Быть тренером... Часть 16

Оля Сома
*** Маячок из прошлого ***

Небольшое отступление вырванное из времени...

Сегодня, октябрь 2022 год.

Во время тренировки старших, занимаясь с группой мальчишек, обсуждая сцену на пять человек... в разгаре боя на палках вдруг вижу как один из парней бежит ко мне с телефоном в руках.
Точно знаю чей звонок. Восьмилетний сын отзванивается как дошел вечером из школы. Исключений нет, надо уделить ему минуту. Поднимаю трубку.

- Привет. Дома?

- Привет мам... нет еще.

- Ты где?

- Я у школы, тут драка...

Внутри ёкнуло... начала надеяться что это прозвучало просто для информации. Он отлично знает, я запрещаю ему драться... еще с садика.

- Понятно. В драку не лезь. Иди домой. Услышал?

Старшие вокруг меня насторожились прислушиваясь. Я поняла это...

- Мам... тут наши дерутся... двое против одного...

Отвечать нужно срочно, и мысли ураганом пронеслись в голове за доли секунд... Полезет или нет?... Не обманывай себя, ты знаешь чей он сын... Но учитывая что дерутся девятилетние мальчишки, объективно разнимать там собственно нечего... они еще не смогут нанести друг другу серьёзных травм, синяки не в счет... Вокруг меня старшая группа уже сильных пятнадцатилетних подростков... делая вид что повторяют упражнения на самом деле уже услышали волшебное слово "драка" и не пропустят ничего что я скажу... Что я могу ответить? Без вариантов, только правильные слова...

- Не смей влезать в драку! Они сами разберутся. Иди домой!...

- Ладно, я пошел.

Он положил трубку. Я попыталась сделать вид что не заметила как на меня сейчас смотрят. Но последовал осторожный вопрос.

- Что случилось?...

- Драка у школы, одноклассники...

Прошло секунд десять после окончания разговора и я уже предполагала где сейчас сын... Но любопытные подростки вокруг меня уже замерли во внимании... такое бы внимание во время объяснения упражнений.

- И что он?..

Что они хотят услышать от меня?... Я точно знала что он сейчас делает... Конечно в первый момент была надежда на то, что услышав мой строгий голос в трубке запрещающий лезть в драку он послушается, но... когда меня саму это останавливало? И учитывая ту скорость с которой он попрощался... конечно шансов не было. Был только один вопрос - чью сторону он принял. Но это уже мелочи. И старшим ребятам сейчас совершенно не надо об этом знать.

- Что он? Сказала идти домой, не лезть. Он знает что драться нельзя.

Ответила правильно, то что и должен был сказать детям тренер. И в общем-то правду. Сын с четырех лет практически жил со мной в спортзале, на обеде спал в тренерской, писал прописи и делал уроки на моем рабочем столе... он присутствовал почти на всех занятиях с четырех лет, пытаясь повторить всё что видит... он может дать сдачи даже не сомневаюсь... и он хорошо знает почему я запрещаю ему драться... потому что его удар уже достаточно грамотный и сильный для ребенка его лет... И сейчас там у школы дерутся его друзья...

Подумав что не могу сейчас ничего изменить, отбросила лишние мысли и продолжила занятие.
В перерыве между занятиями созвонились. Он дома. Уже хорошо. Разберемся когда приеду... подумав не стала озвучивать это.

- Привет, мам.

Он встретил меня на пороге довольный, забирая сумку из продуктового магазина. Дома тепло и он стоял передо мной в одних шортах... обратила внимание - без единого синяка... вселилась надежда что конфликт был не так и велик. Хотя... пусть сам расскажет.

- Что там у вас сегодня было?

- Ну... я не дрался, честно...

- Точно?...

- Я их разнимал...

Внутри что-то ёкнуло... какие знакомые слова... На секунду мысленно перенеслась в верхний зал нашего клуба... "Мы их только разнимали!"... ремень тренера летит и с большой силой опускается на пол прямо передо мной...
Мысленно лента последующих событий пронеслась в голове и я вдруг осознала что сейчас стою и смотрю на него таким же строгим взглядом тренера.

Он доставал из сумки пакеты с молоком. А я думала что это только начало... Понимая чья кровь в нем течет, отдавала себе отчет что смотреть в следующий раз как бьют его друзей он точно не будет. Стану ли запрещать ему драться? Однозначно да. Поможет ли это? Ну... возможно сторонних глупых разборок избежит. Но если дело коснется его или друга, вряд ли. Нужно быть честной с собой, ни разу такие запреты меня не остановили в экстренных ситуациях. Останавливали реальные вещи - шантаж и угрозы тренера. И то не всегда.

А сейчас мне нужно решить что делать дальше.

Можно конечно посчитать этот инцидент незначительным и забыть, но... я понимаю что это только начало его пути... сложного, полного трудного выбора, полного жестоких компромиссов, боли и слез. Жестоко? Зато честно.

Буду ли я его ругать? А смысл?
Пора объяснить как расставлять приоритеты. Пора научить тому что действительно важно.
Уже приняла решение по поводу завтрашней тренировки, точнее что произойдет после неё.
И ему это не понравится...

Сегодня кажется начала понимать о чем думал наш тренер каждый раз перед "серьёзным разговором". Задача донести до стоящего передо мной человека мысли о возможных рисках и последствиях. И желательно так чтобы запомнил.

Занятие группы закончено, все ушли в раздевалку. Он тоже направился к выходу из зала.

- Сына... иди-ка сюда...

Он конечно забыл о чем я ему говорила вчера вечером... Подошел.
Я выбрала из стойки с палками одну с мягкой обмоткой.

- Вставай в центр зала...

- Зачем?

- Ну ты же собирался разнимать своих друзей, в драку полез... Если и дальше планируешь этим заниматься, нужно уметь защищаться. Бить никого я тебе не разрешала и не разрешу, но разнимая других, будь уверен, тебе прилетит обязательно. Сейчас буду учить тебя закрываться от ударов.

Медленно обозначила палкой удары с боку в голову и по ногам, объяснила ему как ставить блоки.

- Понял?

- Понял.

- Поехали...

Сначала удары летели медленно и не сильно. Когда поняла что с легкостью успевает их отбивать начала ускоряться. Какое-то время он хорошо ловил все удары. Это не могло не порадовать меня. Но надо быть честным... на такой скорости никто в жизни бить не будет... К тому-же, основной задачей было сделать так чтобы это запомнилось... И я хорошо знаю как достигается эта цель.

Удары в голову полетели сильнее... хоть палка и с мягкой обмоткой, но синяки будут точно. Пусть понимает что ловить реальные удары не так и весело, руки болят потом долго. По ногам удары полетели еще быстрее и сильнее, несколько раз нарочно ускорилась чтобы он не успел убрать ногу, пропустив подобие лоукика. Да еще сам пару раз умудрился вместо блока повернуться... в совсем невыгодное для него положение получив хорошие удары по пятой точке... Больно? Однозначно. Но не смертельно.

Пропустив очередной удар по ноге, уже смотрел на меня исподлобья, пыхтя и ставя блоки от новых... А как он хотел? Так и учатся.
По взгляду читалось как бегают мысли в его голове. Он уже не играл. Отвлекаться на боль от блоков было некогда, удар пропустить еще больнее... Пыхтя он старался поймать все.
Если бы он был постарше, так просто не отделался бы. Но на сегодня вполне достаточно. Мысли в голове уже заработали в нужную сторону, это хорошо.

- Ну что, сына... понравилось драться?..

- Лучше бить первому...

- Я тебе дам, бить первому!.. Даже не думай. И если в следующий раз полезешь опять кого-то разнимать, имей в виду, там прилетит еще больнее. Понял?

- Понял...

Какое-то время мы молча прибирали зал. Ему нужно время переварить новую информацию. Переодеваясь не заметила на его руках синяков, только красные полосы на ногах, но... еще не вечер. Свою силу я конечно контролировала, палка снаружи мягкая, пропустить удар довольно болезненно, но травмы не будет.
Домой ехали молча. Отправила в школу, обещал не влезать в разборки мальчишек... Сделала вид что поверила...

Стоп! Неужели тренер тоже только делал вид что верит мне?!.. Наивным он никогда не был... Он не верил мне изначально! Его секрет раскрыт только сейчас. Но я верила в это, давая обещание... Ведь если бы он не сказал что верит, то и не обещала бы... и что бы меня тогда сдерживало?... Он прощитал меня...
Какие еще сюрпризы предстоит открыть?..

Собираясь на тренировку старшей группы подумалось, как хорошо что они не дерутся на улице и не приходится еще разбираться с этим. Несколько лет назад, как только поняла что их удары становятся действительно сильными, предупредила о последствиях сразу. Получилось довольно убедительно. Поверили. И пока держатся.

Настораживает то, что они растут... скоро их вряд-ли смогут сдерживать запреты и обещания данные мне в тринадцать лет. И они точно во что-нибудь влезут...
Хочется уберечь их от глупых ошибок и поступков. Похоже пора активнее начинать учить их защищаться...