Русский мир

Валерий Протасов
     Что я имею в виду, когда говорю «Русский мир»? Никакого рассудочного определения у меня на этот случай не  заготовлено, но, сделав небольшое усилие, я, конечно, найду определение. Прежде всего, это бессознательное чувство родины, отчины, земли обитания многих поколений моих предков со всем оставленным ими наследием. Говоря «русский мир», я имею в виду культуру: и материальную, и духовную. Я люблю старинные песни, на которых воспитан мой слух, бабушкины сказки, были, пословицы и поговорки: весь неисчерпаемый кладезь мудрости моего родного народа (А в Словаре пословиц и поговорок В. Даля их насчитывается 30 тысяч). Это ж надо, сколько ума и таланта вложено  русскими людьми в эти сгустки устной и письменной словесности! Как можно отказать такому народу в творческих созидательных способностях? Притом, что в жизни эта мудрость часто незаметна и даже никак не проявляется. Примеров глупости столько же и, может быть, даже больше. И всё-таки я люблю язык моих дедов и прадедов и очень прохладно, с кислой гримасой, отношусь в тому, что приходится слышать в современной живой речи. Я люблю простых и добрых людей, которых становится всё меньше, а души их потомков не становятся лучше. С пиететом относился и отношусь к теням интеллигенции (живых представителей этого племени всё меньше), учился у представителей этой благородной породы и могу сказать, что всем лучшим обязан именно им и книгам, которые они написали. Мне нравится их манера говорить и держаться, непонятная новой поросли. Как-то прихожу в библиотеку. На входе кланяюсь лёгким поклоном дежурной. В ответ равнодушное молчание. Спрашиваю: «Вы не понимаете поклонов?» В ответ раздражённое: «Не понимаю». Хорошо, что хоть двумя словами, а не односложное «нет». 
Далее, я люблю родную литературу, театр, музыку. Вообще люблю больше прошлое русской культуры, чем её настоящее, хотя в нём, несомненно, есть великие достижения. Но, когда я смотрю на новых русских, слушаю их примитивные и грубые речи, у меня не возникает желания встать грудью на защиту новой культуры.  Новая русская культура, особенно молодого поколения, кажется мне грубой, примитивной. В ней всё больше выхолащиваются такие качества народной души, как сострадание, человечность, внимание к ближнему. Новые молодые, к сожалению, в большинстве, девушки высокомерны, заносчивы. Особенно это заметно, когда у них в руках появляется малейшая власть. Больницы, дома престарелых, социальные учреждения становятся обитательницами фурий, концлагерями для больных, которые нуждаются в теплоте, защите, деликатности, а вместо этого получают бездушие и грубость. Песен старинных, подлинно народных новые русские не поют, даже петь их считают неприличным. Старая истина: чем проще люди, тем они добрее. Но почему-то дети и внуки этих простых людей становятся  заносчивее и злее. Да, много ещё можно сказать, ступив на эту стезю жалоб, несведённых счётов и обид. И всё это живёт, дышит в такое время, когда особенно нужны единение и понимание поколений, гражданское и национальное единство мыслей и настроений.
В общем, русский мир для меня это, в большей части, мир прошлого, старой культуры, которой остаётся всё меньше. Но если живы отдельные ручейки, значит, живая вода не иссякла.