Из этой страны надо валить

Роман Перин
Езжай, мой сын, езжай отсель
На шарике найдёшь теперь
Немало мест, где шаг вперёд
Необязательно пятьсот…
Из стихотворений министра
экономического развития РФ
Алексея Улюкаева

Читатель знает, как я терпелив и благосклонен к молодёжи. Прежде чем осуждать, всегда стараюсь вспомнить себя в их возрасте. Я отлично помню, как грубил старшим, особенно старикам, бросая: «Где нет хороших стариков, там нет
хорошей молодёжи!» Как спорил с учителями в старших классах, спрашивая, где социализм и коммунизм? Как подтрунивал на работе над парторгом. Как диссидентствовал в Ленинграде.Как выпендривался в институте. За некоторые
поступки я бы сейчас себя высек!
Но вот пришло время, когда я сам приблизился к возрасту зануды. Я ещё не ворчлив, но не упускаю возможность«поставить на место». Конечно, я имею преимущество в жизненном опыте, и у меня библиотека в десятки раз больше
телевизора. Но когда речь заходит о глобальных
вопросах, я не остаюсь в стороне и профессионально бросаюсь на противника. Сейчас довольно часто слышу от молодого поколения фразу:
«Из Рашки надо валить». Обычно молчал, сам в своё время думал свалить из СССР. Сравнение не равноценное, но тем не менее. Сейчас свалить из РФ проблем нет, если есть куда, в некоторых случаях допускается и двойное гражданство.
Чего ноете? Валите!
В банке подзависли компьютеры, и молодая пара, явно спешащая, занервничала.
— Блин! Бардак! Грёбаная Рашка! — процедил сквозь зубы молодой человек студенческого возраста.
— Не дёргайся, время ещё есть, — успокаивала его девушка, не отрывая глаз от смартфона.
Я человек, закалённый в советских очередях,и на такие ситуации реагирую спокойно, тем более мне это банковское отделение не объехать.
— Я говорю, что из этой страны надо срочно
валить! — продолжал гнать волну нетерпеливый клиент.
Ну не упускать же мне такую возможность не зря тратить время в ожидании зависшего прогресса.
— Извините, молодой человек, я подобную
фразу слышал от своего родственника, да как-то
не решился спросить. Можно разъяснить? Куда
вы хотите валить? В какие земли?
Молодой человек немного стушевался. Было
видно, что вопрос оказался неожиданным.
— Да куда угодно, где всё работает.
— Так в чём проблема? Все границы же от-крыты.
— Мне ещё год до окончания универа.
— На кого учитесь? — подбирался я к неопытному оратору.
— На экономиста.
— Так с нашим дипломом экономиста работу за рубежом не найти.
— Это родители хотели, я по натуре музы-кант, — молодой человек ткнул в цветную татуировку, которая изображала терзающего струны
гитариста.
— Вы думаете за границей предложить свой
музыкальный продукт?
— Так, кое-что есть.
— Что вам мешает раскручиваться через Интернет? Он ведь границ не имеет.
— Пробовал, пока без особых успехов.
Сейчас с учёбой закончу и возьмусь основательно.
— И вы думаете, что ваше физическое перемещение в Евросоюз или США серьёзно изменит ситуацию.
— Там другая атмосфера, — несколько теряясь, отвечал визави.
— Я тоже человек творческий и нахлебался при разных режимах, посмею дать вам совет.
Нашему брату, чтобы творить, нужна тишина
и рабочее место. Чем больше одиночества, тем
больше творческого угля. Все эти фильмы про
шумную жизнь богемы — кинематографический
образ. Бывают загулы и прочее, но это очень маленькие эпизоды в жизни людей искусства. В основе любого успеха лежит труд, ну и немного
удачи никогда не помешает. Поэтому географическое положение тут ни при чём. Если у вас есть
что предложить обществу — вы найдёте своего
поклонника и кормильца. Я почти тридцать лет
с трудом удерживаю свою читательскую аудиторию и нахожу работодателя. Невозможно достой-но прожить без спонсоров — это подтверждает
вся мировая история творческих горемык. Но
спонсору должна нравиться ваша работа. Вы
должны выдавать, как сейчас говорят, достойный
«контент». Поэтому, ступая на творческую стезю,
помните, что можете оказаться у разбитого коры-та, и не важно, в какой стране оно будет сделано.
Да, вот почему я заговорил о своём родственнике. Там ситуация радикально отличается от вашей. Он химик. Побеждал на серьёзных
олимпиадах. Хорошо владеет английским. Его
звали на работу зарубежные фирмы. Он злится
на«Рашку» в силу того, что сейчас страна под
санкциями, и молодые учёные не могут получить нужные реактивы, нужное оборудование
и прочее. Патриотизма хватает только на маленькую зарплату. Не удивлюсь, если он действительно однажды свалит. Но у него есть с чем
сваливать, его зовут и ждут. К тому же он знает:
чтобы состояться приезжему за границей, нужно
быть трудолюбивее и талантливее местных, как
минимум раза в два. А вот когда говорят на эту
тему экономисты, литераторы, музыканты — это
поза. Вас там никто не ждёт, так как вас не позвали. И это притом, что сейчас предложить свой
продукт можно в любую точку мира, не отходя
от компьютера. Тут не нужны реактивы и специализированное оборудование.
— Так-то оно так. Но социальные лифты там
работают лучше. Там другое отношение к перспективным людям. Я ещё думаю, — отворачиваясь, пробубнил музыкант.
Его девушка подтянула рукав футболки, что-бы закрыть тату с фотоаппаратом.
140 разговаривать разговаривать
— Просим прощения за пятиминутную задержку, — прокричала сотрудница банка.
У молодого человека оказалась просроченной
банковская карта, и он готов был вновь обвинять
страну и режим, но наткнулся на меня взглядом и промолчал.
— Блин, ну ты мудак! Как можно было просрочить карту?! Теперь прощай Oxxxymiron! — злилась девушка.
— Да не очень-то и хотелось на него идти.
Рэп — это не музыка. Рэп скоро сдохнет!
— Сам ты сдохнешь!
— Рок-н-ролл мёртв, а я ещё нет, детка! Будешь хорошо себя вести, я куплю тебе билет на этого заблудшего еврея.
Они обнялись и вышли за стеклянные двери
банка.
С поправкой на гормоны и отсутствие дисциплины ума — у нас хорошая молодёжь. Просто с ней надо разговаривать.
Р. Перин. Сборник "Интим власти", 2019