(начало повести здесь
http://proza.ru/2021/11/29/1681
Учиться вальсу Мишка начал на следующей тренировке по волейболу. Принёс старенький кассетник, включил его и сказал:
- Начнём? Минут двадцать у нас имеется.
Лариса подлетела с расспросами, подошли и другие ребята. Мишка терпеливо обьяснил, что будет учиться танцевать вальс. Насмешки и шутки с вопросами «зачем»? и «для чего»? он прервал коротким ответом: «Пригодится».
- Музыку ты рано принёс, - засмеялась я.
- Да, наверное, - задумчиво потёр подбородок Мишка, - никто, что ли, не умеет вальс, кроме тебя?
Лариса заявила, что хочет тоже научиться. Таких желающих оказалось почти половина. «Бэшки», подружки Заволокиной, смотрели на нас с нескрываемой насмешкой. Ничего, злорадно подумала я. У нас всё получится, а вы расскажете об этом Ленке. Через несколько «уроков» я поняла следующее: вальс плохо получается почти у всех, Мишка старается, но ему медведь, что ли, на ухо наступил. А заодно и на ноги. Мои же ноги были в постоянной опасности. Лариса предложила оставаться и после тренировки, минут на тридцать хотя бы. Все поддержали.
- Включи музыку! - скомандовала кому-то Лариса.
«Когда уйдём со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса,
Учитель нас проводит до угла,
И вновь — назад, и вновь ему с утра -
Встречай, учи и снова расставайся,
Когда уйдём со школьного двора.» *
- Прелесть песенка! Точно, под неё танцевать будем! Правда? - У Ларисы и кого-то из «бэшэк» стало получаться, я просто засмотрелась.
Мишка учился медленно, неповоротливо. Странно. Спортсмен, ловкий, сильный, несмотря на невысокий рост. Худощав, да. Но большинство такие.
- Смотри внимательно поворот! - скомандовала я, показывая движения как можно медленнее. Он слегка улыбнулся и сказал:
- Ну, за три года научусь. Как думаешь?
- Три года? - ахнула я, заливаясь краской, - три года с тобой мучиться?
Мишка засмеялся и хотел что-то ответить, но не успел.
- Эй, Князь! В «люблю» играешь?
- В «люблю», в «люблю», - спокойно ответил Мишка, - Ярик, хорошо, что зашёл. Насчёт Кубка…
- Ещё не решили. Привет, Снегурочка! - Ярослав Тихонов одним прыжком спустился к нам. - Чем занимаемся?
- Вальс учимся танцевать, - ответила Лариса, - Ира нам показывает.
- Вальс? А зачем? - озадачился Ярослав.
- Чтобы уметь! - как-то торжественно ответил Мишка, - уметь, понимаешь?
- Понимаю, - отозвался Ярослав и прислушался к музыке.
- Включи с начала, - бросил он Мишке и обратился ко мне, - разрешите?
Растерявшись, я кивнула. Ярослав танцевал не просто хорошо. Он чувствовал ритм, он вальсировал замечательно. Ясно, что имел понятие об основном шаге - «левом квадрате». Правую руку Ярослав чётко держал на уровне плеча, ладонь прижалась к моей лопатке. Всё по правилам, надо же! Я тоже держала локти на уровне плеч, как того требовал танец. С грамотным партнёром танцевать оказалось сплошным удовольствием. Ребята аплодировали нам от души. Перехватив несколько восхищённых и несколько завистливых взглядов, я восторжествовала. Так, немного. Мишка поднял вверх большой палец и улыбнулся. С Ярославом они заговорили о каких-то соревнованиях на Кубок, но им мешала Лариса: ей очень хотелось выяснить, кто научил Ярослава так танцевать.
- Снегурочка научила! - отшутился он и сказал, что сейчас пойдёт к ним. Лариса помчалась переодеваться, а мы с Мишкой стали собирать мячи.
- Интересно, смогу ли я танцевать, как Ярик? - задумчиво протянул Мишка. Мы возвращались после тренировки вдвоём, и это уже никого не удивляло. Хотя шуточек и шпилек сыпалось немало.
- Сможешь, конечно. За три года-то… - не договорив, я рассмеялась. Очень хороший сегодня вечер, и заканчивался хорошо. Появилась ещё маленькая любопытная деталька: Лариса хвалила наш с Ярославом вальс, хлопая в ладоши изо всех сил. Но восхищалась отнюдь не мной.
Наша школьная жизнь заполнялась каждый день важными и нужными делами. И хорошей учёбой. По географии я регулярно получала «пять с плюсом», но отличницей больше не стала. Алгебра и геометрия на «отлично» не получались. Нет, пятёрок было много, но четвертные выходили только на «хорошо». Таня хотела общаться и дружить со многими, особенно со старшеклассниками, и это ей удавалось. Меня и Верочку тоже не забывала.
В комсомол я вступила в конце апреля, а в начале мая в райкоме нам выдали комсомольские билеты и значки. Гордость просто распирала меня изнутри и требовала выпустить её наружу. Мы шли большой компанией по широкому проспекту и всё время чему-то смеялись. Лариса, Венера и другие мальчики и девочки получили комсомольские билеты в этот же день.
- Пойти мороженого поесть! - воскликнула Лариса, - вон в то кафе хотя бы. Мне деньги дали.
- Ты что, там дорого, пятьдесят копеек порция! - воскликнула Венера, - лучше по одиннадцать копеек купить и в парке посидеть. На скамейке.
Так и сделали. Ребята разбрелись кто куда, и в парке мы ели мороженое небольшой компанией. Верная Галя была рядом со своей двоюродной сестрой, её же мы отправили за мороженым ещё раз. Однако Галя вернулась быстро и без мороженого.
- Там ситец продают. Красивый. В синий цветочек и в розовый. По пять метров каждого цвета в руки. Очередь, правда.
- А почём? - спросила Лариса, - десять метров много, а пять не помешает.
- По шестьдесят пять копеек. Будем стоять?
Очередь показалась огромной, но две продавщицы работали быстро и ловко. К длинным очередям все привыкли давно, многие продукты и вещи приходилось покупать именно так. Некоторые бабушки хвалили нас - какие хорошие девочки, хозяйственные.
- Юбки на лето сошьём, - говорила Венера, - мама у меня шьёт и вяжет. Знаете, юбки легко делаются так: сшить прямоугольник, потом резинку вставить, и всё!
- Наволочки можно сшить и мешочки для крупы, - проявила и я свою хозяйственность. Пока очередь дошла до нас, ситец остался только в синий цветочек.
- Ну и ладно, - не смутилась Венера, - меньше пачкаться будет.
В конце учебного года в школе запланировали большой концерт. Два танца из спектакля «Всё наоборот» включили в программу. Времени оставалось мало, всего несколько репетиций. Не все «артисты» спектакля захотели танцевать, поэтому танцы пришлось немного сократить и переделать. Опасаясь, что не успеем хорошо подготовиться, я занималась поиском подходящей музыки. Это оказалось нелегко. Собрав всех в актовом зале, я расхаживала по сцене, как совсем недавно Игорь Маркин, уточняла детали и обговаривала костюмы.
- Ты столько об этом говоришь, - заметил Мишка, - а почему? Может, лучше побольше репетировать?
- Потому что это важно. Намного важнее самого танца! Смотрите, - обратилась я ко всем, - любой преподаватель танцев это подтвердит: на зрителя больше всего действует музыка. Поэтому она должна быть такой… необыкновенной. Чтоб спокойно слушать не могли. На втором месте - костюм. И сам танец на третьем. На зрителей действует именно так.
Я повторяла слова своей учительницы танцев, которая когда-то огорчилась моему решению бросить занятия. Она долго уговаривала меня, звонила маме несколько раз, но я настояла на своём. Это оказался единственный случай в нашей семье, когда я не прислушалась ни к чьему мнению и приняла твёрдое решение самостоятельно.
* - Композитор: Флярковский А.
Слова: Дидуров А.
(продолжение следует
http://proza.ru/2022/12/02/704