Домский собор, философ Кант и вещь в себе

Светлана Петровская
         Возможно, мой рассказ кому-то покажется сложным: высокая философии трудна для понимания. Я и сама почти сломала голову, разбираясь в «критике чистого разума» и размышляя о «вещи в себе». Но постараюсь разбавить повествование чем-нибудь интересным или забавным.

      Философ Иммануил Кант полагал, что настоящему философу для обретения правильной перспективы необходимо путешествовать. Полностью с ним согласна!
      Мне повезло: в сентябре я побывала на его родине.

    Старопрусский Твангсте, польский Крулевец, немецкий Кенигсберг, русский Калининград…

    Не раз переходил он из рук в руки. Менял названия и веры.  История этого замечательно красивого города  насыщена  трагическими событиями.  Но известен он ещё и тем, что здесь находится могила великого философа Иммануила Канта.

     И по приезде я сразу отправилась в Домский собор Богоматери и святого Адальберта в Кнайпхофе. Его возвели рыцари Тевтонского ордена в 1333-1380. Был он главным католическим храмом города Кёнигсберга, затем главным лютеранским храмом Пруссии.

   Построенный в стиле кирпичной (балтийской) готики, он В 2007 году даже входил в число претендентов на звание одного из «Семи чудес России». Сейчас собор не действует, но есть евангелическая и православная часовни.

     И есть огромный орган – самый большой в России.  На самом деле, их два. Органисты, сидя за одним, могут играть на двух сразу. Во как!  Я там была  и  музыку, как мёд, пила, восхищалась водопадом звуков, проходящих насквозь, словно меня варили в бурлящем волшебном котле, откуда выходишь обновлённым и молодым.

   Ныне Собор, скверы и площади, окружённые водой, официально именуются «Островом Иммануила Канта».  Здесь музей философа и под стеной Собора его  могила – каменная пирамидальная плита, строгая и торжественная.

    Кстати, Кант был последним, кого похоронили в соборе. 
Он присягнул на верность Российской короне и Елизавете в 1758. Был самым знаменитым гражданином города. Даже чудаком и провидцем. Сказал, что доживет до 80 лет -  и дожил! (79 лет и 10 месяцев).

     Преподавал в университете Альбертина, и студенты любили его. Ведь он старался соответствовать тому, что декларировал.

  Он считал так: если хочешь сделать мир лучше, начни с себя. Исследуя чувственность, рассудок и разум, он ставит три вопроса: что надо знать? что надо делать? на что можно надеяться?

   «Критика чистого разума» - главное его произведение.

   Кант заявлял, что для каждого  собственная высшая ценность — это ДРУГИЕ люди. Он утверждал:  «Не будь их, я не могу быть человеком». Вдумайтесь в эту фразу!
 
      Мы не можем существовать как люди, если нет других людей. Поэтому каждый человек — это наша высшая ценность. Гибель каждого — это гибель частицы нас самих.

     По-моему, сказано гениально верно и гениально просто, но простота здесь –  высшая форма ясности мысли!  И к тому же, мысль эта  сверхактуальна сейчас.  Да, пожалуй, и в любые эпохи войн и революций.

    А вот и обещанная интересность. Иммануил Кант подверг критике пять доказательств бытия Бога от Фомы Аквинского. Однако мыслитель с удивлением обнаружил и сформулировал шестое доказательство того, что Бог существует! Вот оно:

  - Мы послы иного, нематериального мира, в котором действует не принцип детерминизма (причинно-следственных связей), а принцип Свободы и Любви. В мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи. И мы к нему причастны.  Отсюда простой вывод: мы свободны – а значит, Бог существует.

     Выдающийся русский поэт и современник Канта  Гавриил Державин в оде «Бог» приходит к тому же выводу: «Я есмь – значит, есть и Ты!»

     Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» устами Воланда, вспомнившего  Канта,  приводит  доказательства  бытия Бога, на что Иван Бездомный в духе своего времени восклицает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!»

       А что Кант?
     Всю свою жизнь он подчиняет режиму. Подъём в 5 часов утра, на завтрак – чашка слабого чая, работа в университете. Потом работа дома до 13:00, затем обед.  Ел он один раз в сутки и всегда в компании друзей.

     За столом, по его убеждению, должно быть от 4 до 9 человек. Не меньше, чем граций, и не больше, чем муз. Два человека, по Канту, обязательно  сплетники...

     После обеда он отправлялся на ежедневные прогулки. Возвращался в одно и то же время. Гулял по определённому маршруту, так что жители города сверяли по нему часы. Существует легенда, что однажды он зачитался и опоздал. Жителям города пришлось перевести свои часы.

   А цитаты из произведений Канта «ушли в народ», и я с удовольствием  напомню вам несколько:

- «Весёлое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире».

- «Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека».

- «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой – отражающиеся в ней звёзды»

 - "Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".

    Но вернёмся в музей. Я увидела большой экран, на котором, как в "скайпе", появился живой Кант. И я могла поговорить с философом, задать ему вопросы. Что я и сделала. Вам, конечно, интересно, о чём спросила я Канта – естественно, о его жизни и взглядах. Он вежливо и долго отвечал, потом любезно попрощался.

    А я отправилась бродить по вечерним улочкам Калининграда, размышляя о «звёздном небе надо мной и моральном законе внутри меня».

     И родились стихи…
                ***
Ах, в метафизике я вовсе не сильна...
Что есть любовь? а мир?  или война?
Философ Кант в компьютерной сети
Не смог от многословия уйти.

Бросаю камни в омут бытия:
Быть иль не быть?
Кто в этом мире я?
Но на воде - круги да Солнца блик.
А опыт СВОЙ – важнее мудрых книг!

Рюкзак мой не тяжёл, а Путь далёк.
И в сердце - любопытства уголёк.
Что знать могу? что делать? Просвети!
На что могу надеяться в пути?

Философ Кант всё знал наверняка
 И хитро улыбался сквозь века…