5. О предках и метаморфозах

Александр Головко
        О предках и метаморфозах
   Мои предки родом с Кубани. Дед, по словам отца, был конезаводчиком. Жили они тогда вполне зажиточно.
   Расскажу об одном эпизоде из жизни отца. Мне удалось выудить у него кое-что, став постарше.
   На верхней лобной части головы у отца был глубокий синий шрам. И как только я решился спросить об этом, он ответил просто, как о чём-то будничном, что это «память от бати, оставленная молотком…».
   И пояснил: «Мой будущий дед, отец моего отца решил отремонтировать входную дверь с улицы в сенцы. Он снял её с петель. Закончил ремонт, оставалось прикрепить к косяку. Поставил меня на стул и велел придерживать дверь. Я был подросток лет шести, стоял на шатком стуле и с трудом держал тяжёлую дверь, подпёртую снизу кирпичом.
   Налетел порыв ветра, дверь вырвалась из рук и упала на моего деда.
   В сердцах старый казачура, не раздумывая, запустил молоток в «непутёвого» внука. Молоток, как томагавк индейца, описав дугу, врезался в переднюю часть черепа, чуть выше лба…»
   Что тут сказать? Это кажется дикостью. Нормальный человек возмутился бы и был бы тысячу раз прав.
   Я тогда промолчал, не поняв дикую выходку деда, осознав трагичность ситуации гораздо позже. Отец же говорил спокойно о той давней истории, о том в прямом смысле ударе «судьбы». Дело прошлое, оставившее зарубку времени в его памяти и на голове...
   Можно ужасаться подобным приступам бешенства и диким нравам того времени, но история, как говорится, не имеет сослагательного наклонения.
   Слава богу, он выжил… Заботливый уход матери, моей бабушки (о которой я не знаю ничего, даже имени) всё-таки сохранили Власа, моего будущего отца.
   Не судьба ему погибнуть от молотка, не погиб он и ещё во многих передрягах того времени.
   Оно было суровым: войны, репрессии… Более того, он прожил долгую, хотя и трудную жизнь, скончавшись на восемьдесят втором году жизни. Тут и подумаешь: насколько всё относительно в этом мире. Или всё предопределено?
   По малолетству я особо не расспрашивал отца, а ведь было наверняка много чего. Достались тому поколению и невзгоды, и радости. Революция, Гражданская война, коллективизация, раскулачивание, репрессии, ссылка...
   Гораздо позже мне захотелось узнать, как занесла судьба отца с Кубани на Дальний Восток?
   Под Благовещенском, в селе – с простым русским названием Михайловка жил Влас Николаевич со своей первой женой и детьми, сосланный в эти края с Кубани. Сбежал ли в Оренбургскую область от первой жены  или она умерла, и он поехал искать счастья в наши края?
   Вспомнился ещё один его рассказ.
   Однажды он простудился и, как следствие, потом сильно болел всю жизнь. Было это зимой. Отец пришёл поздно вечером с какой-то вечеринки.
   Он еле держался на ногах, но знал всегда твёрдо – надо дойти до дому. И зайдя в хату, свалился на пол, головой к приоткрытой двери.
   Всю ночь так и проспал. А под стоячий воротник полушубка задувал сквознячок… Жена даже не удосужилась хотя бы оттащить его в сторонку.
   Отец говорил мне, что его коварная болезнь называется бруцеллезом. И всю жизнь мучился по ночам, днём же чувствовал себя относительно нормально.
   Оказавшись в нашей области, встретил мою будущую мать. Сошлись и появились мы со Славкой.
   Но, видимо, разрываясь между первой и второй семьями, он вскоре оставил нас и уехал на Дальний Восток, пообещав вызвать к себе, как только обустроится.
   В нашей стране многое было и есть такого, что покруче шекспировских трагедий. Можно взять любой кусок истории России – сплошные метаморфозы, в которых блуждали, пропадали или, наоборот, ; выживали чудным образом миллионы соотечественников.
   Думаю, нет нужды напоминать о всех перипетиях и бесконечной чехарде событий в истории нашей многострадальной Отчизны…
   Я был маленьким, когда пришло письмо от отца, и мама тут же собралась в дальнюю дорогу.
   Смутно помню переживания мамы. Каково ей было, уже немолодой, тогда оставаться с двумя малыми детьми, не считая старших, которые тоже не до конца устроены в жизни.
   К счастью, отец оказался человеком слова.
   И вот мы отправились через пол страны в невиданные места, на Дальний Восток.
   Мама доверилась отцовскому письму. Ей пришлось бросить худой, но свой домишко и тащиться к чёрту на кулички…