О мобилизации

Александр Русин
Прошло две недели как президент объявил о частичной мобилизации. Согласно плана должно быть призвано 300 тысяч резервистов, что составляет примерно 1,2% мобилизационного ресурса страны, который оценивается примерно в 25 миллионов.

На данный момент призвано около 200 тысяч. Таким образом, частичная мобилизация проведена примерно на 60-70%.

Значительная часть мобилизованных уже проходит обучение и боевое слаживание. Некоторые проходят обучение уже вторую неделю.

На фронт, насколько известно, призванные по мобилизации пока не отправлялись. Но часть мобилизованных проходит обучение и боевое слаживание на территории Донецкой и Луганской республик, то есть в непосредственной близости от районов боевых действий и может быть оперативно переброшена на передовую.

Когда именно мобилизованные начнут в массовом порядке отправляться в зону боевых действий - точно неизвестно, но считается, что это может произойти в течение месяца.

Вероятнее всего отправка мобилизованных на фронт будет производиться поэтапно, по мере готовности.

Наверное было бы логично разделить мобилизованных на 3-4 категории в зависимости от возраста и наличия боевого опыта.

При наличии боевого опыта, полученного в Сирии, Грузии или Чечне (ветераны чеченской войны среди мобилизованных тоже есть и их немало) - на обучение и боевое слаживание требуется сравнительно небольшое время. Нужно только вспомнить навыки, снова почувствовать в руках оружие и хорошенько "размяться". И конечно же освоить некоторые современные приемы и технические средства, которых не было в предыдущих войнах. При наличии боевого опыта это можно сделать за пару недель.

Конечно, научиться пользоваться современным БПЛА за пару недель довольно сложно (хотя и это осуществимо), но научиться пользоваться тепловизором, современной оптикой, новыми модификациями стрелкового вооружения - для имеющего боевой опыт за неделю не представляет большой сложности.

Переобучение на новые виды вооружения и военной техники, конечно, требует больше времени.

Больше времени требуется и для тех, у кого за плечами только срочная служба, особенно если служили всего год по новой системе, а таких среди мобилизованных очень много.

Но при грамотном делении мобилизованных на категории исходя из уровня подготовки и боевого опыта можно получить первые боеспособные подразделения уже в самое ближайшее время.

Однако жизнь показывает, что в нашей армии, да и во всем государстве, далеко не всё делается грамотно и логично.

И мобилизация не стала исключением.

Одной из первых проблем, возникших в ходе мобилизации, стала "неразборчивость" некоторых военкомов, которые принялись призывать всех подряд, стараясь выполнить план по количеству, не обращая внимания на качество.

В результате в число мобилизованных попали люди в возрасте, студенты, больные, а также другие категории тех, кого призывать не следовало.

Мобилизационный "чёс" принял такие масштабы, что даже президент выступил со специальным обращением ко всем участникам процесса и попросил придерживаться требований и не перегибать. И устранять ошибки.

Надо отметить, что некоторые губернаторы взяли вопрос на личный контроль и сотни "ошибочно мобилизованных" были возвращены домой. Двух военкомов даже отстранили от работы. Правда одного вроде бы впоследствии восстановили.

Здесь надо отметить, что сама Администрация Президента тоже накосячила со своей стороны, поскольку в Указе о мобилизации не было прописано условий отсрочки от призыва. Указ по отсрочкам составлялся отдельно и с большим опозданием.

Поэтому военкомы, которые устроили мобилизационный "чёс", просто поторопились исполнить первый поступивший приказ, не включив при этом голову. Оно и понятно - требования "включить голову" в приказе не было вовсе. Хотя лично мне кажется, что это нужно сделать нормой всех указов, приказов и распоряжений в стране. И прописать в Конституции.

Вообще, если подумать, как должна была проводиться идеальная мобилизация в идеальной стране с идеальными военкомами - выглядеть все должно было следующим образом:

Заранее создается единая база данных всех резервистов, которая постоянно актуализируется данными по их состоянию здоровья, получаемыми из базы Минздрава. А также данными об их специальности, месте работы и социальном статусе.

Для каждого резервиста в этой базе данных рассчитывается некий коэффициент - назовем его коэффициент целесообразности призыва.

При расчете коэффициента учитывается военный опыт, ВУС, состояние здоровья, возраст и конечно же профессия и место работы.

Наибольший коэффициент должен быть у молодых людей с боевым опытом, работающих на легко заменимых позициях в торговле, транспорте, строительстве.

Наименьший коэффициент должен быть у возрастных людей без боевого опыта, работающих в сфере ВПК, IT, критичных для экономики отраслях, на труднозаменимых позициях.

У тех, кого вообще не следует призывать, коэффициент должен быть нулевой или должен быть особый признак "не призывать". Хотя при частичной мобилизации до них дело в любом случае не дойдет.

Если бы такая база данных существовала, тогда из нее была бы произведена выборка 300 тысяч наиболее подходящих резервистов, отсортированных по коэффициенту целесообразности.

Учитывая, что частичная мобилизация предполагала призыв только 1,2% мобресурса страны, сделать подобную выборку было бы несложно и до айтишников, работников ВПК, многодетных отцов и других "непризывных" категорий дело не дошло бы никаким образом.

Конечно, единичные случаи ошибок все равно возникали бы из-за недостатков актуализации, но это были бы действительно единичные эпизоды.

Но так было бы в идеальной стране с идеальными военкомами в ходе идеальной мобилизации.

Наша страна далеко не идеальна. И военкомы тоже.

Готов спорить, что большинство призванных по мобилизации имеют фамилии, начинающиеся на буквы "А" и "Б".

Потому что как действует типичный военком, у которого вместо базы данных с коэффициентами целесообразности призыва есть алфавитный список резервистов, картотека и архив с личными делами?

Типичный военком не будет перебирать тысячи личных дел чтобы выбрать из них сотню самых нужных резервистов, проверяя при этом, где и кем они работают.

Типичный военком берет алфавитный список и двигаясь по нему выписывает повестки.

Вернее даже так: типичный военком поручает сотрудницам военкомата выписать определенное количество повесток, указанное в полученной от начальства разнарядке, а сам потом только подписывает их.

Сотрудницы военкомата - тётеньки, привыкшие годами пить чай на работе и два раза в год выписывать повестки всем подряд по принципу "медкомиссия разберется" - открывают список резервистов и начинают оформлять повестки, двигаясь по алфавиту - одна начинает с буквы "А", другая с какой-нибудь еще.

Если военком и его сотрудницы более-менее добросовестные - они выписывают повестки не всем подряд, а смотрят в личные дела и пропускают тех, кто на их субъективный взгляд не вполне подходит под заданные критерии. Однако о текущем состоянии здоровья, месте работы, профессии, социальном статусе и количестве детей на иждивении они просто не имеют информации.

Если же военком и его сотрудницы работают на "отшибись" - они просто выписывают повестки всем подряд, кто формально подходит под критерии приказа. А в первом приказе критериев отсрочки, как известно, не было.

И далее тоже все зависит от того, насколько добросовестно работает военкомат. Если добросовестно - тогда пришедших по повестке студентов, многодетных, больных и прочих айтишников благодарят за своевременную явку и отправляют домой. Если работают на "отшибись" - тогда всех, кто приходит по повестке - на медкомиссию и в строй.

Поэтому мобилизационный "чёс" с множеством ошибочно мобилизованных, к сожалению, был вполне закономерным явлением.

Это результат организации всей государственной и военной службы в России. Причем не только за последние 30 лет, но и вообще за всю историю.

Подобные проблемы в российском государственном аппарате и военном ведомстве были всегда.

Бюрократия, формализм, чиновничье равнодушие и желание выслужиться, отчитавшись о выполнении плана, причем о выполнении количественном, но не качественном - это было всегда, в большей или меньшей степени.

И при советской власти так было. Не зря же Сталин писал статью "Головокружение от успехов". И с чистками потом возникла такая же проблема - тоже результат служебного рвения, формального подхода к делу и равнодушия чиновников, желающих выслужиться.

При Хрущеве так же было, достаточно вспомнить про историю с кукурузой.

Наверняка и при Петре такое было. И при Иване Грозном. Просто государство тогда было меньше и поэтому масштабы бюрократии и чиновничьих перегибов тоже были не столь значительными. Многое было у государя на виду и особо ретивых дураков гораздо быстрее выявляли и заменяли.

Но нечто подобное было всегда. Не зря же существует поговорка "заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет".

С мобилизацией возникло то же самое - заставили военкомов проводить мобилизацию, которую никто из них никогда раньше не проводил. Потому что последняя была 80 лет тому назад, еще до их рождения. Вот и получили.

Где военком оказался умным и порядочным - там все относительно хорошо, а где оказался ретивым дураком - там напризывали от души.

Надо отметить, что президент и многие губернаторы довольно быстро отреагировали на возникающие проблемы и приняли меры.

Вряд ли все было исправлено и приведено в порядок до конца, почти наверняка среди 200 тысяч призванных около половины тех, кого можно было бы не призывать и наоборот многие из тех, кого следовало призвать в первую очередь, так и не получили повестки.

Были даже случаи, когда отказывали добровольцам, приходившим в военкоматы самостоятельно. Говорили "без повестки не положено".

Один из моих читателей в комментариях жаловался, что приходил добровольцем и получил отказ из-за возраста, хотя имеет боевой опыт и готов послужить стране еще раз. Совершенно напрасно отказали. Не всем же с пулеметом на передовой бегать и АГС-17 на себе таскать, есть же много позиций, на которых физическая нагрузка меньше - связь, наблюдение, охрана, обеспечение.

Мобилизация проходит далеко не идеально, это факт.

Но учитывая что наша страна действительно не проводила ничего подобного 80 лет, а в последние 30 и вовсе не собиралась всерьез воевать, готовилась только "жить-поживать и бабла наживать" - в этих условиях я бы сказал, что мобилизация проводится довольно неплохо.

И конечно же нельзя не отметить большое количество добровольцев. Правда есть и те, кто рванул из страны, стараясь избежать призыва. Но их сравнительно немного.

В западных СМИ насчитали то ли 700 тысяч уехавших из России, то ли вообще миллион. Но это явное преувеличение.

Власти Грузии и Казахстана, которые приняли большую волну "беглецов" сообщали о том, что к ним прибыло примерно по 50 тысяч. Наверное столько же отправилось в Белоруссию.

В общем, свалило из России наверное 200-300 тысяч, это примерно 1% мобресурса. И для мобилизации это совершенно не критично. Даже хорошо, что этот контингент не попадет на фронт, потому что ничего кроме морального разложения и подрыва боеспособности от них все равно на передовой не будет. Еще и в плен сдадутся - меняй их потом.

Плохо другое - бежавшие из страны 200-300 тысяч - это какие-никакие специалисты. Возможно даже неплохие специалисты в своих областях. И для экономики это конечно же потеря. Потеря невелика, но она есть.

Если бы кто-то подумал об этом заранее, то желающим избежать мобилизации можно было предоставить возможность другим способом помочь армии и стране. Например, приобретать экипировку для тех, кто отправляется на фронт.

Хочешь избежать мобилизации - купи экипировку для двух бойцов и спокойно работай дальше. Или квадрокоптер. Или хорошую снайперскую винтовку. Почему нет? И стране польза и фронту помощь. И человеку наверняка будет проще. Они же в России квартиры побросали, кто-то бизнес бросил, работу - наверняка многие потеряли больше, чем стоимость винтовки или квадрокоптера.

Но это опять же к вопросу о том, если бы мы жили в идеальной стране и проводили идеальную мобилизацию.

К сожалению, до идеала нам очень далеко и поэтому никто заранее не подумал, как сделать так чтобы и мобилизацию провести и 200-300 тысяч рабочих рук из России не свалило.

И на этом недостатки и недоработки мобилизации конечно же не заканчиваются.

В пунктах сбора и местах подготовки мобилизованых тоже "всяко-разно".

Где-то все здорово, мобилизованные получили полный комплект экипировки и проходят подготовку под руководством опытных инструкторов, участников реальных боевых действий. Репортажи с таких полигонов показывают по федеральным каналам. Смотрится красиво и придает уверенность в неминуемой победе.

Но где-то все ровно наоборот.

В телеграм-каналах и пабликах появилось множество записей с мест, где мобилизованных бросили в какую-то богом забытую казарму и наступила тишина. Ни инструкторов, ни командиров. Ни воды, ни постельных принадлежностей.

Понятно, что парней собирали не для того чтобы они спали в комфорте, на фронте постельных принадлежностей тоже не будет. Но вода-то хотя бы нужна. И командиры. И инструкторы.

Кто-то писал, что вообще привезли в чистое поле, высадили и сказали ждать. И два дня сидели, жрали что из дома захватили, всухомятку. Ждали "ветра в поле" в буквальном смысле слова.

Возможно просто сгущают. Возможно не в чистом поле их высадили, а на полигоне. Просто полигоном последний раз пользовались еще во времена Варшавского договора, распущенного Горбачевым. И за последние 35 лет он действительно немного зарос. До состояния, неотличимого от самого обычного поля. Но в документах Минобороны по-прежнему обозначен как полигон. И согласно мобилизационного плана, составленного еще при Брежневе, именно на нем полагалось формировать новые подразделения в ходе мобилизации. Просто небольшой разрыв между реальностью и документацией. 35-летний.

Корень проблем с размещением и обучением мобилизованных примерно тот же, что и в ходе самой мобилизации.

Если военкомы и командиры включают голову и действуют не формально, а работают на результат - процесс идет более-менее хорошо. Местами даже отлично. И недочеты быстро устраняются.

Если же военкомы и командиры действуют "на отшибись", наплевательски, лишь бы отчитаться - тогда получается нехорошо и даже очень плохо. Как на этапе призыва, так и на этапе размещения.

То же самое с экипировкой.

Кого-то обеспечили. Вряд ли многим выдали "Ратники", потому что их на все войска только 300 тысяч комплектов, на всех не хватит при всем желании. Но форму, бронешлемы, бронижелеты и разгрузки выдают. И медицину тоже вроде бы выдают. Во всяком случае самое необходимое.

Но где-то прямо беда. Доходит до того, что некоторые командиры пытаются отбирать даже ту экипировку, которую мобилизованные взяли с собой. Говорят, что не положено. Хотя это самоуправство и прямое нарушение. Но вроде бы подобных случаев немного.

В общем, до идеала далеко. Но примерно на 2/3 мобилизация проведена. И наверное половина из мобилизованных обеспечена экипировкой, инструкторами и организованно проходит обучение.

Это значит, что примерно на 100 тысяч качественного пополнения в ближайший месяц рассчитывать можно. И это уже неплохо.

Ну а там и остальные должны подтянуться.

Проблемы есть, но они решаемы.

Мы живем не в идеальном государстве. И наше государство давно не уделяло должного внимания вопросам вероятной мобилизации. В последние 30 лет вообще не собирались всерьез воевать, тем более со всем блоком НАТО.

Собирались "жить-поживать и бабла наживать".

Но началась война, причем гораздо более масштабная, чем рассчитывали.

Приходится учиться по ходу дела, вспоминать хорошо забытое старое, многое выстраивать и налаживать заново. И бороться со старыми проблемами, где-то вековыми, а где-то даже извечными.

Но у России нет другого выхода кроме как преодолеть все возникающие сложности, вспомнить всё что она знала о войне в славном прошлом, очередной раз собраться с силами и в конце-концов победить.


07.10.2022