случае, эта гипотеза родилась вместе с человеком и не собирается быть похороненной.

Во всех великих религиях и мистических культах есть пещеры и гроты, которые священны. Паломники со всего света приходят в них, чтобы поклониться своим богам и загадать самые сокровенные желания. Сбываются ли они? Наверное. Иначе давно иссяк бы к ним путь, быть может, единственно верный на нашей Земле. Смотри: «Пещера погребения Иисуса Христа (Иерусалим)», «Пещера откровения Хира (Саудовская Аравия)», «Притягательный лингам пещеры Амарнатх (Индия)» и т.д.

Почему люди считают пещеры и туннели самыми таинственными местами на планете? Что и кто в них прячется? Реальные или мнимые угрозы скрывают они? Мифы, легенды, летописи повествуют о многих чудесах, происходивших в пещерах: в них исцелялись смертельно больные люди, слышались ангельские голоса, парили, как облако, белые призраки и являлись из мрака жуткие монстры. («Успенская церковь и Богом зданныя пещеры (Россия)»,  «Мегалитический подземный храм гипогей Хал-Сафлиени (Мальта)», «Раскрытые и нераскрытые тайны подземной Москвы (Россия)»…

А сколько мифов, легенд, сказаний породили пещеры: о спящем в горе короле («Легенды пещер горы Унтерсберг (Австрия/Германия)»; о «Золотом коне» («Змей Горыныч Кобякова городища (Россия)»), о пяти пещерах Геракла, связанных с его двенадцатью подвигами («Пятая пещера Геракла. Диру — вход в Аид (Греция)»; об инопланетянах-карликах («Диски дропа из пещеры Хебита (Китай)»). 
И наконец, реальный подземный мир интересует не только представителей «узких» профессий и всеядных туристов. Волнует он и философов, поэтов и композиторов — правда, большей частью, умозрительно. Самое удивительное при этом, что философия, поэзия и музыка на примере абстрактной пещеры могут исчерпывающе поведать человеку о мире, в котором тот живет, и о самом человеке. («Пещеры плоти и духа».

 * * *

Книга состоит из 7 разделов, в которых сделана попытка сформулировать некоторые (далеко не все) вопросы, которые задает нам подземный мир. Конечно же, это не он задает вопросы — подземный мир, как ребенок, наивно являет нам себя, и чтобы понять его, нам самим надо сформулировать этот вопросник.

Раздел 1. Подземные тайны.
Подземные тайны — это недоступные человеку секреты или загадки подземного мира, которые надо разгадать? Существуют ли разгадки подземных тайн — от полой Земли до скифских курганов?

Раздел 2. Загадочные подземелья.
Зачем строились подземные жилища и города? От кого и от чего укрывался в них человек? От самого себя?

Раздел 3. Мистика подземного мира.
Почему с подземным миром связано происхождение мистических культов, религий, мифов, легенд? Подземный мир — это окончание мира земного или его начало?

Раздел 4. Подземные феномены природы.
В чем тайна природных подземных феноменов — огромных пещерных сетей, глубочайших воронок, таинственных туннелей? В состоянии ли человек разведывать их и покорять?

Раздел 5. Человек деятельный под землей.
Зачем люди роют землю? Зачем прорубают скалы? Что они там прячут? Что хранят?

Раздел 6. Живой мир мертвого мира.
Растения и животные — как они живут под землей? Как растут? Что делают?

Раздел 7. Олимп и Парнас — под землей?
Подземный мир — это загадочный источник творческого вдохновения поэтов, писателей, художников, композиторов? Или же он — всего лишь порождение человеческой фантазии и непокорного духа?

 * * *

Эта книга никоим образом не претендует на охват сложнейших проблем разведки и освоения подземного мира. Она лишь позволяет взглянуть в кромешную вековую тьму и попытаться хоть что-то разглядеть в ее глубине. Так о чем она? Если коротко, вот о чем.

Кошмарность ходов под землею, расселин, впадин, и пещер,
И храмы в страшных подземельях, чей странен сказочный размер.
Дремотный блеск зарытых кладов, целебный ключ в тюрьме гранита,
И слитков золота сокрытость, что будет смелыми открыта.
Паденье в пропасть, в мрак и ужас, в рудник, где раб — как властелин,
И горло горного потока, и ряд оврагов меж стремнин.

Константин Бальмонт

 * * *